Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Касьянова Наталья Сергеевна. Формирование представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Касьянова Наталья Сергеевна; [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т]. - Шадринск, 2009. - 174 с. РГБ ОД, 61:10-13/322


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ИДЕЙ ТЕОРИИ И
ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ ПОЛОРОЛЕВОГО
ПОВЕДЕНИЯ
14

  1. Историко-логический анализ проблемы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста 14

  2. Структурно-функциональная модель формирования представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста 51

  3. Педагогические условия формирования представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста 68

ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 88

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
ПОЛОРОЛОЕВОМ ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
91

2.1. Критериально-диагностический инструментарий изучения

представлений о полоролевом поведении у детей старшего
дошкольного возраста 91

2.2. Реализация структурно-функциональной модели формирования

представлений о полоролевом поведении 122

2.3. Динамика сформированное представлений о полоролевом

поведении у детей старшего дошкольного возраста 136

ВЫВОДЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЧАСТИ 148

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 153

ПРИЛОЖЕНИЯ 171

Приложение А 172

Приложение Б 174



Введение диссертации:

Актуальность проблемы и темы исследования. Постоянно изменяющиеся условия общественной жизни, модернизация системы образования влекут за собой необходимость рассмотрения классической системы воспитания с целью поиска новых подходов к воспитанию подрастающего поколения, созданию условий для становления детей как полноценных личностей, в том числе и как представителей определенного пола. В последнее десятилетие в педагогике появилась проблема полоролевой социализации детей, в контексте которой рассматривается вопрос формирования представлений о полоролевом поведении у детей, начиная с дошкольного возраста. В этот период осуществляется переосмысление взаимоотношений полов, осознание себя как представителя определенного пола, идентификация себя с мужчиной или женщиной, выбор модели поведения в соответствии со своим полоролевым образом.

Актуальность формирования представлений-о полоролевом поведении'* у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой - полоадекватной личности. Постоянно изменяющиеся условия общественной жизни, модернизация системы образования предъявляют к системе дошкольного воспитания требования, которые прописаны в нормативных документах «Об образовании», в «Концепции дошкольного воспитания», в «Концепции модернизации российского образования' на период до 2010 года». Данные, содержащиеся в нормативно-правовых документах, определяют линии направлений дошкольного образования в РФ: необходимость рассмотрения классического воспитания с целью поиска новых подходов к воспитанию подрастающего поколения, созданию условий для становления детей- как полноценных личностей, в том числе и как представителей определенного пола.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования проблемы формирования представлений о полоролевом поведении детей

старшего дошкольного возраста исходит из недостаточной разработанности (в соответствии с социальным заказом и основными задачами, стоящими перед ДОУ в аспекте изучения взаимоотношений ребенка с представителями своего и противоположного пола), теоретических подходов к половому воспитанию старшего дошкольника как неотъемлемой части нравственного воспитания и воспитательного процесса ДОУ в целом. Актуальность на данном уровне составляют исследования психологов (Л.С. Выготский, 3. Фрейд, И.С. Кон, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, Н.А. Рыбников, Н.Е. Румянцев и др.), педагогов (Ж.-Ж. Руссо, Л.П. Стрелкова, Л.В. Градусова, Т.А. Репина, Е.А. Кудрявцева, Н.К. Дедовских, И.В. Тельнюк и др.

Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что существует проблема отсутствия пособий, дидактического материала, методических рекомендаций для формирования представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста. Единичными являются исследования И.Н. Евтушенко, Л.В. Коломийченко, Т.А. Репиной, Н.Е. Татаринцевой, которые посвящены решению вопросов, связанных с тендерным воспитанием детей дошкольного возраста.

Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих в настоящее время противоречий между:

- социальным заказом общества на выполнение образованием функций,
связанных с формированием полоадекватной личности, способной к полному
взаимодействию с окружающей средой, то есть с представителями своего и
противоположного пола, и активному ее преобразованию и отсутствием
достаточных педагогических условий для реализации данного заказа;

- педагогическим потенциалом коллективных видов деятельности
(игровая, трудовая) дошкольников для формирования представлений о
полоролевом поведении и недостаточностью разработки педагогических

аспектов формирования представлений о полоролевом поведении в коллективных видах деятельности;

необходимостью изучения и обоснования формирования представлений о полоролевом поведении старших дошкольников в коллективных видах деятельности в дошкольной педагогике и практике дошкольных образовательных учреждений и отсутствием теоретического и методического обеспечения данного процесса.

Выявленные противоречия помогли обозначить проблему исследования, которая заключается в определении педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста в коллективных видах деятельности.

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования: «Формирование представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста.

В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста, будет успешным, если будут учтены следующие педагогические условия:

1) определенность программного содержания, доступного восприятию и усвоению детям дошкольного возраста;

  1. организация коллективных видов деятельности, способствующих формированию представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста;

  2. наличие полоразвивающего пространства в ДОУ, выступающего в качестве одного из факторов овладения и проявления представлений о полоролевом поведении.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвигаемой гипотезой сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить состояние проблемы в философской, психолого-педагогической литературе по теме исследования, конкретизировать сущность понятий «полоролевое поведение», «полоразвивающее пространство» и «полоадекватная личность» применительно к детям дошкольного возраста;

  2. Определить содержание представлений о полоролевом поведении

у детей старшего дошкольного возраста, на основе чего спроектировать "' структурно-функциональную модель их формирования в целенаправленном взаимодействии с детьми в условиях ДОУ;

3. Охарактеризовать основные показатели, критерии и уровни
сформирован ности полоролевых представлений у детей старшего
дошкольного возраста и экспериментально проверить эффективность
педагогических условий их формирования.

Теоретико-методологической основой диссертационного

исследования являются:

- философские идеи о сущности человека и природы пола (Аристотель,
Платон, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Г. Зиммель

и др.);

- идеи о положении и сущности целостного педагогического процесса
(Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.А. Ильина, Л.П. Качалова,
И.С. Кон, Д.В. Колесов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков,
А.Н. Уемов, Э.Г. Юдин, Д.Б. Эльконин, Н.Л. Худякова, Е.О. Яковлева и др.);

психолого-педагогические идеи о необходимости полового
воспитания (Л.В. Градусова, Ю.С. Григорьева, И.Н. Евтушенко,

Л.В. Коломийченко, И.С. Кон, Н.К. Крупская, Е.А. Кудрявцева, Т.А. Репина, Л.П. Стрелкова, Н.Е. Татаринцева и др.);

теории полоролевой социализации личности (К. Джеклип, Л.В. Коломийченко, Е. Маккоби, Т.А. Репина, Н.Е. Татаринцева и др.);

- теория игровой деятельности (Т.В.Антонова, Р.И.Жуковская,
Е.В. Зворыгина, Р.И. Иванкова, Ы.Я. Короткова, Д.В. Менджерицкая,
Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, В.А. Сухомлинский и др.);

- теория трудового воспитания дошкольников (Р.С. Буре, Г.Н. Година,
Г.М. Киселева, Е.И. Корзакова, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева,
Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова, В.Г. Фокина и др.);

концепции личностно-деятсльностного подхода (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Грубайчук, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

концепции аксиологического подхода (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, Б.Т. Лихачев, З.И. Равкин, Н.Л. Худякова и др.);

идеи тендерного подхода (И.Н. Евтушенко, В.Д. Еремеева, И.С. Кон, Т.А. Репина, А.Г. Хрипкова, Т.П. Хризман и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретические (историко-логический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы нормативных документов по проблеме исследования, проектирование структурно-функциональной модели формирования представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста), эмпирические (изучение, анализ, обобщение опыта и массовой практики, наблюдение, беседа, решение детьми проблемных ситуаций, рисуночная методика, анкетирование), статистический анализ (анализ результатов исследования с помощью критерия Пирсона).

Основные этапы исследования:

Первый этап (2006-2007 гг.) - организационно-педагогический - был посвящен изучению и анализу философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблеме исследования. На основе анализа были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза. Проводился констатирующий этап исследования по определению состояния проблемы и выявлению возможностей и перспектив ее решения в условиях ДОУ.

Второй этап (2007-2008 гг.) - экспериментальный - создавалось теоретическое обеспечение исследования проблемы (обосновывался выбор теоретико-методологических подходов, формулировались их основные положения, определялись принципы изучаемого процесса). Разрабатывалась структурно-функциональная модель формирования полоролевых представлений у детей старшего дошкольного возраста, выявлялись педагогические условия ее эффективного функционирования. Осуществлялась апробация и корректировка разработанной структурно-функциональной модели формирования полоролевых представлений у детей старшего дошкольного возраста, проверка полученных в ходе исследования выводов, внедрение результатов исследования в практику работы ДОУ.

Третий этап (2008-2009 гг.) итогово-диагностический - завершался формирующий этап исследования. На этом этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация, обобщение и описание полученных результатов, оформлялись результаты диссертационного исследования.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ № 7 и 18 г. Шадринска, № 10 «Сказка» г. Катайска Курганской области. Исследованием было охвачено 109 детей, 52 педагога, 76 родителей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

показана необходимость формирования представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих становление полоадекватной личности;

экспериментально доказана эффективность педагогических условий (наличие программного содержания, организация коллективных видов деятельности и полоразвивающего пространства), способствующих формированию представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста;

впервые спроектирована структурно-функциональная модель формирования представлений о полоролевом поведении, включающая организацию коллективных видов деятельности (игровой и трудовой деятельности).

Теоретическая значимость исследования:

теория дошкольного образования обогащена методологическим обоснованием формирования представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста;

содержание представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста представлено по блокам, отражающим информацию о внешнем виде, об основных маскулинных и фемининных качествах, об особенностях поведения и взаимоотношений между представителями разного пола;

конкретизирована сущность понятий «полоролевое поведение» (социально-одобряемое поведение ребенка, заключающееся в согласованности между представлениями о полоролевом поведении, толерантным отношением к представителям своего и противоположного пола, мотивами к принятию полоролевого образа, а также усвоением качеств мужественности и женственности и отражении их в общении с другими людьми), «полоразвивающее пространство» (совокупность взаимосвязанных элементов предметной, пространственной и социальной среды, способствующих полоролевой социализации детей дошкольного возраста),

«полоадекватная личность» (человек, наделенный половым самосознанием, совокупностью представлений о специфике полоролевых представлений; обладающий потребностью в соответствии с ценностными ориентирами следовать общепринятым нормам; и владеющий способами поведения, адекватными половой роли в рамках заданной психосексуальной культуры);

- изучены и подтверждены возможности коллективных видов
деятельности в формировании представлении о полоролевом поведении;

- содержательно наполнены блоки структурно-функциональной модели
формирования представлений о полоролевом поведении, способствующих
становлению полоадекватной личности ребенка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- выявлены и обоснованы критерии и показатели сформированности
представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного
возраста.

- разработан диагностический материал для выявления уровня
сформированности представлений о полоролевом поведении у детей
старшего дошкольного возраста;

содержащиеся в диссертации выводы по формированию представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы в практике работы ДОУ, системе повышения квалификации педагогов ДОУ в области методики полоролевого воспитания дошкольников; материалы исследования можно рассматривать как определенный вклад в теорию и методику полоролевого воспитания дошкольников в ДОУ;

разработанный критериально-диагностический инструментарий может применяться в качестве одного из способов педагогической диагностики эффективности полоролевого воспитания в ДОУ.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными теоретическими и методологическими положениями; комплексом теоретических и эмпирических методов,

11 адекватных предмету и задачам исследования; проверкой теоретических выводов на практике и их позитивной результагивносгью; личным участием педагога-исследователя в экспериментальной работе; проведением математического анализа результатов исследования; реализацией учебно-методических материалов в педагогической практике и их положительной оценкой.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

- участия автора в работе Международной научно-практической
конференции «Развитие научных идей педагогики де їства в современном
образовательном пространстве» (Санкт-Петербург, 2007); V Международной
научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного
образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и
социального развития детей дошкольного возраста» (Челябинск, 2007);
Международной научно-практической конференции «Образование в период л
детства: традиции, реальность, инновации» (Шадринск, 2007); VI
Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы
дошкольного образования: социокультурная компетентность детей в период
детства» (Челябинск, 2008); Международной конференции «Европейская
интеграция высшего образования» (Черногория, г. Будва, 2008);
Международного форума молодых ученых «Проблемы дошкольного детства

в исследованиях молодых ученых» (Санкт-Петербург, 2009); Форума молодых ученых - участников III Межвузовской олимпиады аспирантов по педагогическим наукам «Научное творчество» (Санкт-Петербург, 2009); Международной конференции «Секция молодых ученых, студентов и специалистов» (Турция, Анталия, 2009).

- публикаций результатов исследований в научных вестниках и
сборниках (Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Шадринск);

- выступлений на заседаниях кафедры «Теории и методики дошкольного образования» ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт».

Личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении теоретического и практического состояния проблемы; выявлении содержания представлений о полоролевом поведении, выделении основных параметров (показателей, критериев, уровней) сформированности у детей старшего дошкольного возраста в коллективных видах деятельности; организации экспериментальной работы по проверке эффективности комплекса педагогических условий; внедрении результатов исследования в педагогическую практику; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Считаем, что процесс формирования полоролевых представлений у
детей старшего дошкольного возраста приводит к становлению
полоадекватной личности;

2. Полагаем, что формирование представлений о полоролевом
поведении у детей старшего дошкольного возраста осуществляется на основе
структурно-функциональной модели формирования представлений о
полоролевом поведении. Данная модель включает следующие блоки:
целевой, представляющий собой построение «дерева задач»;
содержательный, включающий когнитивный, эмоционально-
мотивационный и поведенческий компоненты; организационно-
методический
(принципы, педагогические условия, формы, методы и
средства организации, методическое обеспечение и информационное
просвещение родителей и педагогов); и оценочно-результативный блок
(показатели, критерии и уровни). Результатом формирования представлений
о полоролевом поведении является становление полоадекватной личности;

3. Доказываем, что эффективность процесса формирования представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается педагогическими условиями:

- определенность программного содержания, доступного восприятию и
усвоению детям дошкольного возраста;

организация коллективных видов деятельности, способствующих формированию представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста;

наличие полоразвивающего пространства в ДОУ, выступающего в качестве одного из факторов овладения и проявления представлений о полоролевом поведении.

Структура и объем диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 194 наименования, приложения. Текст изложен на 171 странице, содержит 24 таблицы, 1 рисунок.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций