Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Белан Наталья Алексеевна. Методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении по химии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Белан Наталья Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Тобольск, 2010.- 270 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/924


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 4

Глава 1. Теоретические аспекты развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в контексте олимпиадного движения

  1. Научные , подходы к определению понятий «способности», «интеллект», «креативность» и их взаимосвязь 13

  2. Дидактические возможности учебного предмета химии в аспекте развития способностей учащихся 31

  3. Возможности олимпиадного движения по химии в аспекте развития способностей и повышения интереса учащихся к предмету 39

Выводы по первой главе 58

Глава 2. Теоретический и практический аспекты методического
сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии
61

2.1. Анализ существующих методик организации деятельности учащихся в
олимпиадном движении по химии, направленных на развитие их

способностей 61

  1. Обоснование процесса методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии, определяющего развитие их способностей и повышение интереса к предмету 80

  2. Образовательно-развивающий комплекс как эффективный компонент методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии 101

Выводы по второй главе 111

Глава 3. Практическая реализация и опытно-экспериментальная проверка эффективности методического сопровождения учащихся в

олимпиадном движении по химии 112

3.1. Организация и практическая реализация педагогических условий
методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии
114

3.2. Эффективность методического сопровождения учащихся в

олимпиадном движении по химии, направленного на развитие их

способностей и повышение интереса к предмету 145

Выводы по третьей главе 187

Заключение 188

Библиография 192

Приложения 212



Введение диссертации:

Многие учителя в своей педагогической практике испытывают серьезные затруднения, сталкиваясь с проблемами развития школьников. В методике обучения химии этой проблеме давно уделяется большое внимание В.Я. Вивюрским, Е.О. Емельяновой, М.В. Зуевой, Р.Г. Ивановой, Г.В. Лисичкиным, Е.Е. Минченковым, П.А.Оржековским, Р.П. Суровцевой.

О химической направленности ума как особой системной характеристики индивидуальной психики высказывались Е.В. Волкова, Е.И. Горбачева, О.С. Зайцев, Д.А. Эпштейн.

В большинстве исследований процесс развития умственных

способностей школьников рассматривается на уроках. Однако известно, что формирование приёмов умственных действий происходит и на других занятиях со школьниками. Так, подготовка к олимпиаде - это большая система особой методической работы учителя, значительное место в которой занимает развитие школьников. Несмотря на многообразие исследований, посвященных процессу развития мышления, в психологии и методике химии в настоящее время отсутствуют работы, в которых бы изучался процесс развития учащихся при подготовке к олимпиаде и дальнейшая реализация их индивидуального потенциала в условиях самой олимпиады.

Из анализа результатов анкетирования учителей и учащихся выявлено, что наибольших успехов в развитии умственных способностей достигают те школьники, с которыми педагоги работали вне урока, по отдельной программе.

В настоящее время отсутствуют работы, в которых бы содержались результаты исследований по методическому сопровождению учащихся в олимпиадном движении по химии, направленного на развитие мышления, где была бы отражена система работы учителя химии при подготовке школьников к олимпиаде, хотя положительный опыт учителей химии в

данном направлении имеется. Необходима универсальная методическая система, помогающая учителям готовить учеников к разным турам олимпиад по химии. Эта система должна преодолеть рецептурный уровень подготовки школьников, где образовательный процесс сведен к решению сложных химических задач по образцу, процесс должен быть развивающим, нацеливающий учащихся на более совершенное мышление.

В ходе проводимого исследования нами были выявлены следующие противоречия:

между значимостью олимпиадного движения по химии, способствующего повышению интереса учащихся к предмету, развитию их мышления и слабым включением школьников в это движение;

- между имеющимися дидактическими возможностями химических олимпиад в развитии школьников и недостаточной разработанностью методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении, направленном на реализацию этих возможностей.

Необходимость решения этих противоречий обусловило актуальность исследования.

Цель исследования состоит в обосновании и разработке методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии, направленного на развитие их способностей и повышение интереса к предмету.

Объектом исследования является образовательный процесс по химии.

Предметом исследования является методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении по химии, направленное на развитие их способностей и повышение интереса к предмету.

Гипотеза исследования: методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении по химии будет способствовать развитию их способностей, и повышению интереса к предмету, если оно представлено: - образовательно-развивающим комплексом, включающим специально отобранное содержание, средства обучения, помогающие школьникам

осваивать предлагаемое содержание и механизмы сопровождения
индивидуальной деятельности, учитывающие индивидуальные

характеристики учащихся;

— различные формы вовлечения учащихся в интеллектуальную деятельность, как на уроках химии, так и вне урока. Задачи исследования:

1) Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы
по проблеме развития способностей учащихся и повышения их интереса к
предмету в условиях олимпиадного движения по химии.

  1. Изучить опыт организации методического сопровождения учащихся в условиях олимпиадного движения по химии.

  2. Разработать модель методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии, направленного на развитие их способностей и повышения интереса к предмету.

  3. Разработать образовательно-развивающий комплекс, включающий специально отобранное содержание, средства обучения, обеспечивающие развитие способностей учащихся, механизмы их сопровождения в олимпиадном движении по химии.

5) Выявить эффективность разработанной модели методического
сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии.

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

1. Теория развивающего обучения в психологии (Л.С.Выгодский, В.В.
Давыдов и др.).

2. Идеи развивающего обучения в методике химии (М.В.Зуева, А.А.
Макареня, И.М.Титова, Е.Е.Минченков и др.).

3. Вопросы творческого развития школьников (П.А. Оржековский, Н.А.
Титов, Н.В. Богомолова и др.).

4. Технология индивидуальных образовательных траекторий, применительно
к преподаванию химии (Е.И. Казакова, Г.М. Чернобельская, Н.Н. Суртаева,
И.М. Титова и др.).

5. Теоретические вопросы организации олимпиад (Г.В. Лисичкин, Ю.Н. Медведев, П.А. Оржековский, А.В. Чураков, С.С. Чуранов и др.). Методы исследования:

- теоретические — анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования, педагогическое моделирование;

- экспериментальные — наблюдение, изучение и обобщение педагогического
опыта, собеседование, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент;

статистические — качественная и количественная обработка экспериментальных данных.

Научная новизна исследования:

- Разработана модель методического сопровождения учащихся в
олимпиадном движении по химии.

Разработан образовательно-развивающий комплекс, включающий следующие элементы: УМК; информацию о дополнительной учебно-методической и научной литературе по химии; программу методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии; варианты индивидуальных образовательных маршрутов учащихся; методические пособия по химии для учителя и учащихся при подготовке к олимпиаде; банк олимпиадных заданий и решений; дидактические средства по организации индивидуальной познавательной деятельности учащихся к олимпиаде (алгоритмы, креативные карты, информационные карты, олимпиадные познавательные ситуации на химическом материале и т.д.); экспериментальную базу.

- Разработана система методов, форм, средств, приемов методического
сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии
(эвристические, самоорганизации, совместной деятельности,
взаимообучения, игровые, творческие дискуссии и др.).

- Разработаны критерии (образовательный, социальный) и показатели оценки
результатов деятельности учащихся в олимпиадном движении по химии,
(сформированность химических знаний и умений, уровень владения

основными приемами мышления, успешность выступления на олимпиадах разного уровня и др.), определены уровни их проявления. Теоретическая значимость исследования состоит в том что:

Расширено знание в области методики обучения химии за счет обоснования процесса методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении.

Впервые показано, что системно продуманное методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении положительно влияет как на развитие школьников, так и на их интерес к предмету. - Полученные результаты могут быть использованы для разработки образовательно-развивающих комплексов сопровождения школьников в олимпиадном движении по другим предметам.

- Разработанная система методов, форм и средств воздействия на учащихся
может послужить основой для разработки программ дополнительного
профессионального образования педагогических работников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:

Разработаны материалы методического характера, включающие: методическое пособие «Эффективные методы работы с одаренными детьми», предназначенное для учителей, методистов, студентов педагогических вузов; методическое пособие «Подготовка к олимпиаде по химии. Методические рекомендации, справочные и дидактические материалы», для учителей и учащихся. Пособия рекомендованы к применению Институтом развития образования Омской области.

- Предложена система (методы, формы, средства, приемы) методического
сопровождения учащихся в олимпиадном движении по химии,
определяющие развитие их способностей.

- Разработаны инструктивно-дидактические материалы (технологические карты, карты-инструкции для учащихся). Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учащихся к олимпиаде по химии,

как общеобразовательных школ, так и гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования;

- Разработаны рекомендации по применению образовательно-развивающего комплекса по химии в ходе методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении как средство развития их способностей. Проверка и внедрение результатов диссертационного исследования Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях различного уровня: на межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе» (Санкт-Петербург, 2007); на научно-практических конференциях БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» (Омск, 2006, 2007, 2008, 2009); на заседаниях кафедры естественно-географического и технологического образования БОУ ДПО «ИРООО», кафедре химии и методики преподавания химии ТГПИ им. Д.И. Менделеева. Внедрение в практику осуществлялось в школах г. Омска и Омской области; в БОУ ДПО «ИРООО» на курсах повышения квалификации по теме «Деятельность учителя в рамках программы «Одаренные дети» (2005-2009); через спецкурс «Работа учителя химии с одаренными детьми» (2001-2002); факультатив «Методика организации деятельности учащихся в олимпиадном движении» (2008, 2009); семинар «Методика разработки олимпиадных заданий для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии» (2008, 2009).

Достоверность полученных результатов исследования

обеспечивается применением комплекса методов, адекватных природе изучаемого объекта; проведением педагогического эксперимента; качественным и количественным анализом экспериментальных данных, практической проверкой результатов исследования.

База исследования:

Эксперимент проводился в 1994 - 2009 гг. в школах г. Омска (№ 86, гимназии № 9, 84, 88) и Омской области (Евгащинская СОШ,

Шербакульский лицей). В зависимости от целей и вида эксперимента в нем участвовало от 15 до 400 человек. Внедрение разработанной методики осуществлялось учителями, специально подготовленными на курсах повышения квалификации в БОУ ДПО «ИРООО». Основные положения, выносимые на защиту:

1. Олимпиадное движение по химии способствует развитию способностей
школьников и повышению их интереса к предмету при реализации
разработанной модели методического сопровождения.

2. Для эффективного методического сопровождения школьников в
олимпиадном движении по химии необходим образовательно-развивающий
комплекс, включающий специально отобранное содержание, средства
обучения, обеспечивающие развитие способностей учащихся, их интерес к
предмету и механизмы сопровождения.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (234 источника), приложений (18). Текст иллюстрирован таблицами (47) и рисунками (8), отражающими основные результаты исследования.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций