Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Дорохина Наталья Александровна. Взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Дорохина Наталья Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2009. - 310 с. : ил. РГБ ОД, 61:09-13/1867


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ СЕМЬИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

  1. Роль старшего поколения семьи в воспитании детей дошкольного возраста 12

  2. Влияние культурно-исторических факторов на цели,

задачи, содержание воспитания детей старшим поколением семьи 30

1.3. Готовность представителей старшего поколения

семьи к взаимодействию с детьми дошкольного возраста 44

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ СЕМЬИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Анализ участия старшего поколения семьи в воспитании детей дошкольного возраста 54

  2. Совершенствование воспитательного взаимодействия старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста 110

  3. Изучение эффективности реализации модели взаимодействия старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста 155 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 186 ПРИЛОЖЕНИЯ 199



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания и определение новых подходов, способствующих полноценному и своевременному развитию детей.

В психолого-педагогических исследованиях подчеркивается, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает основы личностной культуры, соответствующей общечеловеческим ценностям. Признание самоценности дошкольного детства и понимание его как первого этапа становления личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми.

В нормативных документах Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании», «Семейный кодекс РФ») указывается, что семья, родители имеют приоритетное право на воспитание и развитие ребенка. Они несут ответственность за его воспитание. При этом старшее поколение семьи имеет право на общение с ребенком [87, 170].

Данные исследований Ю.П. Азарова, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.М.Виноградовой, Ю.О.Галущинской, М.И.Лисиной, А.Н. Острогорского свидетельствуют, что для эмоционального развития ребенка очень важно общение с родителями и представителями старшего поколения. В этом общении реализуются потребности ребенка во взаимопонимании и сопереживании, развивается стремление помочь близким, появляются эмпатия и рефлексия [2, 11, 38, 46, 54, 122, 148].

Методологическое значение для нашего исследования имеет положение, согласно ему, семья рассматривается как целостная система, все члены которой взаимозависимы друг от друга. Этот подход обосновывается в работах отечественных и зарубежных авторов. В них излагаются основные положения, касающиеся работы с семьей дошкольника и, в частности, с его родителями. В исследованиях Е.П.

Арнаутовой, А.А. Бодалева, А.Н. Ганичевой, Л.В: Загик, О.Л. Зверевой, В.М. Ивановой, И.В. Крупиной, Т.А. Куликовой, И.М. Марковской, Л.М. Фридман, Г.Т. Хоментаускаса и других рассматриваются проблемы совместной работы дошкольного учреждения и семьи [20, 37, 59, 86, 92, 94, 111, 113, 129, 187, 192]. Так, по мнению М.В. Гамезо, И.Ю. Кулагиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, Л.Ф. Обуховой и других авторов, именно в период старшего дошкольного возраста развивается внеситуативно-личностное общение, определяющее развитие отношения ребенка к взрослому [58, 112, 123, 137, 144]. Кроме того, отношения дошкольниках другими людьми, по мнению Л.А. Венгера, Я:Л. Коломинского, Е.А. Панько, B.C. Мухиной', становятся более глубокими. Формируется умение анализировать личностные качества взрослых [108, 137].

Указанные работы имеют несомненное научное значение для развития исследуемой проблемы. Однако представляется необходимым выявить специфику взаимодействия представителей' старшего поколения, семьи как одной из важнейших составляющих эффективного воспитания, учитывающего социальные изменения в обществе.

Изучение опыта воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях и наблюдения за воспитанием дошкольников в условиях семьи показывают, что как у родителей, так и у представителей старшего поколения семьи (бабушек и дедушек) вызывают затруднения вопросы организации педагогически целесообразного воспитания детей в меняющихся социокультурных условиях.

Анализ семейного воспитания в российских семьях показывает, что степень участия представителей, старшего поколения отстает от реальных потребностей и современных требований, общества. Предпринимаемые попытки воспитания-детей' совместно родителями и старшим поколением семьи недостаточно эффективны, т.к. накопленный старшим поколением ценный опыт игнорируется-или упрощается.

Ввиду недостаточной теоретической разработанности проблемы, участие представителей старшего поколения семьи в воспитании дошкольников остается стихийным, плохо управляемым процессом. В связи с этим возникает необходимость поиска резервов повышения воспитательного потенциала многопоколенной семьи, научно обоснованных путей взаимодействия старшего поколения семьи в воспитании детей дошкольного возраста, что обусловило педагогическую актуальность исследования.

Анализ имеющихся исследований позволил выявить противоречие между потребностями общества в усилении влияния многопоколенной семьи на воспитание дошкольников и недостаточной теоретической разработанностью в педагогике проблемы взаимодействия старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста.

Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы условия взаимодействия старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста? Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования - процесс воспитания детей дошкольного возраста в условиях семьи.

Предмет исследования - педагогические условия взаимодействия старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста.

В исследовании мы исходили из гипотезы о том, что воспитательное взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста становится эффективным в воспитании ребенка при следующих педагогических условиях:

формирования ценностных ориентиров в процессе расширения педагогической компетентности членов многопоколенной семьи;

определения и согласования родителями и старшим поколением семьи функций, направленных на воспитание ребенка;

обогащения эмоционального опыта детей в общении с
представителями старшего поколения семьи;

применения специально разработанной модели по
взаимодействию старшего поколения семьи с детьми дошкольного
возраста.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи: Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы воспитания детей дошкольного возраста старшим поколением семьи.

  2. Выявить особенности взаимодействия старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста в практике воспитания.

  3. Определить педагогические условия взаимодействия старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста.

  4. Разработать содержание и формы педагогической работы по взаимодействию старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста.

  5. Экспериментально подтвердить эффективность выявленных педагогических условий по взаимодействию старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста.

Методологической и теоретической основой исследования являются положения философии, психологии и педагогики1 о совершенствовании процесса воспитания; о социальной сущности личности и закономерностях ее становления; о культурно-историческом и деятельностном подходах к развитию ребенка (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); о ведущей роли деятельности-в развитии психики человека (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); об общении и взаимодействии детей в совместной деятельности (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Е.В. Субботский, Г.А. Цукерман) [51, 88, 115, 122, 165, 178, 194].

В исследовании использовались теоретические положения, содержащиеся в трудах отечественных психологов и педагогов по проблемам содержания и организации дошкольного образования (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.Н. Доронова, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.А. Люблинская, Т.А. Маркова, А.В. Петровский); о роли нравственности в формировании личности [10, 38, 48, 51, 88, 123, 125, 128, 152]. При разработке содержания воспитательного взаимодействия старшего поколения с дошкольниками в семейном воспитании и дошкольном образовании мы опирались на исследования ведущих авторов (Е.П. Арнаутова, Р.С. Буре, Ю.О. Галущинская, Т.И. Ерофеева, А.В. Запорожец, М.Б. Зацепина, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, С.А.Козлова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, B.C. Мухина, Л.Ф. Островская, С.Г. Якобсон) [20, 42, 56, 79, 86, 88, 89, 91,107, 113, 128, 137,205].

Для реализации поставленных выше задач в исследовании был использован комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (логический анализ психолого-педагогической, социологической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы по проблеме исследования), диагностические (беседы с детьми, рисуночные методики, опрос (анкетирование родителей и воспитателей), педагогическое наблюдение и т. д.); анализ массовой и передовой педагогической практики; проектирование модели и методики воспитания дошкольников; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), математическая обработка результатов, вычисление средних величин.

Личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении теоретического и практического состояния проблемы; выделении основных показателей и критериев в разработке содержания и методов работы с педагогами и членами многопоколенной семьи, в организации опытной работы по проверке эффективности реализации модели взаимодействия старшего поколения

семьи с детьми дошкольного возраста; во внедрении результатов исследования в педагогическую практику; анализе результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- раскрыто значение взаимодействия старшего поколения семьи с
детьми дошкольного возраста, определено его содержание;

- выявлены причины, приводящие к рассогласованию взглядов родителей и представителей старшего поколения семьи на воспитание ребенка и на роль бабушек в этом процессе.

- определены педагогические условия взаимодействия старшего
поколения семьи с детьми дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

расширены имеющиеся теоретические представления о сущности воспитательного взаимодействия старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста;

определены критерии воспитательного взаимодействия старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста;

разработаны структурные компоненты модели взаимодействия старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста (когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный).

Практическая значимость исследования состоит в разработке содержания и методов, направленных на гармонизацию взаимодействия старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста, которые могут быть использованы в работе дошкольных учреждений; в определении перспективного плана работы с педагогическим коллективом дошкольного учреждения по повышению его квалификации в работе с многопоколенной семьей. Материалы исследования могут быть рекомендованы родителям, включены в спецкурсы и спецсеминары, преподаваемые на факультетах дошкольного педагогики в педагогических вузах, колледжах, в системе ПК. Результаты исследования внедрены в практику работы

Государственного образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад» № 1649 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы. Опыт работы дошкольного учреждения по внедрению материалов исследования представлен на конкурсе «Воспитатель года» (2009 год).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены теоретическими подходами, опорой на современные научные концепции в области педагогики, применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, взаимосвязанностыо результатов, полученных на разных этапах исследования, практическими результатами, полученными автором в педагогической и управленческой деятельности (2004-2009).

Основные этапы исследования:

Первый этап (2003-2004) был направлен на изучение и анализ психолого-педагогической, социологической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы по проблеме исследования. Определялись исходные положения и теоретико-методологический аппарат исследования.

Второй этап (2004-2005) - изучалось содержание и формы воспитательного взаимодействия старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста.

Третий этап (2006-2007) был направлен на разработку и апробацию педагогических условий воспитательного взаимодействия старшего поколения с детьми дошкольного.

Четвертый этап (2007-2009) заключался во внедрении материалов диссертационного исследования в широкую практику работы ДОУ.

База исследования. Исследование проходило на базе учреждений образования: Государственное образовательное учреждение «Начальная школа - детский сад» № 1649 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, ГОУ ВПО

«Московский педагогический государственный университет», педагогический колледж № 4 города Москвы. Исследованием было охвачено 200 детей от 4 до 7 лет, 200 педагогов и студентов, 200 родителей, 153 представителя старшего поколения семьи.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялось посредством участия автора во Всероссийских научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы дошкольного образования: перспективы развития» (г. Челябинск, 2005 г), «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (г. Новосибирск, 2005 г), Всероссийском семинаре ФИРО «Подготовка детей к школе в соответствии с требованиями Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста» (г. Москва, 2008г.), научно-практической конференции МПГУ «Инновационные технологии предшкольного образования» (г. Москва, 2008 г.), в работе круглого стола Департамента образования г. Москвы «Дошкольное учреждение и родители: социальное партнерство в свете модернизации Российского образования» (Москва, 2003г.). Материалы исследования использованы при разработке элективной программы для дошкольных образовательных учреждений «Взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста» к комплексной образовательной программе для ДОУ «Из детства в отрочество» (Москва: Просвещение, 2007 год).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Воспитание ребенка в многопоколенной семье в условиях мегаполиса характеризуется рассогласованием воспитательных воздействий взрослых, что приводит к неудовлетворению старшего поколения своей педагогической ролью и ее значимостью.

  2. Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса требует вариативности содержания и форм работы в ДОУ и семье при создании специальных педагогических условий: формирования

ценностных ориентиров в процессе расширения педагогической компетентности членов многопоколенной семьи; определения и согласования родителями и старшим поколением семьи функций, направленных на воспитание ребенка; обогащения эмоционального опыта детей в общении с представителями старшего поколения семьи; применения специально разработанной модели взаимодействия старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста.

3. Модель взаимодействия старшего поколения семьи включает три компонента:

когнитивный компонент представляет собой систему понятий, правил, норм, оценок, ценностных ориентиров, образующих представления о гармоничных межпоколенных отношениях в семье и этически скоординированном воздействии на ребенка;

эмоционально-мотивационный компонент представляет собой систему мотивов и чувств, определяющих позитивное отношение старшего поколения к ребенку, его потребностям и интересам, а также толерантного отношения к окружающим ребенка взрослым участникам педагогического процесса;

деятельностный компонент представляет собой совокупность способов, методов и приемов организации жизни и воспитания ребенка.

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (210 наименований) и 20 приложений, содержит в основном тексте 13 таблиц, 9 гистограмм. Общий объем диссертации - 310 страницы, содержание исследования изложено на 185 страницах.

- п -

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций