Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Горбунов Алексей Юрьевич. Формирование физической культуры младшего школьника в образовательном процессе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Горбунов Алексей Юрьевич; [Место защиты: Ур. гос. ун-т физкультуры].- Челябинск, 2010.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/706


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
16

  1. Физическая культура личности: понятие и структура 16

  2. Теоретические основания системного подхода в практике организации

и реализации образовательного процесса освоения физической культуры 37

1.3 Модель школьного образовательного процесса в формировании

физической культуры школьника 47

Выводы по первой главе 51

Глава 2 РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
55

  1. Логика опытно-поисковой работы по моделированию школьного образовательного процесса в формировании физической культуры школьника 55

  2. Программно-содержательное обеспечение физкультурного образования

в формировании физической культуры младшего школьника 77

Выводы по второй главе 89

Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 91

  1. Динамика сформированности физического и когнитивного компонентов физической культуры младшего школьника 91

  2. Динамика сформированности физкультурно-деятельностного компонента

физической культуры младшего школьника 104

Выводы по третьей главе 108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 117

ПРИЛОЖЕНИЯ 137

Приложение А 138

Приложение Б 139

Приложение В 140

Приложение Г 141

Приложение Д 143

Приложение Е 146

Приложение Ж 148

Приложением 151

АКТЫ ВНЕДРЕНИЯ 154



Введение диссертации:

Актуальность исследования обусловлена системными социально-экономическими преобразованиями в обществе и достижением на этой основе нового качественного состояния социума, тесным образом связанного с повышением культурного потенциала отдельной личности и общества в целом в силу того, что культура выступает в качестве универсальной системы формирования целостного человека. В культуре аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действий, а также в виде знаний, умений, навыков, ценностей, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности [12; 114]1.

Процесс усвоения социального опыта осуществляется посредством принятия личностью целой системы социокультурных ценностей, в которых выражаются отношения человека к тому, что он делает, отношение к социуму и окружающей действительности. Человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, при этом в процессе его «преобразования», «окультуривания» используются все социокультурные ценности, которые могут оказывать как избирательное, так и системное воздействие на становление сущностных кондиций человека (В. К. Бальсевич [13], Н. Н. Визитей [32], В. М. Выдрин [36], П. Ф. Лесгафт. Л. П. Матвеев [113] и др.). Противоречивый феномен человека, складывающийся из диалектического единства противоположностей, свойственных ему: между природным и человеческим началом, биологическим и социальным, материальным и - духовным, личным и общественным и др., — многогранная природа его личности и системный подход к ее формиро-

1 В скобках дается ссылка на источник, подробное название указано в библиографическом списке диссертации. Первое число в скобках означает порядковый номер источника, а второе число после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между числами ставится точка с запятой.

5 ванию обуславливают использование в таком преобразовательном процессе всего многообразия видов деятельности, обеспечивающих в результате единство и комплексность позитивного преобразования социальных (душевно-духовных) и биологических (телесных) начал человека.

При этом важнейшим фактором становления личности и оптимального сочетания в ней социального и биологического является физическая культура и ее ценности, овладение которыми на основе специально смоделированных видов деятельности — физкультурного образования (как ценности социума и физической культуры) обеспечивает сформированность специфического состояния личности — ее физической культуры.

Школьный образовательный процесс традиционно представлен и реализуется через физическое воспитание — процесс обучения двигательным действиям, воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей. В таком контексте образовательный процесс в сфере физической культуры способствует преобразованию в первую очередь телесности человека, что придает односторонность педагогическому взаимодействию и не затрагивает душевно-духовный компонент человека, его социальную природу, без чего формирование его как личности не представляется возможным.

Более того, традиционный путь освоения ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки, направленной на выполнение унифицированных программ зачетных нормативов, можно рассматривать в качестве основания для формирования всей системы ценностей физической культуры, которая далеко не исчерпывается физическими кондициями школьника. В этой связи образовательный процесс в школе должен максимально задействовать ценностный потенциал физической культуры и обеспечить системное формирование как базовой, так и физической культуры личности, ее духовности (И. М. Быховская [28], Е. П. Ильин [61], С. С. Коровин [80], Т. Ю. Круцевич [119], Ю. Ф. Курамшин [200]).

В этой связи процесс системного формирования физической культуры младшего школьника требует определенных педагогических мер, которые могут быть реализованы, на наш взгляд, в образовательном процессе школы и в процессе физкультурного образования с присущими культурологическими характеристиками; целенаправленного использования его педагогического потенциала, что обеспечивает комплексное и наиболее полное удовлетворение социальных и личностных потребностей человека, обусловленных требованиями школьного образования и общества в целом.

Степень научной разработанности проблемы исследования. В настоящее время в теории и практике физической культуры накоплен богатый опыт в исследовании проблемы становления личности и ее физической культуры.

Так, в частности, большое внимание проблеме физического воспитания подрастающего поколения уделяли классики педагогики К. Д. Ушинский [203], Л. Н. Толстой [201], А. С. Макаренко, Б. Т. Лихачев [101], П. Ф. Лес-гафт; различные аспекты физического воспитания с позиции философского познания представлены в трудах И. Канта, К. Ясперса, Г. Гегеля.

Исследованию проблем становления физической культуры различного контингента учащихся посвящены работы С. С. Александрова, В. К. Бальсе-вича [14], В. С. Быкова, И. Н. Быховской [28], Н. Н. Визитея [32], М. Я. Ви-ленского, А. А. Гужаловского [141], С. С. Коровина [83], Л. И. Лубышевой [104], Л. П. Матвеева [118], Н. И. Пономарева [162], В. А. Пономарчука [163].

Изучению частных вопросов формирования личности школьника в образовательном процессе посвящены исследования В. И. Андреева [4], Б. Н. Минаева [125], О. А. Сиротина, В. А. Сластенина [142], М. И. Станкина [190], В. И. Столярова [192], И. Ф. Харламова [212].

Означенные исследования создают основу для решения проблемы формирования физической культуры личности учащейся молодежи. Тем не менее нуждаются в теоретико-методологическом и научно-методическом обосновании различные аспекты направленного и системного использования

7 ценностного потенциала физической культуры, реализуемого как в процессе физкультурного образования, так и в образовательном пространстве школы.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий между:

необходимостью восполнения культурного потенциала социума и недостаточной ориентацией общего образования на становление основ базовой культуры личности, в том числе и физической;

объективной потребностью общества и личности в сформированности физической культуры младшего школьника и отсутствием научного обоснования особенностей школьного образовательного процесса в целом и физкультурного образования в частности как фактора, обеспечивающего наиболее успешную трансляцию системы ценностей физической культуры в личность;

потребностью образовательной теории и практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования физической культуры школьника в школьном образовательном процессе и отсутствием обоснованного программно-содержательного и методического обеспечения процесса физкультурного образования в формировании сущностных характеристик физической культуры личности.

Актуальность и необходимость разрешения противоречий обусловили выбор темы диссертационного исследования «Формирование физической культуры младшего школьника в образовательном процессе».

В данном исследовании введено ограничение: модель школьного образовательного процесса в формировании физической культуры школьника обоснована = на примере учащихся-младшего школьного возраста, обладающих в этот период значительными биосоциальными предпосылками и восприимчивостью к усвоению ценностей общесоциальной и физической культуры в становлении физической культуры личности (Е. П. Ильин [62], Б. Т. Лихачев [101], В. А. Сластенин [179]).

Цель исследования — разработать и обосновать модель школьного образовательного процесса в формировании физической культуры школьника.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования — физическая культура младшего школьника.

Гипотеза исследования. Формирование физической культуры младшего школьника будет эффективным при условии разработанности и реализации модели школьного образовательного процесса, предусматривающей:

уточнение структуры и содержания физической культуры личности, определяющей целенаправленный подбор дидактического и программно-содержательного обеспечения целостного образовательного процесса и физкультурного образования;

разработанность программно-содержательного обеспечения процесса физкультурного образования в формировании физической культуры школьника, обусловливающего системность психолого-педагогических взаимодействий субъектов образовательного процесса;

определение педагогических требований к реализации программно-содержательного и дидактического обеспечения физкультурного образования, определяющих целенаправленность и комплексность процесса формирования физической культуры школьника.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

  1. Уточнить структуру и содержание структурных компонентов физической культуры личности.

  2. Разработать программно-содержательное обеспечение процесса физкультурного образования в формировании физической культуры младшего школьника.

  1. Определить педагогические требования к реализации программно-содержательного и дидактического обеспечения процесса физкультурного образования в формировании физической культуры младшего школьника.

  2. Выявить эффективность разработанной модели школьного образовательного процесса в формировании физической культуры младшего школьника.

Методологической основой исследования являются:

на общенаучном уровне: системный (В. Г. Афанасьев [6], PL В. Блау-берг [20], В. Н. Садовский [174], Э. Г. Юдин [20]) и деятельностный (М. С. Каган [69], А. Н. Леонтьев [96], К. К. Платонов [158], С. Л. Рубинштейн [169]) подходы;

на частнонаучном уровне: культурологический подход (М. С. Каган [69],

B. А. Пономарчук [163], В. И. Столяров [192]), основы личностно-деятель-
ностного подхода, представленного в специальной психологической (И. С. Кон,
А. В. Петровский [153], К. К. Платонов [158], С. Л. Рубинштейн [169]), педаго
гической (Т. А. Ильина [65], Б. Т. Лихачев [100], А. Я. Наин [127], Ю. К. Бабан-
ский [143], И. Ф. Харламов [211]) и спортивно-педагогической (В. В. Белорусо-
ва [18], Е. П. Ильин [62], В. А. Пономарчук [163], И. Н. Решетень [168], В. И.
Столяров [192]) литературе; идеи личностно ориентированного (Е. В. Бондарев-
ская [23], В. А. Сластенин [179], И. С. Якиманская [234]) и аксиологического
подхода (А. Ф. Анисимов, М. С. Каган [69], В. П. Тугаринов) в формировании
личности и ее физической культуре (В. К. Бальсевич [14], Н. Н. Визитей [32],

C. С. Коровин [82], Н. А. Фомин, Р. 3. Шайхтдинов).

Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в средних общеобразовательных школах № 32 и 57, лицее № 5 г. Оренбурга.

Исследование проводилось с 2007 по 2010 г. и включало три этапа.

На первом этапе (теоретико-поисковом, 2007—2008 гг.) осуществлялось изучение и анализ научно-педагогической литературы по проблемам

10 использования педагогического потенциала физкультурного образования в становлении личности школьника, формирования его физической культуры в практике школьного образования в целом. Конкретизирована тема исследования, объект, предмет, цели и задачи, гипотеза; разработана структура физической культуры личности, позволяющая определить дидактическое и программно-содержательное обеспечение процесса физкультурного образования; разработана модель школьного образовательного процесса в формировании физической культуры школьника; подобран диагностический инструментарий выявления и оценки сформированности физической культуры личности. Определены педагогические требования к реализации программно-содержательного обеспечения процесса физкультурного образования. Проведен констатирующий педагогический эксперимент.

Применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы и нормативных документов, педагогический эксперимент, беседа, опрос, анкетирование, наблюдение, тестирование, моделирование, математический анализ исходных результатов констатирующей части педагогического эксперимента.

На втором этапе (опытно-экспериментальном, 2008—2009 гг.) проводился формирующий эксперимент. Основное содержание экспериментальной работы заключалось в обосновании модели школьного образовательного процесса в формировании физической культуры школьника, а также в диагностировании состояния сформированности физической культуры школьника.

Использовались методы исследования: теоретический анализ нормативных документов образовательной практики, схематизация, формирующий эксперимент, анкетирование, психолого-педагогическая диагностика, мате-матико-статистическая обработка исходных результатов тестирования.

Третий этап (заключительный, 2009—2010 гг.) связан с анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, формулиров-

кой выводов, оформлением диссертационной работы, внедрением результатов исследования в педагогическую практику.

Использовались методы исследования: анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, математико-статистическая обработка конечных показателей тестирования.

Научная новизна исследования:

уточнена структура и содержание физической культуры личности, включающая физический, когнитивный и физкультурно-деятельностный компоненты, отражающие соответственно: оптимальное физическое развитие, физическую работоспособность, двигательную подготовленность; сфор-мированность знаний в сфере физической культуры и качество развития основных психических процессов, состояние ценностных ориентации в сфере физической культуры; сформированность потребностно-мотивационной сферы и качественно-количественные характеристики участия в освоении физической культуры;

разработана модель школьного образовательного процесса в формировании физической культуры школьника, отражающая целевую направленность процесса освоения ценностей физической культуры в физкультурном образовании по отношению к двигательным и личностным способностям и потребностям; дидактическое и программно-содержательное обеспечение образовательного процесса и физкультурного образования в формировании физической культуры школьника; педагогические требования к реализации программно-содержательного обеспечения физкультурного образования в формировании физической культуры школьника, результирующие показатели состояния сформированности физической культуры школьника;

разработаны педагогические требования к реализации программно-содержательного и дидактического обеспечения физкультурного образования в формировании физической культуры младшего-школьника в образовательном процессе: увеличение объема теоретической подготовки; осуществление

12 системного взаимодействия субъектов образовательного процесса в школе; комплексность использования дидактического содержания физкультурного образования в направленном становлении характеристик физической культуры школьника; полноценная реализация системы комплексного контроля; использование в практике физкультурного образования естественных и сре-довых факторов; подбор и составление комплексов физических упражнений; широкое использование внеклассных форм организации физкультурного образования в образовательном процессе школы; учет тендерных и индивидуальных особенностей учащихся.

Теоретическая значимость результатов исследования:

уточнено понятие «физическая культура личности», рассматриваемое как специфическая сфера общей культуры человека; интегрированное, специфическое и динамичное личностное состояние, отражающее сформиро-ванность ценностных ориентации, системы двигательных и личностных потребностей и способностей, определяющих эффективность социализации, общесоциальной и физкультурно-спортивной деятельности, что вносит уточнение в теорию и методику физической культуры;

выявлен потенциал образовательного процесса младших школьников в формировании физической культуры школьника, отражающий общие и частные закономерности теории и практики физического воспитания (принципы, методы, средства и формы организации) и позволяющий на основе специально смоделированных видов физкультурно-спортивной деятельности повысить эффективность формирования физической культуры личности, что является дополнением и расширением теории воспитания в сфере физической культуры.

Практическая значимость исследования:

- выявлен набор и определено содержание наиболее действенных видов
физкультурно-спортивной деятельности (познавательная деятельность, лег
кая атлетика, спортивные и подвижные игры, гимнастика), использование

13 которых в процессе физкультурного образования обуславливает целенаправленное формирование физического, когнитивного и физкультурно-деятельностного компонентов физической культуры школьника;

подобрано диагностическое обеспечение контроля и оценки сформированное структурных компонентов физической культуры младшего школьника, позволяющее объективно определить и корректировать содержание образовательного процесса и физкультурного образования в отношении системного становления физической культуры личности;

разработано программно-содержательное обеспечение физкультурного образования в формировании физической культуры школьника, отражающее взаимосвязь и взаимодействие различных образовательных дисциплин и субъектов образовательного процесса.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена совокупностью исходных теоретико-методологических положений; адекватностью применяемых методов объекту, предмету и задачам исследования; подтверждается экспериментальной работой, результаты которой свидетельствуют об эффективности реализации педагогической модели школьного образовательного процесса в формировании физической культуры младшего школьника.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Физическая культура личности — интегрированное, специфическое и динамическое личностное состояние, отражающее взаимосвязь физического, когнитивного и физкультурно-деятельностного компонентов, отражающих соответственно оптимальное физическое развитие, физическую работоспособность, двигательную (физическую и техническую) подготовленность; сформированность знаний в сфере физической культуры, качество развития основных психических процессов, состояние ценностных ориентации в сфере физической культуры; сформированность потребностно-мотивационной сферы и качественно-количественные характеристики участия в освоении физической культуры.

  1. Эффективность направленного использования школьного образовательного потенциала в формировании физической культуры школьника обеспечивается разработанностью модели школьного образовательного процесса, включающей целевую направленность процесса освоения системы ценностей физической культуры в отношении обучения, воспитания и развития двигательных личностных потребностей и способностей; разработанность дидактического и программно-содержательного обеспечения физкультурного образования в формировании физической культуры школьника; педагогические требования к реализации программно-содержательного обеспечения физкультурного образования в формировании физической культуры младшего школьника; результирующие показатели состояния сформированное физической культуры личности.

  2. Успешность функционирования модели школьного образовательного процесса в формировании физической культуры младшего школьника обеспечивается совокупностью основных педагогических требований, включающих: увеличение объема теоретической подготовки; осуществление системного взаимодействия субъектов образовательного процесса в школе; комплексность использования дидактического содержания физкультурного образования в направленном становлении характеристик физической культуры школьника; полноценную реализацию системы комплексного контроля; использование в практике образовательного процесса и физкультурного образования естественных и средовых факторов; подбор и становление комплексов физических упражнений; широкое использование внеклассных форм организации и реализации физкультурного образования в школе; учет тендерных и индивидуальных особенностей учащихся.

Личный вклад автора заключается: в уточнении структуры и содержания структурных компонентов физической культуры личности; создании модели школьного образовательного процесса в формировании физической культуры младшего школьника; подборе диагностических методик оценки

15 показателей состояния сформированности физической культуры младшего школьника; разработке программно-содержательного обеспечения физкультурного образования в формировании физической культуры младших школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научных семинарах, методических советах, всероссийских (Пенза, Оренбург, 2008—2010; Челябинск, Кемерово, 2009) и региональных (Оренбург, 2008-—2010) научно-практических конференциях.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной и цитированной литературы, приложений, содержит таблицы и рисунки, а также акты внедрения научно-исследовательских разработок.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций