Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Ароян Ашхен Сергеевна. Субсидиарность как концептуальная основа эффективного взаимодействия государства, местного самоуправления и гражданского общества : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.01 / Ароян Ашхен Сергеевна; [Место защиты: Сев.-Кавказ. акад. гос. службы].- Ростов-на-Дону, 2010.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-23/233


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО ПРИНЦИПА СУБСИДИАРНОСТИ

В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 17

1.1. Теоретико- методологические основы субсидиарности: современные

линии ее концептуализации и значение в политической теории 17

1.2. Взаимоотношение государства, местного самоуправления и

гражданского общества как вектор развития субсидиарности в

политическом пространстве России 54

ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБСИДИАРНОСТЬ

КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ

РОССИЙСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 95

2.1. Муниципальная реформа в Российской Федерации и перспективы

внедрения субсидиарности в деятельность органов местного
самоуправления 95

2.2. Политическая субсидиарность как средство повышения

гражданской и электоральной активности населения 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 169

Приложение 185



Введение диссертации:

Актуальность темы исследования. Глобализация и интеграционные процессы, происходящие в мире, представляют собой новый вызов, на который Россия должна ответить адекватным образом. Не подлежит сомнению тот факт, что дальнейшее демократическое развитие России будет зависеть от внедрения международных стандартов на основе, естественно, учета собственного отечественного опыта. В этом контексте особое значение имеют становление гражданского общества, функционирование самоуправленческих институтов, создание условий влияния общества на государственные структуры. В процессе динамического развития системы политико-территориальной организации и политико-властных отношений одно из центральных мест отводится региональному и муниципальному уровням, на которых возникают и развиваются общественные инициативы, повышается уровень социальной и политической активности граждан. Однако наболевшей проблемой в условиях проводимых реформ остается вопрос об эффективных механизмах перераспределения полномочий между уровнями власти, а также поиска условий для полноценного политического участия граждан в делах государства и укрепления институтов гражданского общества.

Больший эффект могло бы дать переосмысление и использование зарубежного опыта по применению принципа субсидиарного общества в целях эффективного разграничения полномочий и обеспечения необходимого уровня политической децентрализации в стране. Субсидиарность стала рассматриваться как политический принцип, а не только как юридический, прописанный в документах Европейского союза, в частности, Европейской хартии о местном самоуправлении, ратифицированной Россией в 1998г.. Возникло представление, что с помощью принципа субсидиарности можно переустроить общественный механизм властной пирамиды, эффективно обеспечить баланс интересов, повысить уровень ответственности за выполнение политических решений, а также значительно повлиять на уровень гражданских настроений в обществе. Субсидиарность означает совершенствование федера-

тивных отношений через разграничение и передачу компетенции вниз, повышение ответственности органов власти за исполнение своих собственных или делегированных полномочий, совершенствование системы местного самоуправления и развитие гражданского общества. Все это представляет собой комплексную сложную и трудноразрешимую задачу взаимодействия властей. Субсидиарный политико-правовой механизм взаимодействия призван способствовать устойчивому развитию Российского государства, достижению прогресса в обеспечении демократии прав и свобод гражданина. Необходимость изучения теории и практики субсидиарности в политической науке России связана с реализацией принципов федеративного политико-территориального устройства, муниципальной реформы, развития основ гражданского общества. Имманентным аспектом дальнейшего развития страны является формирование механизма взаимодействия между органами государственной власти РФ, местным самоуправлением и гражданским обществом.

В этой связи очевидна необходимость углубленного теоретического изучения субсидиарности, ее идейно-ценностных оснований, обобщения зарубежного и отечественного опыта реализации в современных политических процессах.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованием принципа субсидиарности занимаются представители различных наук - политологи, юристы, теологи, философы. Неоднозначность понятия «субсидиарность», его содержание и роль определили дискуссионный характер работ, посвященных данной проблематике. Ряд отечественных политологов стремятся описать роль и значение принципа субсидиарности в политической теории. Направление концептуализации субсидиарности в политико-правовой сфере включает работы по осмыслению опыта функционирования Европейского союза. Понятие субсидиарности пополняется новыми политическими трактовками и ориентирами действий, которые необходимы именно для России в условиях проведения муниципальной реформы. Создано большое количество работ, рассматривающих общую теорию европейского права и анализи-

рующих нормативно-правовое регулирование местного самоуправления: Эти работы являются необходимым фундаментом при изучении принципа субсидиарное, в том числе с политической точки зрения, поскольку политика не может существовать без права, как и право без политики. Как справедливо писал Л. Фейхтвангер: «Бывают времена, когда даже самый острый глаз не видит, где кончается политика и начинается закон»1.

К исследованиям, имеющим теоретико-методологическое значение для изучения феномена субсидиарности в отечественных политической и юридической науках в его различных измерениях и предметных основаниях, следует отнести работы таких ученых, как М.В. Баглай, М.М. Бирюков, М. Брюн-нер, И.М. Бусыгина, К.С. Гаджиев, В.Г. Герасимова, Дж. Греви, Й.З. Дитрих, Т.В. Зонова, С.Г. Кирдина, Б.Н. Топорнин, Т.М. Фадеева, М.Х. Фарукшин, Т.О. Хеглин, И.И. Хохлов, Т. Шиллинг, Л.М. Энтин2.

Сущность понятия «субсидиарность» и история его возникновения конкретизирована в работах Н.В. Анисимовой, Н.А. Гагановой, Э.А. Каракуляна, Д.В. Красикова, О.М. Мещеряковой .

Среди публикаций, посвященных изучению идеи субсидиарности, следует отметить работы таких авторов, как А.С. Автономов, А.А. Амплеева,

См. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, максимов, парадоксов, эпиграмм. (Сост. О. Азарьев, Л. Демидова, М. Наникишвили, Н. Хоромин). - Симферополь, «Таврида», 1996 - 688с.

2 Бирюков М.М. Европейское право (краткий курс). - М.: Дипломатическая академия МИД России, 2003; Бусыгина
И.М. Стратегии европейских регионов в контексте интеграции и глобализации. - М.:ИЕ РАН, 2002; Фадеева Т.М.
Европейский союз: федералистские концепции европейского строительства. - М.:ИНИОН РАН, 1996. - 75с; Греви
Дж. По ту сторону разграничения компетенций: применение принципа субсидиарности // Казанский федералист.
Федерализм в России и Германии: сравнительный анализ. -2003. - №1 (5). -С. 93-94; Кирдина С.Г. Институцио
нальные матрицы и развитие России (2-е изд., перераб. и доп.). - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. -307 с;
Топорнин Б.Н. Европейское право. - М.: Юрист, 2001; Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и
зарубежный опыт. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. - 334с; Хохлов И.И. Наднациональность в политике
Европейского союза. М.: Международные отношения, 2007. - 154с; Европейское право: Учебник для вузов /
Отв.ред.. Л.М. Эитин. - М.: НОРМА, 2005.

3 Анисимова H.B. Принцип субсидиарности в европейском праве. [Электронный ресурс]: Дне... канд. юрид. наук:
12.00.10 / РГБ. М., 2005 (из фондов Российской государственной библиотеки). - 173с; Гаганова Н.А. Принцип суб
сидиарности в конституционном праве: Дне.... канд. юрид. наук: 12.00.02 / РАН. Институт государства и права - М.,
2006. -208с; Каракулян Э.А. Идея субсидиарности в истории правовых учений: личность, общество, государство:
Теоретико-правовой анализ: Дне...канд. юрид. наук: 12.00.01 / Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. - Н. Нов
город, 2004.-219 с; Красиков Д.В. .Юрисдикция Европейского суда по правам человека: принцип субсидиарности.
[Электронный ресурс]: Дне.... канд. юрид. наук: 12.00.10 /РГБ. - М., 2003 (из фондов Российской государственной
библиотеки). - 182с; Мещерякова О.М. Принцип субсидиарности в становлении и развитии Европейского союза.
[Электронныйресурс]: 1984-2004 гг.: Дне... канд. ист. наук: 07.00.03 /РГБ. М.,2005.-193с

Г. Бебут, И.А. Мальковская, ЯЛ. Пляйс,.С.Л. Романов, О.А. Салов, У. Хох-мут, В.Н. Чиркин, Т.В. Чубарова1.

Заслуживают внимания исследования, посвященные изучению методо-логических основ субсидиарности как политического феномена .

В целях анализа главных направлений развития местного самоуправления и гражданского общества в работе использовались труды Р.Б. Салморбе-ковой, Р.С. Бахарчиева, Д.Ц. Бутитовой, Е.М. Бухвальда, В.Г. Игнатова, С.А. Кислицына, И.К. Коломиец, Д.А. Корсунова, А.Л. Лабунского, М.Ю. Мартынова, В.В. Рудого, В.А. Сологуба, Ф.Ж. Суркиной, Д.Ю. Шапсу-гова, А.Н. Широкова и др.3

Рассматривая взаимосвязь самоуправления и гражданского общества, авторы этих работ подчеркивают, что в отличие от Запада траектория развития гражданского общества в России имеет свои особенности, потому что Россия во многих аспектах своего жизнебытия отличается от территориально компактных, структурно и функционально развитых обществ Запада.

Текст выступления Автономова А.С.(д.ю.н., зав. сектором сравнительного права Института государства и права РАН) на конференции «Федерализм, российское и швейцарское измерения». 22-23 июня 2001. [Электронный ресурс]: Мат-лы конференции - Электрон.дан. - Режим доступа: ; Амплеева А.А. Субсидиарность и демократия. Введение в тему. - М.: ИНИОН РАН.1996. - 36 с; Мальковская И.А. Значение принципа субсидиарности в современной стратегии государственного управления // Проблемы управления устойчивым развитием экономики / Отв. ред. Ю. Барышников, С. Чудновская. -М.: Изд-во РАГС, 2003. - 270с; Пляйс Я.А. Россия и Европа: зачем мы нужны друг другу. О преодолении цивилизованного разлома // Полис. - 2000. - № 6. - С. 100-109; Салов О.А., Королева - Конопляная Г.И. Местное самоуправление: историческая практика и современность. - M.: «Экономика», 2003- 119 с; Хохмут У. Налоговые основы федерализма. Фискальная политика: Материалы международного семинара. Астрахань / Под ред. Е. Митяевой. - М.: МОНФ, 1999. -147с; Чиркин В.Н. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование).-М.: Юристь, 2001. - 189с.

2 Биккулова Г.З. Принцип субсидиарности: идейно-теоретический смысл и европейские политические реа
лии: Дис... канд. полит, наук: 23.00.02. - Казань, 2000. -191с; Большаков С.Н. Принцип субсидиарности в
современном демократическом управлении: концептуальные подходы и проблемы практической реализации:
Дис... д-ра полит, наук: 23.00.02 / РГПУ им. А.И. Герцена. -СПб., 2006. -372с.

3 Бахарчиев Р.С. Местное самоуправление: состояние и пути оптимизации: Дисс... канд. сошюл. наук: 22.00.08
/РАГС. - М., 2009. - 162с; Бутитова Д.Ц. Местное самоуправление в системе взаимодействия власти и общества
современной России: региональный опыт: Дис ... канд. полит, наук : 23.00.02 /Гос. ун-т упр. - М., 2009. - 164с;
Мартынов М.Ю. Местное самоуправление в политической системе России: теоретико-прикладной анализ : Авто
реферат дис.... д-ра полит, наук : 23.00.02 / Моск. гос. соц. ун-т. - М., 2003. - 48с; Суркина Ф.Ж. Местное само
управление в системе публичной власти (на примере Республики Коми): Дис... канд. полит, наук : 23.00.02
/ГОУВПО Российский государственный педагопіческнй университет. - СПб, 2009. - 176с; Сологуб В.А. Местное
самоуправление в современном российском обществе. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 2000. - 291с; Муниципальная
реформа в России: От переходного периода к полномасштабной реалшацин / Отв. ред. Е.М. Бухвальд. - М.:
Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 240с; Шапсугов Д.Ю. Концепция местной власти // Государственное
управление: проблемы теории, истории, практики, преподавания. Тезисы докладов. - Ростов н/Д, 1993 и др.

В России процесс формирования гражданского общества коррелировал-ся с невосприимчивостью местных политических элит к инновациям и рационалистическому образу мышления1. Поэтому важно, чтобы технологии власти дополнялись технологиями самоуправления и гражданского общества в целях осуществления гражданского контроля на стадии подготовки политических решений.

Вопросы осмысления местных социально-политических проблем региональными политико-административными элитами были рассмотрены в работах А.В. Понеделкова, A.M. Старостина, С.А. Кислицына . Вместе с тем было выявлено, что в отечественной элите сегодня формируется подход к формированию гражданского общества, навязываемый государством «сверху». Данный подход базируется на принципе консервативной субсидиарно-сти, который воспроизводит установки германской христианской демократии. Формально это предполагает необходимость государству принимать на себя те функции, которые не в состоянии выполнять нижестоящие ячейки гражданского общества, что приводит к усилению государства.

В то же время проблеме внедрения принципа субсидиарности в деятельность органов регионального и муниципального управления в целях повышения гражданской и электоральной активности населения уделено недостаточно исследовательского внимания. Следует отметить, что сегодня субси-диарность представляет собой определенный концепт, который помимо делегирования полномочий и распределения ответственности подразумевает тесное взаимодействие между гражданским обществом и демократическими преобразованиями. В литературе не всегда учитывается, что субсидиарность

Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика // Полис. —2000. —№ 3. -С. 104-116; Кислицын С.А. Формирование гражданского общества в условиях российской демократической реформации. - Ростов н/Д.: СКАГС, 2005.

2 Понеделков А.В. Региональные административно-политические элиты России: прошлое, настоящее, будущее / А.В. Понеделков, А.М Старостин // Полис. -2008. - № 6 . - С. 86-98; Старостин A.M. Эффективность деятельности государственной власти и управления: критерии оценки, анализ состояния, пути повышения (элитологический аспект). - Ростов н/Д.: СКАГС, 2005; Кислицын С.А. Контрэлиты, оппозиции и фронды в политической истории России. Ростов н/Д.: СКАГС, 2009.-540с.

может реально повлиять на социально-политическую и электоральную активность граждан.

В связи с этим в нашей работе были изучены исследования ученых по проблемам гражданского общества и электоральной активности. Среди них следует выделить работы М.К. Ананьевой, И.В. Багаевой, М.А. Бажинова, Л.Н. Батьяновой, O.K. Биктасова, А.В. Будина, А.А. Вахонина, А.В. Гаврило-ва, В.В. Глушенко, В.В. Гринько, Е.М. Гунченко, Дж. Кина, Н.Д. Дроздова, Е.А. Краюшкиной, В.Н. Лукина, О.А. Матвейчева, Е.Ю. Мелешкиной, И.В. Мерсияновой, О.В. Орловой, В.В. Петухова, Ю.М. Полякова, А.В. Поне-делкова, Е.Н. Садовой, М.Д. Соловьенко, A.M. Старостина, А.А. Сухарь, В.Л. Тамбовцева, И.В. Твердова, Г.И. Трубникова, А.В. Шемелина и многих др.1

В целом в литературе рассматриваются вопросы взаимосвязи дальнейшего федеративно-государственного, регионально-местного и общественного строительства в стране. Остается актуальной задача выявления в полном объеме путей и средств совершенствования политико-правовых механизмов взаимодействия органов государственной власти различного уровня с местным самоуправлением и гражданским обществом.

Объектом диссертационного исследования является система политических отношений государства, местного самоуправления и гражданского общества.

Предмет исследования — роль и значение субсидиарности как концептуальной основы в формирующемся политическом механизме взаимодействия властно-управленческих субъектов и гражданского общества.

Целью диссертационного исследования является анализ теоретических основ, современной практики и перспектив реализации субсидиарности в политической сфере взаимодействия государства, местного самоуправления и гражданского общества.

1 Бажинов М.А. Местное самоуправление как фактор становления гражданского общества в современной России: Автореф. дис.... канд. полит, наук : 23.00.02 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак. - M., 2004. - 28с; Краюшкина Е.А.Эффективность местного самоуправления в условиях становления гражданского общества в России : региональный аспект: Автореф. дис... канд. социол. наук: 23.00.02 / Саратов,2008. -22 с. и др.

Задачи диссертационного исследования:

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций