Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Ларин Олег Николаевич. Теоретические и методологические основы развития транзитного потенциала автотранспортных систем регионов (на примере Челябинской области) : диссертация ... доктора технических наук : 05.22.01 / Ларин Олег Николаевич; [Место защиты: ГОУВПО "Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет)"].- Москва, 2008.- 494 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-5/15


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

1.1. Транзитный потенциал автотранспортных систем как

научная категория 12

  1. Общая характеристика автотранспортной системы Челябинской области 30

  2. Предпосылки формирования и перспективы обслуживания международных транзитных потоков автотранспортными системами регионов 35

  3. Использование потенциала автотранспортных систем

регионов для обслуживания внутреннего транзита 60

  1. Характеристика условий использования транзитных провозных возможностей автотранспортной системы Челябинской области 80

  2. Методические основы оценки транзитного потенциала автотранспортных систем регионов 107

  3. Содержание концепции развития транзитного потенциала автотранспортной системы региона 133

Выводы по первой главе 135

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОРГАНИЗАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА 139

  1. Типология транспортных систем 139

  2. Организация автотранспортных систем на основе функционального подхода 161

  3. Интегрированная модель автотранспортной системы страны 189

2.4. Интегрированная модель автотранспортной системы региона .... 209
Выводы по второй главе 228

ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЯ СТРУКТУРНОГО ПОСТРОЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

  1. Стратифицированная модель структуры компонентов транспортной системы 232

  2. Страта технических компонентов 236

  3. Страта технологических компонентов 257

3.4. Страта организационных компонентов 261

Выводы по третьей главе 276

ГЛАВА 4. СИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

  1. Системология транспортных систем 278

  2. Системные закономерности функционирования и развития транспортных систем 286

  3. Методологические аспекты интеграции различных видов транспорта в единую систему 302

  4. Концептуально-методологические основы согласованного функционирования автотранспортных

систем различных уровней 316

Выводы по четвертой главе 3 22

ГЛАВА 5. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТРАНЗИТНОГО

ПОТЕНЦИАЛА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ РЕГИОНОВ ... 324

  1. Применение математических моделей для развития автотранспортных сетей 324

  2. Модели состояний автотранспортных потоков 336

  3. Модель фазовых состояний автотранспортного потока 343

  4. Методы размещения сетевых узлов в автотранспортных

системах регионов 370

5.5. Моделирование параметров обходных путей населенных

пунктов для пропуска транзитных потоков 384'

5.6. Рекомендации по развитию транзитного потенциала
автотранспортной системы Челябинской области 399

Выводы по пятой главе 424

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 427

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 430

ПРИЛОЖЕНИЯ 443



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Автотранспортные системы регионов России выполняют большой объем работы по перевозке грузов и пассажиров. Они участвуют в процессе местного воспроизводства, обеспечивая доставку сырья и готовой продукции внутри региона и за его пределы, с участием элементов региональной автотранспортной системы обслуживаются международные и межрегиональные транзитные потоки.

Правительство России ставит задачи увеличения объемов международных транзитных перевозок по России, которые, благодаря выгодному транспортно-географическому положению страны, способны обеспечить отправителям грузов экономию времени и денег, а для России дополнительные доходы от экспорта транспортных услуг. Принимая во внимание достаточно стабильное состояние отечественной экономической системы на фоне мирового экономического кризиса, транзит по России имеет хорошие перспективы роста.

Не менее актуальной для России является задача повышения эффективности межрегиональных транзитных сообщений. Принимая во внимание размеры территории страны, расположение ресурсных и перерабатывающих баз, характер хозяйственных связей и расселения населения, становится очевидным, что дальнейшее социально-экономическое развитие России в значительной мере будет зависеть от скорости и экономичности межрегиональных сообщений, выполняемых, в том числе по автотранспортным системам транзитных регионов. Повышение эффективности межрегиональных сообщений способно качественно изменить характер размещения и взаимодействия производительных сил, позволит создать новые экономические центры, расширить площадь территорий Российской Федерации, вовлеченных в активный экономический оборот, увеличить объем внутреннего рынка и расширить рынки сбыта отечественной продукции за пределами страны.

В связи с активным участием России в интеграционных процессах с зарубежными странами заметно возрастают объемы международных

5 автомобильных перевозок грузов внешней торговли транзитом по автотранспортным системам приграничных регионов. Задача реализации внешнеэкономического потенциала страны обуславливает необходимость повышения эффективности внешнеэкономического транзита.

Развитие транзитного потенциала автотранспортных систем регионов имеет огромное социально-экономическое и геополитическое значение. Однако современное состояние автотранспортных систем многих транзитных регионов страны не позволяет в полной мере обеспечить высокую эффективность транзитных перевозок. В то же время отечественными учеными не уделяется достаточного внимания вопросам развития транзитного потенциала автотранспортных систем регионов России. В этой связи представляется актуальным исследование факторов, определяющих потенциал автотранспортных систем регионов страны по эффективному обслуживанию транзитных потоков, и разработка рекомендаций по его развитию.

Цель работы состоит в совершенствовании теоретико-методологических основ организации и функционирования автотранспортных систем регионов и разработке принципов их развития в условиях роста транзитных сообщений.

Задачи исследования:

  1. разработка методических основ оценки транзитных провозных возможностей автотранспортных систем регионов;

  2. исследование факторов, определяющих транзитную нагрузку на транспортные системы регионов и влияющих на эффективность обслуживания транзитных потоков;

  3. разработка концептуальных основ развития транзитного потенциала автотранспортных систем регионов;

  4. исследование теоретических аспектов типологии транспортных систем и обоснование таксономических принципов их систематики; построение модели интегрированной автотранспортной системы региона и ее функциональная характеристика;

  1. разработка методологических основ структурного построения автотранспортных систем регионов и исследование системологических принципов их функционирования и развития;

  2. разработка моделей и методов оптимизации региональных автотранспортных сетей, обеспечивающих высокую эффективность транзитных сообщений.

Объектом исследования являются автотранспортные системы регионов страны, а конкретным объектом наблюдения — автотранспортная система Челябинской области.

Предметом исследования являются теоретические и методологические основы развития транзитного потенциала автотранспортных систем регионов.

Теоретико-методологические основы исследования. Диссертационное исследование выполнено на основе трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых в области проектирования и развития транспортных систем, мультимодальных и интермодальных перевозок, моделирования транспортных потоков и оптимизации транспортных сетей. Теоретико-методологической основой исследования явились системный подход, системный анализ, технология терминальных перевозок, теория иерархических многоуровневых систем, транспортная логистика.

Информационная база исследования. Законодательные и нормативные правовые акты, Транспортная стратегия России, Федеральные и региональные целевые программы развития транспортных систем, материалы федеральных и региональных органов власти и управления, статистические данные Челябинской таможни и Управлений государственного автодорожного надзора по Челябинской и Курганской областям и другие материалы.

Научная новизна диссертационной работы. В диссертации обосновано использование функционального подхода к организации автотранспортных систем регионов, что явилось предпосылкой получения следующих новых научных результатов:

  1. Разработаны методические рекомендации по оценке транзитных провозных возможностей автотранспортной системы региона, обоснованы подходы и используемые характеристики, предложены аналитические выражения для оценки транзитного потенциала, исследованы факторы, определяющие уровень транзитной нагрузки и влияющие на эффективность транзитных сообщений.

  2. Сформулирована концепция развития транзитного потенциала автотранспортных систем регионов, определены стратегические цели обслуживания транзитных сообщений, приоритеты развития объектов транспортно-технологической инфраструктуры, принципы реконфигурации и оптимизации параметров автодорожной сети, размещения транспортных узлов в региональных автотранспортных системах, обеспечивающие высокую эффективность транзитных сообщений и повышающие степень использования транзитных провозных возможностей автотранспортной системы.

  3. Разработаны теоретические положения типовой модели интегрированной автотранспортной системы, которая включает иерархию функциональных таксонов, обоснование и характеристику интеграционной и транзитной функций, исследованы особенности функционирования автотранспортной системы региона, выявлено образование межсистемных связей при обслуживании транзитных сообщений.

  1. Исследованы методологические принципы структурного построения автотранспортных систем регионов, разработана стратифицированная модель структуры компонентов, которая позволяет отобразить сложный и неоднородный по своей природе состав частей автотранспортной системы и особенности их взаимодействия, объяснить механизмы образования системных эффектов, и обосновать распределение полномочий по развитию автотранспортной системы региона.

  2. На основе исследования системных закономерностей функционирования и развития автотранспортных систем разработано теоретическое обоснование механизмов взаимодействия и межсистемной интеграции в многоуровневых

8 транспортных системах и разработаны методологические принципы их согласованного функционирования.

  1. Теоретически обоснована модель фазовых состояний транспортных потоков, исследован механизм фазовых переходов в состояниях транспортных потоков, определены основные индикаторы агрегатных состояний и обоснован диапазон из возможных изменений, разработаны рекомендации по использованию модели фазовых состояний для целей развития транзитного потенциала автотранспортных систем регионов.

  2. Разработаны методы размещения сетевых узлов в автотранспортных системах регионов, обеспечивающие интеграцию внутрирегиональных и транзитных грузопотоков, разработана модель оптимизации параметров обходных путей населенных пунктов, используемых для движения транзитного транспорта.

Практическая значимость. Результаты исследования имеют прикладной характер и могут быть использованы федеральными и региональными органами власти и управления при разработке комплексных программ развития автотранспортных систем страны и регионов. Разработанные в диссертации подходы, модели и методы ориентированы на практическое применение и расширяют возможности по оценке результатов функционирования автотранспортной сети региона и обоснованию проектов ее реконструкции и развития в целях повышения эффективности транзитных сообщений. Внедрение результатов исследования позволяет более рационально решать задачи комплексного развития автотранспортной системы региона за счет повышения качества результатов анализа транзитообразующих факторов и обоснованности оценок потребностей в перспективных транзитных провозных возможностях, конкретизации требований к состоянию объектов транспортно-логистической инфраструктуры регионов и формирования сбалансированных программ по их развитию.

Реализация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования применяются на практике Федеральным государственным

9 учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» при оценке эффективности функционирования сети федеральных автомобильных дорог, проходящих по территории Челябинской области, и при обосновании проектов их реконструкции и развития.

Разработанные в диссертации теоретико-методологические принципы развития транзитного потенциала автотранспортной системы региона используются Министерством экономического развития Челябинской области в программах модернизации транспортно-логистической инфраструктуры Челябинской области, направленных на реализацию транспортно-географических преимуществ региона. Модели и методы развития транзитных ресурсов региона применяются при обосновании проектных мероприятий по реконструкции и строительству объектов автотранспортной сети Челябинской области и обеспечивают достижение положительного социального эффекта в виде улучшения транспортной инфраструктуры региона и развития транзитного потенциала его автотранспортной системы. Содержащиеся в диссертационном исследовании конкретные рекомендации по развитию сети автомобильных дорог регионального значения и формированию сети логистических комплексов на территории региона учтены в Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года.

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете) и Южно-Уральском государственном университете.

Диссертационное исследование выполнено в рамках фундаментальной научно-исследовательской работы по проблемам организации и функционирования транспортных систем по заданию Федерального агентства по образованию РФ (per. номер 01.20.0 803054).

Квалификация работы. Диссертационное исследование квалифицируется как теоретическое обобщение, направленное на решение крупной научной проблемы повышения эффективности транзитных сообщений по автотранспортным системам регионов, имеющей важное хозяйственное

10 значение для развития автомобильного транспорта страны и повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы. Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Методические рекомендации по оценке транзитных провозных возможностей автотранспортных систем регионов.

  2. Концептуальные основы развития транзитного потенциала автотранспортных систем регионов.

  3. Модель интегрированной автотранспортной системы региона, ее функциональная характеристика.

  4. Методология структурного построения автотранспортных систем регионов, разработанная на основе теории многоуровневых иерархических систем.

  5. Механизмы межсистемной интеграции в многоуровневых транспортных системах, методологические принципы их согласованного функционирования.

  6. Модель фазовых состояний транспортных потоков и рекомендации по ее использованию для целей развития транзитного потенциала автотранспортных систем регионов.

  7. Методы размещения сетевых узлов в автотранспортных системах регионов, модель оптимизации параметров обходных путей населенных пунктов.

Апробация работы. Основные теоретико-концептуальные положения, рекомендации и результаты исследования доложены и одобрены на международных, региональных и отраслевых конференциях в Челябинске (2002-2008 гг.), Тюмени (2005-2008 гг.), Москве (2002, 2004, 2007 гг.), Екатеринбурге (2007-2008 г.), Самаре (2008 г.), Перми (2008 г.), Санкт-Петербурге (2008 г.), Ереване (2008 г.).

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 31 работе, в том числе — 1 монография. В рекомендованных ВАК РФ изданиях опубликовано 10 работ. В опубликованных работах автору

принадлежат основные идеи, теоретический и экспериментальный материал, выводы.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст размещен на 429 страницах, включает 45 таблиц, 88 рисунков. Список литературы включает 218 наименований.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций