Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Исмиянов Владимир Владимирович. Физическое воспитание студентов-сирот на основе индивидуального подхода : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Исмиянов Владимир Владимирович; [Место защиты: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева].- Красноярск, 2010.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/598


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ ... 10

  1. Сиротство в студенческой среде как социальная и психолого-педагогическая проблема 10

  2. Социальный портрет личности студентов-сирот 17

  3. Содержание мониторинга физического развития и характеристика физической подготовленности студентов.... 23

  4. Средства и методы организации учебного процесса

по физическому воспитанию 32

Заключение по первой главе 53

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 57

  1. Организация исследования 57

  2. Методы исследования 62

ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНО-
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
СТУДЕНТОВ-СИРОТ 66

3.1. Особенности индивидуального подхода к студентам-
сиротам в учебном процессе по физическому воспитанию

и их отношение к физической культуре 66

  1. Характеристика содержания экспериментальной программы 73

  2. Методическое обеспечение учебного процесса по физическому воспитанию 82

  3. Оценка эффективности программно-методического обеспечения по физическому воспитанию студентов-сирот

в учебном процессе 108

Заключение по третьей главе 123

ВЫВОДЫ 127

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 130

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 132

ПРИЛОЖЕНИЕ 142



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Современная высшая школа, являясь важнейшим институтом социализации личности, не может оставаться в стороне от изменений, происходящих в российской системе образования. Сегодня обществом востребованы мобильные люди, способные быстро и адекватно реагировать на происходящие в окружающей действительности изменения. Многие не обладают такими способностями и испытывают трудности в адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Особенно тяжело приходится студентам-сиротам, у которых отсутствуют родители, в силу нестабильности их социального положения, неустойчивости мировоззрения, ненадежных нравственных ориентиров. В связи с этим студенты-сироты испытывают большие психологические и физические перегрузки, что отрицательно сказывается на их личном развитии и здоровье.

Физическое воспитание студентов-сирот,, для которых характерны нестабильность социального положения, неустойчивость мировоззрения, ненадежность нравственных ориентиров, нуждается в научном, теоретическом и методическом обеспечении.

Одним из путей решения вопросов физического воспитания студентов-сирот является, на наш взгляд, создание в образовательном процессе вуза организационных, психологических и педагогических условий реализации индивидуального подхода к физическому воспитанию студентов-сирот с различным исходным уровнем способностей и интересов, предоставление возможности для их самоопределения и самоутверждения на индивидуально-доступном уровне, способствующих мотивации к дальнейшему гармоничному развитию личности;

Психолого-педагогические, и физиологические проблемы развития личности изучались выдающимися отечественными психологами Б.Г. Ананьевым, И.С. Коном, А.Н. Леонтьевым; К.К. Платоновым и др.; влияние субъектных качеств педагога, обеспечивающих эффективность педагогического труда, в том числе и в области физической культуры,

исследовались В.К. Бальсевичем, А.И. Завьяловым, Д.А. Завьяловым, Н.В. Кузьминой, Л.И. Лубышевой, К.К. Марковым, Л.П. Матвеевым, Л.К. Сидоровым, А.И. Щербаковым.

Процесс становления системы образования сопровождается существенными и взаимосвязанными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, что требует коррекции содержания и инновационных подходов, расширения спектра отношений педагогов и студентов-сирот (Б.У. Альмуханов, Н.В. Барышева, М.М. Безруких, А.И. Завьялов, Е.А. Короткова, В.И. Столяров и др.).

Анализ литературы и современного состояния практики физического воспитания позволил сделать вывод о существовании ряда противоречий между:

необходимостью разработки и внедрения индивидуального подхода к студентам-сиротам и недостаточным научно-теоретическим и практическим обеспечением решения этой проблемы;

необходимостью улучшения психологического и физического состояния студентов-сирот и недостаточным для этого программно-методическим обеспечением физического воспитания.

На фоне данных противоречий обозначилась проблема, которая заключалась в поиске путей повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов-сирот, характеризующая их психологическое и физическое состояние, отражающая их работоспособность, а значит успеваемость, что и послужило основанием выбора темы исследования: «Физическое воспитание студентов-сирот на основе индивидуального подхода».

Объект исследования і- процесс физического воспитания студентов.

Предмет исследования — программно-методическое обеспечение физического воспитания студентов-сирот на основе индивидуального подхода.

Цель исследования: разработка, обоснование и внедрение

программно-методического обеспечения физического воспитания студентов-сирот на основе индивидуального подхода и проверка его эффективности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что психологическое и физическое состояние студентов-сирот будет улучшаться, если внедрить на основе индивидуального подхода обоснованное, разработанное программно-методическое обеспечение в учебный процесс физического воспитания, включив в него спецкурс «Индивидуальный подход к студентам-сиротам», направленный на компенсацию недостаточности индивидуального подхода к студентам-сиротам в основном учебном процессе, расширение индивидуальных контактов в физкультурно-спортивной деятельности, улучшение психологического и физического состояния здоровья, повышение уровня знаний, умений, навыков, работоспособности и успеваемости студентов-сирот.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить литературные источники,
связанные с проблемами физического воспитания студентов-сирот.

2. Разработать и обосновать программно-методическое обеспечение
учебного процесса физического воспитания студентов-сирот на основе
индивидуального подхода.

3. Проверить путем опытно-экспериментальной работы эффективность
программно-методического обеспечения учебного процесса физического
воспитания студентов-сирот на основе индивидуального подхода.

Для решения поставленных задач и проверки- выдвинутой гипотезы в ходе исследования был использован комплекс методов: теоретический анализ литературы педагогической, психологической и литературы по теории и методике физической культуры по теме исследования; педагогическое наблюдение; анкетирование и беседа; тестирование уровня физической подготовленности; антропометрические измерения; оценка функционального состояния здоровья; психологические характеристики; педагогический

эксперимент; опытно-экспериментальная работа; метод математико-статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

Теоретико-методологической основой исследования являются следующие теории, концепции и работы: по физической активности человека и его гармоническому совершенствованию (В.К. Бальсевич); физической культуре (Л.И. Лубышева, К.К. Марков, Д.А. Завьялов), психологическому развитию личности (К.К. Платонов, А.В. Петровский); личностноориенти-рованному (Е.В. Бондаревская) и дифференцированному физкультурному образованию студентов (Е.А. Короткова); по деятельностному подходу к процессу воспитания физической культуры человека (Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич, В.И. Лях); гуманизации образования (В.И: Столяров) и гуманно-личностному подходу (Ш.А. Амонашвили); основам деятельности преподавателя (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Ю.П. Азаров, Н.Е. Щуркова, А.И. Щербаков, А.К. Маркова) и педагогической психологии (И.А. Зимняя, Д.И. Фельдштейн); по теории и методике физического воспитания и развития студентов (А.И. Завьялов; П.Ф. Лесгафт, Л.К. Сидоров, Л.П. Матвеев).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработано и научно обосновано программно-методическое
обеспечение физического воспитания студентов-сирот, представленное как
последовательная реализация организационно-педагогических блоков:

спецкурс «Индивидуальный подход к студентам-сиротам»;

организационные, психологические и педагогические условия;

программа «Подготовка субъектов образовательного процесса»;

этапы учебного процесса физического воспитания студентов-сирот.

2. Доказана, эффективность использования программно-методического
обеспечения физического воспитания студентов-сирот с учетом их интересов
в основном учебном процессе, способствующая повышению физического
развития и функционального состояния организма, физической
подготовленности и улучшению психологического состояния.

3. Выявлено, что внедрение в учебный процесс программно-

методического обеспечения физического воспитания студентов-сирот позитивно влияет на формирование значимых качеств личности: ответственности, самостоятельности, дисциплинированности, трудолюбия и т.д., необходимых человеку в процессе его профессионального становления, снижая развитие комплекса негативных личностных качеств: неуверенности в себе, замкнутости в общении, неумении владеть своим эмоциональным состоянием, неуравновешенности процессов возбуждения и торможения, равнодушия по отношению к окружающим, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности сироты».

Теоретическая значимость исследования: содержательно обобщен и систематизирован теоретический и эмпирический материал в рамках проблематики исследования, касающийся аспектов уровня физического состояния студентов-сирот; выделены направления педагогической, психологической и социальной деятельности; раскрыта специфика, направленная на выявленные формы и методы; определены задачи программно-методического обеспечения процесса физического воспитания студентов-сирот в условиях профессиональной подготовки; обоснованы педагогические условия, способствующие эффективной организации индивидуального подхода к студентам-сиротам; проведен теоретический анализ состояния здоровья студентов-сирот.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении программно-методического обеспечения в учебный процесс физического воспитания студентов-сирот на основе индивидуального подхода, при реализации которого улучшается1 физическое развитие и физическая подготовленность, улучшаются самочувствие, активность, настроение, самоконтроль в общении студентов-сирот, успеваемость в учебном процессе вуза, уменьшается ощущение одиночества.

Программно-методическое обеспечение может быть использовано в учебных процессах по физическому воспитанию студентов-сирот в

различных вузах, результаты исследования могут быть использованы в учреждениях по повышению квалификации специалистов по физической культуре.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена характером исследования; исходными методологическими принципами; теоретической аргументацией; системным подходом к описанию и изучению объекта исследования; логикой проведения исследования в соответствии с целями, задачами и условиями; использованием современных методов обработки полученных экспериментальных данных с применением компьютерных программ. Практические рекомендации разрабатывались, исходя из необходимости и целесообразности, при опоре на результаты исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры физической культуры в Иркутском государственном университете путей сообщения.

Материалы исследования внедрены в учебный процесс физического
воспитания Иркутского государственного университета путей сообщения, а
также в учебный процесс Иркутского техникума физической культуры,
Областного государственного образовательного учреждения

«Дополнительное образование детей» и Иркутского государственного лингвистического университета. Издано методическое пособие для тренеров, преподавателей и студентов всех специальностей. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях в г. Иркутске (2007-2009 гг.) и нашли свое отражение в публикациях автора, в том числе в издании научно-теоретического журнала «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта» (издание включено в список ведущих рецензируемых журналов, рекомендованных ВАК РФ).

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработанное программно-методического обеспечение учебного

процесса физического воспитания студентов-сирот на основе индивидуального подхода в 3-годичном педагогическом эксперименте позволило достоверно (Р<0,05) улучшить физическую подготовленность у девушек и юношей экспериментальной группы в завершающей части эксперимента: по шести показателям у девушек и по 4 - у юношей.

2. Внедрение в учебный процесс физического воспитания программно-методического обеспечения, направленного на компенсацию недостаточности индивидуального подхода к студентам-сиротам в основном учебном процессе, способствовало улучшению психологического и физического состояния здоровья, повышению уровня знаний, умений, навыков, работоспособности. За время педагогического эксперимента в экспериментальной группе достоверно (Р<0,05) улучшилось самочувствие, активность, настроение, самоконтроль в общении, уменьшилось ощущение одиночества. К концу эксперимента студенты-сироты экспериментальной группы стали учиться на «хорошо и удовлетворительно» - 49,05%, и эти показатели улучшились в 5 раз, чем были в начале эксперимента при полном отсутствии неуспевающих.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 53 рисунка, 1 схему и 16 таблиц. Библиографический список представлен 125 работами, из них 7 - на иностранном языке.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций