Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Зайчиков Алексей Алексеевич. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Зайчиков Алексей Алексеевич; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2010.- 141 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/991


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава I. Теоретические основы личностно-ориентированного подхода в

физическом воспитании 14

1.1. Становление и сущность личностно-ориентированного подхода в

образовании 14

  1. Особенности применения личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании 28

  2. Педагогические условия применения личностно-ориентированного

подхода в физическом воспитании начальной школы 37

Выводы по главе 1 42

Глава П. Личностно-ориентированное обучение в физическом

воспитании младших школьников 45

2.1 Педагогические технологии в личностно-ориентированном обучении

младших школьников на уроке физической культуры 45

  1. Осуществление личностно-ориентированного обучения на уроках плавания в начальной школе 53

  2. Определение динамики плавательной подготовленности учащихся младших классов на занятиях физической культурой 75

  3. Определение динамики физической подготовленности учащихся

младших классов на занятиях физической культурой 86

Выводы по главе II 95

Заключение 98

Практические рекомендации 101

Библиографический список 103

Приложение........ ........... 119

Приложение 1 119

Приложение 2 131

Приложение 3 134

Приложение 4 140



Введение диссертации:

Актуальность исследования. В личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами являются образование личностных смыслов учения и жизни, развивающее обучение, педагогическая поддержка становления детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребенка. Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего содержательного наполнения и методического оснащения.

Из ценностного отношения к ребенку вырастает понимание цели личност-но-ориентированного образования - найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогического взаимодействия с людьми, культурой, цивилизацией.

Наиболее гуманным средством становления субъектности является самоорганизация. Но используемые в физическом воспитании способы деятельности направлены на формирование физических качеств без учета ценностных основ сознания учащихся. Такое обстоятельство снимает возможность смысловой самоорганизации личности в процессе физического воспитания, как одну из наиболее значимых гуманистических характеристик. Необходимо обращение к личностным структурам сознания.

Физическая культура сознания является первичной частью общей культуры сознания, поскольку потребность использовать физическую силу для сохранения жизни и для зашиты менее сильных присутствует в человеческом сознании изначально.

Как считает СВ. Кульневич, основным показателем физической культуры сознания является цивилизованность. Физическая культура сознания, как одно из проявлений цивилизованности, самоорганизует гуманные отношения к сво-

ему здоровью и к использованию своих физических преимуществ не во вред, а во благо другим (СВ. Кульневич, 2001).

Некоторые уровни самоорганизации личности могут быть достигнуты благодаря использованию новых средств физического воспитания. К ним относятся педагогические условия, способствующие переводу ценностного потенциала сознания учащихся на более высокий, цивилизованный уровень. Процесс этого перевода и есть процесс самоорганизации физической культуры сознания, осуществляемый при педагогической поддержке со стороны учителя.

Модель индивидуальной педагогической поддержки разработана Е.В. Бон-даревской. Системообразующую роль в развитии индивидуальности выполняет индивидуальный стиль деятельности. Индивидуально-личностная поддержка предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание развития каждого ребенка (Е.В. Бондаревская, 1999). Концепция личностной педагогической поддержки разработана СВ. Кульневичем (СВ. Кульневич, 2001). Психологические механизмы влияния педагогической поддержки, методики и технологии оказания ребенку поддержки в решении жизненных проблем изучены М.В. Николаевой (М.В. Николаева, 2006).

Современные концепции развития физкультурного образования подрастающего поколения, направленные на оптимизацию использования средств и методов физического воспитания в различных типах учебных заведений, рассматриваются в работах В.И. Ляха (1998), Г.М. Соловьева (1999), Л.И. Лубы-шевой (2004), Л.П. Матвеева (2005). Теоретико-методические основы инновационных технологий в физкультурном образовании и их роль в формировании здорового образа жизни достаточно подробно обсуждаются в работах отечественных ученых В.Н. Усакова (2000), В.А. Тураева (2002), А.П. Федотова (2002), Д.А. Фильченкова (2002), B.C. Якимовича (2002).

В зарубежной литературе рассматриваются различные направления физического воспитания дошкольников, школьников и учащейся молодежи [162; 166; 169], зарубежными специалистами выпускаются методические пособия,

помогающие учителям физической культуры осваивать новые подходы [163; 164; 165; 167].

Обучение плаванию решает задачу государственного значения, поскольку служит основной профилактической мерой в устранении несчастных случаев на воде (А.А. Волошин, Н.Б. Кулибаба, 1982; Т.В. Ермилова, 1983; Н.Ж. Булгато-ва, 1989; А.А. Кислов, 1989; В.В. Дукальский, Е.Г. Мариничева, 1990; Е.К. Воронова, 1995; Е.А. Алипова, Л.С. Малыгин, 1997; А.И. Погребной, 1997 и др.). Обучение плаванию является одним из эффективных оздоровительных средств без медикаментозной реабилитации (X. Лейнус, 1977; Т.И. Осокина, 1985; А.В. Козлов, 1986; Л.Г. Комарова, 1990; Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов, 1999 и др.) и существенно повышает физическое, умственное и психическое развитие ребенка (А.Г. Дженников, 1977; В.А. Крупное, 1985; Л.В. Волков, 1990; Е.К. Воронова, 1995 и др.).

Методологический уровень анализа проблемы личностно-ориентирован-ного подхода развернут в работах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, Г.Л. Ильина, М.Ф. Кузнецова, В.В. Серикова, Т.И. Шамовой, И. С. Якиманской и др.

Разработка конкретных инноваций на методическом уровне предложена в работах Н.В. Ануфриевой, С.Л. Братченко, А.В. Вильвовской, А.А. Пилигина, В.В. Швагер и др. Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме нашего исследования свидетельствует о его актуальности, но в то же время специфика личностно-ориентированного подхода в обучении физическому воспитанию в младшей школе практически не раскрыта. Это объясняется сложностью и возрастным своеобразием объекта исследования, ограниченностью выбора содержательного материала и методических приемов. Но именно младшая школа как начальное звено обучения является основной базой для осознания школьниками своей личности, определения собственной позиции в учебном процессе как субъекта, деятельностного участника, способного определенным образом влиять на процесс обучения.

Физическая культура сознания может быть воспитана, если учителю удается поставить цель для каждого урока, ориентирующую и учителя, и учеников

б на создание условий для востребования деятельности личностных структур сознания. Воспитание физической культуры сознания детей мы будем понимать как реализацию личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании.

Таким образом, проблема состоит в несоответствии между современными потребностями в личностно-ориентированном подходе к физическому воспитанию детей и существующей направленностью обучения на внешнее педагогическое воздействие на учащихся без соотнесения с внутренними основами их сознания.

Анализ научной литературы и существующей практики физического воспитания детей в школе показал наличие следующих противоречий:

между потребностью развития физической культуры сознания детей и направленностью используемых в практике технологий физического воспитания на ценность внешних способов формирования физических качеств ;

между востребованностью смысло-творческой основы самоорганизации физической культуры сознания детей и отсутствием педагогических условий, создающих благоприятную среду для востребования ценностного потенциала личностных структур их сознания, в частности, личностной структуры мотивирования;

- между субъективными препятствиями в самоорганизации физической
культуры сознания младших школьников и отсутствием квалифицированной и
своевременной педагогической поддержки со стороны учителя;

- между необходимостью реализации права выбора каждым учеником соб
ственного пути развития физической культуры сознания и отсутствием альтер
натив для принятия им решений.

Осознание этих противоречий, характеризующих сформулированную выше проблему, обусловило актуальность диссертационного исследования на тему «Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста».

Цель исследования: выявить и реализовать педагогические условия эффективного развития физической культуры сознания учащихся младшего школьного возраста.

Объектом исследования является процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: развитие физической культуры сознания младших школьников в процессе физического воспитания.

Гипотеза исследования. Развитие физической культуры сознания детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:

реализовано субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика;

D внедрена технология педагогической поддержки самоорганизации физической культуры сознания;

обеспечена положительная мотивация развития физической культуры сознания;

активизировано развитие самосознания как фактора развития самоорганизации личности;

D использованы новые средства физического воспитания и обеспечен выбор каждым учеником своего содержания занятий.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. определить сущность личностно-ориентированного физического воспитания;

  2. реализовать субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика в режиме диалогического общения в процессе физического воспитания;

  3. разработать и внедрить технологию педагогической поддержки самоорганизации физической культуры сознания младших школьников;

  4. активизировать развитие самосознания, как фактора развития самоорганизации личности;

  5. обеспечить положительную мотивацию развития физической культуры сознания детей младшего школьного возраста;

6) расширить возможность выбора заданий и использовать новые средства развития физической культуры сознания детей на уроках плавания.

Теоретико-методологическая база исследования основывается на

философских, психологических и педагогических концепциях о сущности процесса саморазвития, индивидуальности человеческой личности (М. Бу-бер, О.С. Газман, М.С. Каган, Э. Фромм и др.);

теоретических положениях о сущностных человеческих свойствах (А. Адлер, Л.С. Выготский, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франки и др.);

научных положениях гуманистической педагогики о воспитании и формировании личности (Б.Г. Ананьев, Б.М. Бим-Бад, П.П. Болонский, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, В.А. Караковский, А.Н. Леонтьев, Г.Ц. Молонов, Л.И. Новикова, С.Л. Рубинштейн, Н.Л. Селиванова, В.А. Сластенин, Н.М. Таланчук, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.);

положениях о личностно-ориентированном подходе в гуманистической педагогике (А.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, Л.Н. Куликова, Л.М. Лузина, О.Л. Подлиняев, Е.Н. Степанов, И.С. Якиманская и др.);

положениях о единстве законов развития детей с разными двигательными способностями (Б.А. Ашмарин, Я.С. Вайнбаум, Б.В. Воронцов, Л.С. Выготский и др.);

положениях воспитания индивидуальных психофизических черт и особенностей коллективного взаимодействия средствами и методами спортивно-оздоровительной направленности (А.П. Матвеев, Н.Г. Яковлева);

теоретико-педагогических основах образовательных технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, П.И. Третьяков и др.);

положении о физическом воспитании школьников, основанном на приоритете решения оздоровительных задач и положении дифференцированного обучения (Е. А. Короткова, Л.И. Лубышева и др.);

- концепции педагогической поддержки саморазвития (Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, В.В. Кулишов, СИ. Попова и др.);

теории мотивации учебной деятельности и развития мотивационной сферы обучающихся (О.В. Бахтин, И.И. Волощенко, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А. Маслоу и др.);

технологии развития основ самоорганизации личности на уроках физической культуры (СВ. Кульневич, С.Н. Шуткин и др.).

При выполнении диссертационной работы был использован комплекс методов научно-педагогического исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование; психологическое тестирование; педагогический эксперимент; статистические методы обработки результатов исследования.

Анализ научно-методической литературы проводился в целях изучения значения и перспективности применения личностно-ориентированного обучения в физическом воспитании в начальной школе. Особое внимание было уделено характеристике педагогических условий применения личностно-ориентированного обучения в физическом воспитании начальной школы, в частности, использование педагогических технологий на уроке физической культуры. В результате анализа и обобщения литературных данных были определены задачи исследования.

Педагогическое тестирование проводилось с целью оценки уровня физической и плавательной подготовленности, за основу взяты модифицированные контрольные тесты, предложенные в авторской программе по плаванию Т.В. Смоленской [135], и тесты для определения уровня физической подготовленности учащихся [99].

Психологическое тестирование проводилось на основе изучения исследований критериев уровня развития самосознания, которые позволяют определить особенности самосознания детей младшего школьного возраста.

Выделенные Е.Е. Сапоговой критерии уровня самосознания детей младшего школьного возраста были адаптированы нами относительно уроков физической культуры (в контексте эксперимента) (Е.Е. Сапогова, 2001).

Тестирование позволяет, не прибегая к специальным психологическим методикам, определить уровень развития самосознания детей младшего школьного возраста и отследить дальнейшую динамику развития уровня самосознания.

Все материалы, полученные при исследовании, были обработаны с помощью методов математической статистики. Качественный и количественный анализ результатов позволил осуществить объективную, надежную и достоверную оценку материалов исследования, выявить закономерности в изменениях изучаемых показателей.

В зависимости от характера полученных данных рассчитывались следующие параметры: X - среднее арифметическое, 8 - среднее квадратическое отклонение, m — ошибка среднего арифметического, t - показатель достоверности различий сравниваемых величин, Р - уровень значимости.

Все параметры определялись согласно известным методам вариационной статистики (Н.А. Масалыгин, 1974; СВ. Начинская, 2005).

Период младшего школьного возраста является сенситивным, в это время появляется особая пластичность нервной системы ребенка к педагогическому воздействию. Также это важнейший период укрепления здоровья школьника, формирования двигательных умений и навыков, развития основных физических качеств. Поэтому важно, чтобы такое воздействие было продуктивным, гуманным, ориентированным на выявление скрытых потенциальных возможностей младших школьников. В этом возрасте в большей мере ученику необходимы педагогическая поддержка и содействие.

В связи с этим для проведения педагогического эксперимента с учетом рекомендаций к проведению личностно-ориентированного урока были разработаны вариативные карточки по плаванию, которые представляли собой специально продуманный состав разнообразных по содержанию, степени сложности и форме выполнения учебных заданий. Целью проведения педагогического эксперимента было отслеживание динамики развития самосознания младшего школьника в созданных личностно-ориентированных условиях. Каждый ребенок в соответствии со своими индивидуальными интересами и предпочтениями

11 сам выбирал себе соответствующую вариативную карточку с желаемым заданием, а также коллектив для выполнения задания (индивидуальное выполнение, в паре или группе). На основании этого с изменением интересов и растущих возможностей учащихся выбирались средства и методы, подбирался подходящий материал, инвентарь и т.д.

Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось на базе Иркутской гимназии № 3 с 2002 по 2009 годы в рамках академических занятий по физической культуре.

На первом этапе (2002-2004 гг.) был проведен анализ и обобщение научно-методической литературы по исследуемой проблеме. Сформулирована гипотеза, цель и задачи исследования. Определены пути создания комфортных психологических, педагогических и материальных условий для занятий физической культурой в начальных классах.

На втором этапе (2004-2007 гг.) в ходе дальнейшего научного поиска, были скорректированы цель и гипотеза исследования. Уточнялась методика проведения занятий физической культурой по плаванию. Проводился последовательный эксперимент с использованием разработанной методики. В сентябре и мае учебного года проводилось тестирование по определению общей физической подготовленности младших школьников. Степень освоения учебного материала по плаванию оценивалась по результатам выполнения требований и стандартов, установленных для каждого года обучения. В эксперименте участвовали школьники гимназии № 3 г. Иркутска - 48 человек. Проанализированы и обработаны полученные данные.

На третьем этапе (2007-2009 гг.) проводился качественный и количественный анализ результатов эксперимента с использованием математической статистики, их систематизация и интерпретация, формулировались выводы, оформлялось диссертационное исследование, выявлялись тенденции и закономерности. В ходе эксперимента определялась эффективность применения данной методики на занятиях по физическому воспитанию в гимназии.

Апробация исследования осуществлялась в ходе экспериментального обучения учащихся начальных классов гимназии № 3 г. Иркутска. Промежуточные результаты исследования заслушивались и обсуждались на VI Всероссийском конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» (Нижний Новгород, 2003); Региональной научно-практической конференции «Звуковая среда ребенка: здоровье и развитие» (Иркутск, 2004); IV Всероссийской научно-практической конференции «Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири» (Иркутск, 2005); Межрегиональной научно-практической конференции в рамках II областного образовательного форума «Образование Прианга-рья-2006» (Иркутск, 2006); VII Всероссийском конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» (Екатеринбург, 2007); XIII Всероссийской научно-методической конференции «Современные направления и образовательные технологии» (Иркутск, 2008), II Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в условиях глобализации» (Чита, 2009). Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  1. Теоретически обосновано положение о физической культуре сознания как о сущности личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании.

  2. Внедрено субъект-субъектное взаимодействие в системе «учитель-ученик» в режиме диалогического общения в процессе физического воспитания.

  3. Реализовано положение о повышении уровня самосознания как психологического условия развития физической культуры сознания.

  1. Разработана и внедрена технология педагогической поддержки самоорганизации физической культуры сознания детей младшего школьного возраста.

  2. В развитии положительной мотивации самоорганизации личности ученика использованы новые средства физического воспитания на уроках плавания в режиме свободного выбора каждым обучающимся своего содержания занятий.

Практическая значимость исследования: разработана, утверждена и реализуется в практической деятельности «Адаптированная программа по физической культуре (плавание) для учащихся 1-4 классов», обоснована педагогическая технология, позволяющая повысить уровень плавательных умений и навыков исследуемой категории учащихся при сокращении сроков их освоения, обеспечивающая повышение у школьников интереса к урокам плавания; разработаны учебно-наглядные пособия для учителей физической культуры общеобразовательных школ, которые включают в себя не только содержание урока, но и методическое пособие с вариативными карточками.

Материалы исследования могут использоваться при подготовке будущих учителей физической культуры, в системе повышения профессиональной квалификации учителей физической культуры, в практике работы дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, детско-юношеских спортивных школ и других учреждений дополнительного образования физ-культурно-спортивной направленности.

На защиту выносятся положения:

  1. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании школьников может быть реализован как процесс развития физической культуры их сознания.

  2. Повышение уровня самосознания выступает как психологический фактор развития физической культуры сознания.

  3. Процесс самоорганизации физической культуры сознания младших школьников требует своевременной педагогической поддержки со стороны учителя при преодолении препятствий, мешающих достижению положительных результатов в самоорганизации детей.

  4. В младшем школьном возрасте для развития физической культуры сознания наиболее эффективны новые средства физического воспитания, актуализирующие ценностный потенциал личностных структур сознания учащихся.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций