Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Ковальчук Алёна Игоревна. Социально-экономические факторы формирования среднего класса в современных условиях : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.03 / Ковальчук Алёна Игоревна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2010.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-22/273


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. СРЕДНИЙ КЛАСС КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ

СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ 13

  1. Теоретико-методологические подходы к изучению среднего класса 14

  2. Влияние экономических и социальных процессов на становление среднего класса 28

  3. Средний класс как актор экономического развития общества 46

Глава 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО

КЛАССА 65

  1. Состояние и структура среднего класса в Тюменской области 65

  2. Экономическое сознание среднего класса в Тюменской области 82

  3. Специфика и условия формирования среднего в Тюменской области 94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 115

ПРИЛОЖЕНИЕ 131



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Массовый средний класс представляется многими исследователями как гарантия политической и экономической стабильности в обществе. На него возлагаются надежды по развитию инновационной экономики, развитию сектора услуг и в целом рыночной экономики. При этом появление массового среднего класса в экономически развитых странах, наделенных демократическими ценностями, активной жизненной позицией, инновационным потенциалом было вызвано многими социальными и экономическими факторами. Для того чтобы средний класс выполнял возлагаемые на него функции в российском обществе, необходимо рассмотреть особенности формирования данного класса в различных странах и выявить необходимые условия его формирования в России.

Становление среднего класса в России было заторможено экономическими спадами в 1992 и 1998 годах. Мировой экономический кризис 2008 г. в очередной раз повлек за собой сокращение численности среднего класса. В связи с чем возникает необходимость уделить особое внимание влиянию экономических кризисов на величину и состав среднего класса.

Формирование среднего класса на территории Российской Федерации происходит неравномерно, что вызвано особенностями экономического развития каждого из регионов. Поэтому исследование среднего класса в Тюменской области предполагает анализ региональных особенностей формирования среднего класса.

Проблема диссертационного исследования состоит в определенном
противоречии между знанием современных требований модернизации в
экономике, которые фокусируются на трех направлениях: повышение
производительности труда («продуктивности»), создание новых и

современных рабочих мест, развитие инновационной экономической (предпринимательской) деятельности и недостатком знаний, путей, средств по включению системы социально-экономической мотивации среднего класса в реализацию этих требований. При этом декларируются различные позитивные

функции среднего класса в экономической системе общества, в связи с чем средний класс идеализируется и видится опорой экономического развития России. В то же время, многими исследователями средний класс видится как номинальное образование. Поэтому, для того чтобы понять реальность существования среднего класса в России (а не среднего слоя), необходимо изучение экономического сознания данной социальной группы, которое позволило бы говорить о российском среднем классе как о субъекте социоэкономического действия.

Степень научной разработанности проблемы. Исследовательский интерес к феномену среднего класса возник с античных времен в рамках изучения социального неравенства. Обсуждение проблем неравенства продолжилось в Эпоху Возрождения и Новое время.

Классовый подход получил свое обоснование в работах К. Маркса, после чего началось изучение среднего класса на основе различных научных парадигм. Марксистский подход к изучению среднего класса развивали Р. Дарендорф, Э. Райт и другие.

В результате развития стратификационной парадигмы, основателем которой является М. Вебер, учение о среднем классе получило свое обоснование в теории структурного функционализма, благодаря работам К. Дэвиса, У. Мура, Ф. Паркина, Т. Парсонса, Т.Маршалла. Затем зародился неовеберианский подход к изучению среднего класса, который развивали Р. Коллинз, Л. Уорнер, М. Хальбвакс и другие.

В дальнейшем сформировался субъективный метод изучения среднего класса на основе феноменологической парадигмы. Данный метод применяли М. и Р. Джекман, Г. Коул, Р. Сентерс, Л. Уорнер и другие.

Основа символического подхода к изучению среднего класса была заложена в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, П. Будье, И. Валлерстайна, М. Кастельса, Р. Клаттербака и других.

Ресурсный подход к изучению среднего класса был предложен М. Севеджом.

Новые направления изучения среднего класса развивают М. Бергман, К. Виден, Д. Груски, Э. Соренсен и другие.

Эмпирические исследования среднего класса начались в XIX веке. Одними из первых посвятили свои работы среднему классу М. Арчер, Д. Бло, С. Блюмин и другие. Изучением среднего класса накануне Второй мировой войны занимались Т. Гейгер, М. Хальбвакс и другие.

Новый средний класс выделили Э. Бернштейн, М. Джилас, М. Кивинен, С. Липсет, Ч. Р. Миллс, К. Реннер, Г. Шмоллер и другие. Анализом состава, специфики, истории среднего класса в западных странах и странах востока занимались Э. Гордон, Г. Коул, Р. Коулмен, Р. Льюис, А. Мод, Л. Рейнуотер, К. Шарль и другие.

В России изучение стратификации было положено М. Ковалевским. В современной России анализ структуры общества в целом и среднего класса в частности представлен в работах таких ученых как Р. Абрамов, Е. Авраамова, О. Александрова, А. Андреев, В. Анурин, Е. Балобанова, В. Беленький, Л. Беляева, Е. Галаева, 3. Голенкова, Р. Громова, И. Дмитричев, А. Здравомыслов, Е. Игитханян, А. Левинсон, Т. Наумова, И. Попова, М. Руткевич, Е. Стариков, В. Тапилина, Н. Тихонова, А. Трусова, В. Умов, Л. Хахулина, и многие другие.

На рыночный характер экономического поведения среднего класса указывали М. Вебер, Г. Спенсер, М. Хальбвакс и другие.

Формированию идеи укорененности экономического поведения в социальных отношениях способствовали работы М. Грановеттера, Т. Парсонса, А. Хиршмана и других.

Новый рыночный тип российского среднего класса изучали Г. Дилигенский, В. Ильин, В. Радаев, Г. Силласте, И. Шкаратан, и другие. Особое внимание экономическому сознанию среднего класса в России уделили Е. Головляницина С. Горюнова, А. Девятое, Ю. Лежнина и другие. Теоретико-методологические подходы к исследованию экономического сознания представлены в работах Ю. Веселова, В. Воронова, Г. Соколовой, К. Стожко и

других. Экономическое поведение среднего класса в России исследовали М. Горшков, Т. Малеева, Н. Тихонова. Инновационный аспект экономического поведения среднего класса рассматривали Т. Заславская, Р. Рывкина и другие.

В России социологические исследования по проблемам среднего класса проводили такие научные институты, как ГУ ВШЭ, ИНСОР, ИС РАН, ИФ РАН, Московский Центр Карнеги и другие.

Объект исследования - формирующийся средний класс.

Предмет исследования - социально-экономические факторы формирования среднего класса в современных условиях, в том числе региональные особенности данного процесса.

Цель исследования - определить факторы, влияющие на взаимообусловленный процесс формирования среднего класса и развития экономической системы с учетом особенностей развития российского государства, его регионов.

Цель исследования обусловила решение следующих задач:

  1. Обобщить и проанализировать основные теоретические подходы к понятию «средний класс», определить его место в структуре общества и рыночных отношениях.

  2. Дать анализ влияния экономических и социальных факторов на формирование среднего класса.

  3. Рассмотреть роль, функции и характеристики среднего класса как важного актора социально-экономического развития общества.

  4. Исследовать региональную специфику формирования среднего класса на примере Тюменской области.

  5. Исследовать особенности экономического сознания и поведения формирующегося среднего класса в стране и регионе.

  6. Выявить необходимые переменные, способствующие формированию, развитию среднего класса в Тюменской области.

В рамках настоящего диссертационного исследования осуществлялась проверка и/или опровержение следующих гипотез:

  1. Существуют специфические социально-экономические факторы формирования среднего класса. Так наблюдаются различия данного процесса в либерально-капиталистических и посткоммунистических странах.

  2. В современных условиях формирование среднего класса в России обусловлено ролью страны в мировой экономике, экономическим кризисом, отставанием социальных реформ от экономических, характером экономического сознания и поведения среднего класса.

  3. Существуют региональные особенности формирования среднего класса в России. Так в Тюменской области формирование среднего класса происходит более быстрыми темпами, чем в России в целом, что обусловлено успешностью развития промышленного комплекса региона.

  4. Формирующийся средний класс в Тюменской области достаточно успешно адаптировался к рыночной экономике, при этом основными сферами формирования среднего класса выступают финансовая и управленческая.

Методологической и теоретической базой являются теории и методы экономической социологии, системно-структурный подход, сравнительный и статистический анализ, опросные методики, работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих различные подходы к изучению среднего класса в странах Западной и Восточной Европы, России.

Эмпирическую базу исследования составили:

  1. Статистические данные, включающие информацию органов государственной статистики РФ по социально-экономическому развитию регионов России 1990-2010 гг.

  2. Привлеченные данные социологических опросов в Тюменской области в 2006 и 2009 гг. с объемом выборки 4000 человек.

  3. Анализ публикаций в СМИ, посвященных среднему классу.

  4. Вторичный анализ данных социологических исследований по изучаемой проблеме.

Эмпирическая база явилась частью проекта «Социокультурные портреты регионов России», осуществляемого под руководством Н. Лапина, Л. Беляевой (ИФ РАН); по Тюменской области при выполнении НИР по грантам Российского гуманитарного научного фонда 2006-2010 гг.: проекты № 06-03-00566а и № 09-03-00676а.

Эмпирические данные проанализированы с помощью пакета программы «SPSS» (версия 18.0).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. Обосновано предположение, что средний класс является объектом и субъектом социоэкономического действия, в связи с его местом в структуре общества и рыночных отношениях.

  2. Соотнесены рассмотренные социально-экономические факторы формирования среднего класса в либерально-капиталистических и посткоммунистических странах с современным состоянием российского общества.

  3. Разработана методика изучения экономического сознания среднего класса, которая позволяет характеризовать реальность существования данной социальной группы в социальной структуре общества, а также является основой выполнения стабилизирующей и развивающей функций среднего класса в экономической системе общества.

  4. Выявлена региональная специфика формирования среднего класса на примере Тюменской области, которая связана с высоким уровнем доходов населения, успешностью развития промышленного комплекса региона, с одной стороны, и низкой инновационной и предпринимательской активностью, с другой стороны. Кроме того, изучено влияние экономического кризиса 2008 года на формирование среднего класса в регионе, результатом которого стало сокращение данной социальной группы и смена ее профессионального состава.

  5. Выявлено становление классовой сознательности и активной адаптации экономического сознания среднего класса Тюменской области к

рыночной экономике, также соответствие экономического сознания и поведения среднего класса региона общероссийским тенденциям.

6. Сформулированы необходимые условия для дальнейшего формирования среднего класса в Тюменской области, включающие в себя социально-ориентированную государственную политику, диверсификацию экономики и повышение финансовой грамотности населения региона.

Теоретическая и практическая значимость заключается в комплексном подходе к изучению процесса формирования среднего класса в обществе на основе как экономической, так и социологической науки с применением системно-структурного подхода, сравнительного анализа, методов статистического исследования.

Результаты исследования доведены до представителей Тюменской областной Думы, предложены решения, необходимые для создания условий формирования и развития среднего класса в области.

Теоретические разработки автора использованы при чтении учебных курсов по дисциплинам «Экономическая социология», «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Социальные основы маркетинга и социология рынков», «Теория и история маркетинга».

Основные положения диссертационной работы, выносимые на защиту:

  1. Наиболее приемлемо изучение социально-экономических факторов формирования среднего класса в России на концепциях социальной стратификации М. Вебера и социологов неовеберианского направления. Для данного подхода определяющим является понятие «рыночной ситуации», включающее отношение к собственности, образование и квалификацию людей, определяющие их возможности на рынке, а также особенности идентичности.

  2. Формирование среднего класса — это процесс, опосредованный функционированием экономики и развитостью социетальных структур общества. Средний класс как важный стабилизирующий компонент социальной системы выступает объектом социоэкономического действия в результате

функционирования экономики, трансформационных процессов, формирования институтов общества. Но формирование данного класса, а также устойчивость и развитие экономической подсистемы зависит также от сознания и действий самих представителей среднего класса, которые выступают субъектами социоэкономического действия.

  1. Становление среднего класса в либеральных капиталистических странах было вызвано появлением гражданского общества, рыночной экономики, индустриализации и урбанизации, научно-технической революции и революции в образовании, а также проводимой государственной политикой, появлением акционерных обществ и зарождением постиндустриального общества. Основными факторами формирования среднего класса в посткоммунистических странах выступили: приватизация государственных предприятий, отмена запретов на накопление капитала, глобализация, которая вызвала расцвет розничной торговли, либерализация в условиях слабого государства, которая вызвала появление «силового» предпринимательства.

  2. Средний класс как субъект экономического поведения является носителем определенных экономических и социальных правил, норм, ценностей, составляющих содержание экономического сознания. Плодотворное изучение экономического сознания среднего класса возможно в рамках феноменологического направления экономической социологии, что позволяет выявить механизмы воспроизводства смыслов его экономических действий.

  3. В результате адаптации к рыночной экономике в России формируется средний класс, состоящий из представителей основных участников рыночных отношений (домохозяйств, бизнеса, государства). Кроме того, представителями среднего класса осваиваются новые модели экономического поведения, что особенно заметно на основе финансового и трудового поведения. Особое значение приобретает потребительское поведение, так как именно в среднем классе формируются стили жизни, на которые в дальнейшем ориентируются производители.

  1. В Тюменской области формирование среднего класса в докризисный период происходило более быстрыми темпами, чем по России. На данный момент средний класс в Тюменской области формируется за счет финансовой сферы и управленческих структур. В связи с кризисом увеличилась численность среднего класса в промышленной сфере, но сферы образования, здравоохранения и сельского хозяйства по-прежнему не являются благоприятными для формирования среднего класса. Рост малого предпринимательства в Тюменской области слабо способствует становлению среднего класса. Представителями среднего класса в Тюменской области были позитивно освоены либеральные ценности и экономические ценности рынка. При этом преобладающим среди представителей среднего класса региона является активно-адаптационный тип экономического сознания и поведения. Процессы модернизации экономического сознания российского класса в целом по стране и ее регионах еще не завершены, но уже наблюдаются значимые отличия характеристик этого сознания от остального населения, что позволяет говорить о формировании не только среднего слоя по материально-имущественным параметрам, но и становлении классовой сознательности среднего класса.

  2. Необходимыми условиями дальнейшего становления среднего класса в Тюменской области являются, во-первых, развитие гражданских институтов, снижение коррумпированности общества и рост доверия к институтам власти. Во-вторых, дальнейшее развитие разных секторов экономики региона (аграрного, индустриального, услуг, информационного), поддержка государством здравоохранения, образования и сельского хозяйства, повышение эффективности образовательной системы, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышение финансовой грамотности населения.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих конференциях: «Опыт апробации типовой методики «Социологический портрет региона»» (всероссийская,

г. Тюмень, 2006 г.); XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (всероссийская, г. Москва, 2007 г.); «Ежегодной конференции для аспирантов» (г. Тюмень, 2008 г.).

Основные положения диссертационной работы докладывались на научных семинарах Первой Социологической школы для аспирантов при МГУ им. Ломоносова (Москва, 2008 г.), а также на Первом социологическом форуме, проводимом Тюменской областной Думой (Тюмень, 2009 г.).

Результаты диссертационного исследования представлены в 11 -ти публикациях, в том числе в девяти статьях и двух тезисах.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, приложения и библиографического списка.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций