Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Музенитова Эльмира Адиловна. Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Музенитова Эльмира Адиловна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2009. - 250 с. : ил. РГБ ОД, 61:09-13/1900


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания толерантного

мироотношения у ребёнка 18

1.1. Толерантное мироотношение личности в психолого-
педагогических исследованиях 18

  1. Фольклор как средство воспитания мироотношения ребёнка-дошкольника 41

  2. Концепция воспитания толерантного мироотношения ребёнка средствами фольклора 57 Выводы по первой главе 123 Глава 2. Педагогические условия воспитания толерантного мироотношения дошкольников средствами фольклора 127

  1. Особенности проявления мироотношения у ребёнка старшего дошкольного возраста 127

  2. Система воспитания толерантного мироотношения у ребёнка средствами поликультурного фольклора 154

2.3. Динамика развития мироотношения у ребёнка 6-го года

жизни 185

Вывод по второй главе 193

Заключение 196

Литература 202

Приложения 224



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Современный мир отличается политическим, социокультурным, аксиологическим разнообразием, в котором потенциально присутствуют возможности и для позитивного развития отношений, и для конфликтности. Увеличение количества конфликтов, участившиеся акты насилия и терроризма вызвали принятие международных документов в области воспитания толерантности подрастающих поколений. Так, осознание объективно сложившейся ситуации привело государства — члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры к принятию Декларации принципов толерантности (1995 г.). В преамбуле характеризуется современная социокультурная ситуация в мире, где участились акты нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укреплению мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития. Значимость толерантности каждого человека и государств заявлена как важнейший принцип и необходимое условие мира и социально-экономического развития всех народов.

Необходимым условием регулирования отношений человека с миром является его воспитание в духе самоуважения, миролюбия, признания возможности существования иных точек зрения, позиций, мнений и культурных приоритетов. В исследованиях последних десятилетий проблемам толерантности уделяется повышенное внимание. Сформировалось представление о толерантности в работах зарубежных (П. Кинг, Дж. Милль, К. Поппер, А. Тейлор) и отечественных (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, М. Поташник, Г.У.Солдатова и др.) ученых. Единство подходов заключается в понимании толерантности как уважения прав человека, его свободы, человеческого достоинства, забота о людях, принятие другого

человека таким, каков он есть. Развитию представлений о сущности толерантности способствовали исследования терпимости как морального качества личности (Д.В. Зиновьев, В.М. Золотухин), терпимости как условия ненасильственного поведения во взаимоотношениях людей (В .Г. Маралов, Г.У. Солдатова), установок толерантного поведения (А.Г. Асмолов).

Актуальность воспитания толерантного мироотношения у подрастающего поколения обусловлена спецификой современной ситуации, которая характеризуется динамичным развитием, лавинообразными темпами нарастания информации, противоречивостью точек зрения на одно и то же явление. В зависимости от мотивов, установок, представлений личности, поставленных целей, избранных способов взаимодействия и поведения конкретная ситуация может приобрести и конструктивный, и деструктивный характер. По выражению К.Леви-Стросса, ассоциативность становится доминирующей чертой мышления. Умение ухватить, понять новое, появившееся здесь и сейчас, отказавшись от существующего стереотипа, составляет значимое качество современного человека, обусловливающее возникновение определённого типа отношения — толерантного или интолерантного. Возникновение такого отношения определяется имеющими знаниями, способами познания, ценностными ориентациями, способностью и готовностью понять и принять другую точку зрения, выстроить бесконфликтные взаимоотношения, определяющие мироотношение человека (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Г.Гогоберидзе, А.В. Запорожец, С.А.Козлова, М.В. Корепанова, И.Э.Куликовская, P.M. Чумичева и др.).

Данные психолого-педагогических исследований показывают, что шестой год жизни является сензитивным для формирования нравственных ориентиров ребёнка. Именно в этом возрасте осмысливаются и усваиваются моральные установки, идеалы нравственного поведения, развиваются способы отношения к себе, другим людям, природе и культуре (Л.И.Божович, Е.И.Исаев, В.С.Мухина, В.И.Слободчиков и др.). Л.С.Выготский доказал, что основные факторы психического развития

ребёнка связаны с его социальными отношениями, характер которых определяет протекание его индивидуальной или совместной деятельности. У ребёнка 6-го года жизни формируется опыт выражения отношения к миру, которое может иметь различную модальность, поэтому воспитание толерантного мироотношения у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.

Отношения детей друг с другом и с миром в целом обусловливаются тем типом мировидения, который является ведущим на данном возрастном этапе. В исследовании И.Э.Куликовской утверждается, что в дошкольном возрасте у детей преобладает мифопоэтическое мировидение, характеризующееся отношением к миру как партнёру по общению, взаимодействию. Причём мир воспринимается им как живой, чувствующий, думающий. В отношениях личности к себе, окружающему миру, природе, культуре, другим людям проявляется способность к диалогу на основе знаний об объектах и предметах окружающего мира, ценностных установок и ориентации. Мироотношение, включающее чувственное восприятие природы, культуры и человеческого сообщества, в детстве обусловливает становление картины мира ребёнка, которая «работает» на протяжении всей жизни, способствуя развитию познавательных и духовных потребностей, нравственной и гражданской позиции. Важнейшим показателем толерантного мироотношения является целостное видение современного мироустройства, природной и культурной реальности. Такое мироотношение является результатом целостного мировидения ребёнка, выраженного в представлениях, характеризующихся интегративностью реального и образного; степенью упорядоченности и соподчинённости объектов, явлений действительности и системы культурных ценностей; уровнем осознанности взаимосвязей и взаимозависимостей мира; эмоционально-ценностной окрашенностью; востребованностью в самостоятельных продуктивных видах деятельности (И.Э.Куликовская). Сам факт существования некоторой картины мира не предрешает толерантность или интолерантность

мироотношения ребёнка. Решающее значение имеет наличие элементарных знаний о мире, которые обусловливают те или иные установки и ценностное отношение к способам поведения человека, явлениям природы и культуры.

Воспитание ребёнка в контексте толерантного отношения к миру признаётся педагогической наукой и практикой одним из важнейших направлений развития дошкольного образования. В современных психолого-педагогических исследованиях утверждается, что мироотношение ребёнка формируется в следующих аспектах: к себе, другим людям, предметному миру (Л.В.Абдульманова, Л.А.Венгер, Н.И.Ганошенко, Л.В.Грабаровская, Т.В.Ермолова, М.В.Корепанова, М.И.Лисина, С.Ю.Мещерякова, Р.Б.Стеркина, О.С.Ушакова и др.), природе (Н.Ф.Виноградова, С.Д.Дерябо, Л.Ф. Захаревич, Л.В.Тарасова, Н.Е.Черноиванова, В.А.Ясвин и др.), культуре (Н.А.Ветлугина, А.Г.Гогоберидзе, Т.С.Комарова, И.Э.Куликовская, Л.В.Компанцева, А.И.Савенков, Е.А.Тупичкина, Р.М.Чумичева и др.). Особенности мироотношения как целостного явления позволяют говорить о том, что для ребёнка-дошкольника оно обусловливает выбор способов активного взаимодействия с миром. Толерантность как личностное качество формируется именно на основе мироотношения, которое может иметь как толерантный, так и интолерантный характер.

Мироотношение человека формируется как связь между двумя или более событиями, объектами или людьми обусловливает возникновение позитивной или негативной оценки этих событий. В связи с этим воспитание толерантного мироотношения приобретает особую значимость в многополярном мире, сохранить самобытность которого возможно только в диалоге как культурологической норме. Поскольку наше исследование проводилось в Приднестровской Молдавской Республике, мы изучили те проблемы, которые существуют в воспитании детей, проживающих в этом регионе. Приднестровье всегда отличалось от других регионов Молдавии значительным своеобразием, поскольку эта территория издавна являлась зоной активных контактов многих населявших ее народов, в первую очередь

молдаван, украинцев и русских. Отличия языка, традиций, менталитета создают предпосылки для возникновения национальных разногласий. С другой стороны, длительные контакты между народами, общее вероисповедание способствовали сближению национальных культур, их взаимному обмену, формированию общих нравственных ценностей, гуманных качеств, таких как доброта, внимательность, бескорыстная помощь, справедливость, любовь к матери, дружелюбие, честность и правдивость, юмор.

Современное дошкольное образование в Приднестровье во многом связано с тем «нравственным вакуумом», в котором оказалось новое поколение, выросшее в условиях экономической блокады. Решение данного кризиса педагоги и учёные Приднестровья видят в развитии поликультурного воспитания, результатом которого является мировоззрение человека, характеризующееся открытой, понимающей и принимающей позицией человека при общении с разными культурами, отношением к своему и другим народам.

Одним из ведущих приоритетов воспитания ребёнка является обращение к фольклору, который содержит знания о мире и способы отношения к нему, сложившиеся в культурно-историческом процессе и представленные в образной, метафоричной форме, доступной для восприятия дошкольников. Содержанием пословиц, поговорок, сказок являются устойчивые образы, имеющие определённые качественные характеристики, вызывающие симпатию или антипатию, а, следовательно, толерантное или интолерантное отношение к их носителю. Подчёркнутое внимание к специфическим связям мира, обращение к ценностям культуры обусловливает становление толерантного мироотношения ребёнка. Воспитательный потенциал фольклора заключён в глубинных процессах пробуждения позитивного отношения к миру, зафиксированного в лаконичной форме пословиц, поговорок, сказок. Устное народное творчество раскрывает целесообразную гармонию и красоту окружающего мира, те правила поведения, которые

способствуют его сохранению (А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, О.А. Белогрудова, Ю.В. Бромлей, Л.П. Буева, Т.С. Есаян, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачев, В.А. Ядов и др.).

Современные социокультурные реалии требуют разработки теории и методики использования фольклора как средства воспитания толерантного мироотношения ребёнка. Толерантность мироотношения возникает как результат понимания и принятия многообразия взаимосвязей, ценностей, которые ярко и образно представлены в произведениях фольклора. В нём отражены актуальные связи человека с целостным Мирозданием, благодаря чему возникает общая ценностно-смысловая направленность мироотношения. Фольклор как «кладезь народной мудрости» в силу своей глубокой эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребёнка, определяя толерантность или интолерантность его мироотношения, а следовательно, и стиль поведения. Вместе с тем следует отметить, что в педагогической науке практически отсутствуют работы, посвященные изучению фольклора как средства воспитания толерантного мироотношения ребёнка. Этот вывод послужил поводом для проведения диссертационного исследования.

Знакомство детей с фольклором народов Приднестровья способствует развитию их нравственных чувств, обеспечивает им комфортность внутри культурного пространства, укоренение в родной национальной культуре. Фольклор избран средством воспитания толерантного мироотношения в связи с тем, что является доступным детскому пониманию. Молдавско-украинско-русские общности в фольклоре являются проявлением древних дружеских связей этих народов, основанных на этнической близости. Г.К. Бостан было зафиксировано постоянное, исторически закономерное, аналогичное, а порой и тождественное художественное воспроизведение сюжетов и мотивов в фольклоре молдаван и восточных славян: в календарно-обрядовых циклах (общехозяйственные колядки и щедривки), семейно-обрядовом комплексе (молдавские свадебные орации у украинцев), народной

лирике (русские и украинские сказки у молдаван и молдавские сказки у русских и украинцев).

Анализ теории и практики состояния изучаемой проблемы позволяет выделить ряд противоречий между:

-потребностью общества в гражданах, способных к толерантному мироотношению, и недостаточной разработанностью системы воспитания ребёнка дошкольного возраста как социокультурной технологии развития данной способности;

-необходимостью и возможностью воспитания толерантного мироотношения у ребёнка-дошкольника и отсутствием концептуальных подходов решения данной проблемы;

-яркостью фольклорных образов, представляющих толерантные и интолерантные способы поведения, и недостаточным использованием в педагогической практике фольклора для воспитания у ребёнка толерантного мироотношения.

Эти противоречия определяют научное направление и проблему нашего исследования, заключающуюся в ответе на вопрос — каковы педагогические условия воспитания толерантного мироотношения детей 6-го года жизни.

Объект исследования: процесс воспитания ребёнка-дошкольника.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания толерантного мироотношения у ребёнка 6-го года жизни средствами фольклора.

Цель исследования: разработать и апробировать педагогические условия воспитания толерантного мироотношения у ребёнка 6-го года жизни средствами фольклора.

Гипотеза исследования: процесс воспитания толерантного мироотношения у ребёнка-дошкольника может быть эффективным при реализации следующих педагогических условий, если:

-определены концептуальные положения, на основе которых разработана модель воспитания толерантного мироотношения ребёнка;

-средством воспитания является фольклор, в котором доступно для дошкольника, соответственно его мировидению, образно представлены знаки, символы, способы проявления толерантного мироотношения;

-содержание воспитания включает ценности и смыслы жизни, обусловливающие проявление способов толерантного мироотношения в многообразных взаимосвязях ребёнка с другими людьми, природой и культурой;

-культуросообразные технологии воспитания толерантного

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций