Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Ермакова Юлия Николаевна. Методика физкультурных занятий с детьми 5-7 лет на основе использования элементов игры в футбол : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Ермакова Юлия Николаевна; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т].- Шуя, 2010.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/787


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
14

  1. Использование средств игровых видов спорта в физическом воспитании в дошкольных учреждениях 14 России и за рубежом

  2. Особенности использования элементов игры в футбол в физическом воспитании детей дошкольного возраста... 24

  3. Значение средств футбола для развития координационных способностей детей 5-7 лет 32

  4. Особенности развития детей 5-7 лет 41

Заключение по первой главе 51

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ 54

  1. Цель и задачи исследования 54

  2. Методы исследования 55

  3. Организация исследования 65

ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

МЕТОДИКИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ НА
ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ В
ФУТБОЛ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ
67

3.1. Анализ результатов анкетирования специалистов по
физическому воспитанию в ДОУ и родителей 67

3.2. Особенности владения мячом при выполнении детьми

5-7 лет элементов игры в футбол 74

3.3. Экспериментальная методика проведения

физкультурных занятий в детском саду на основе

использования средств футбола с детьми 5-7 лет 80

Заключение по третьей главе 90

ГЛАВА 4. ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЬЕК ЗАНЯТИЙ С
ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ В ФУТБОЛ НА
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
94

4.1. Анализ влияния экспериментальной методики на
физическую подготовленность детей 5-7 лет 94

4.2. Развитие координационных способностей у детей

5-7 лет в ходе педагогического эксперимента 101

4.3. Динамика показателей физического развития и
функционального состояния организма детей 5-7 лет

в ходе педагогического эксперимента 115

4.4. Развитие психических процессов у детей 5-7 лет

в ходе педагогического эксперимента 121

Заключение по четвертой главе 129

ВЫВОДЫ 132

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 136

ЛИТЕРАТУРА 139

ПРИЛОЖЕНИЯ 158



Введение диссертации:

Актуальность исследования. В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных учреждениях, проблема совершенствования физического воспитания детей остается актуальной. Это подтверждается тенденцией ухудшения состояния здоровья, снижением уровня двигательной подготовленности детей дошкольного возраста [11, 12, 36, 66, 80, 111, 118, 120, 142, 158, 188 и др.]. Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями [8, 14, 19, 39, 63, 68,119, 137, 144, 166, 176, 179 и др.].

В данном контексте особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников [1, 46, 92, 137, 168, 165].

Среди спортивных игр футбол является одним из популярных видов двигательной активности детей. В теории физического воспитания детей дошкольного возраста методика обучения элементам игры в футбол является одной из наименее изученной. При этом возможности использования упражнений с элементами игры в футбол для психофизического развития ребенка значительны [2, 4, 10, 37, 42, 176, 180, 185]. Наблюдения показывают, что применение на физкультурных занятиях упражнений с элементами игры в футбол с детьми дошкольного возраста носят

эпизодический характер, либо не используются совсем. Прежде всего, это объясняется отсутствием разработанной и апробированной методики проведения физкультурных занятий на основе применения элементов игры в футбол с детьми старших и подготовительных групп детского сада.

Учитывая состояние данной проблемы и то, что уровень физической подготовленности, физического и психического развития является одним из главных критериев эффективности образовательного процесса в дошкольных учреждениях, возникла потребность более глубокого изучения влияния занятий с применением элементов игры в футбол на развитие детей 5-7 лет и разработки соответствующей методики физкультурных занятий [57, 75, 124, 135, 161, 174, 175, 185 и др.]. Таким образом, необходимость в научном обосновании методики физкультурных занятий с детьми старших и подготовительных групп в ДОУ с применением элементов игры в футбол определило актуальность настоящего исследования.

Анализ и обобщение научно-методической литературы и педагогической практики в аспекте данного исследования позволил выделить противоречия:

между необходимостью совершенствования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе разработки методик физкультурных занятий с применением элементов игры в футбол и недостаточной теоретической и методической разработанностью вопросов содержательного их обеспечения в дошкольных образовательных учреждениях;

между объективной необходимостью своевременного формирования двигательных действий, повышения уровня физической подготовленности и развития психических процессов детей 5-7 лет и недооценкой потенциальных возможностей использования элементов игры в футбол.

между потребностью детей 5-7 лет в игровой деятельности и отсутствием методики физкультурных занятий на основе элементов игры в футбол.

Отмеченные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в научном обосновании и разработке методики физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол с детьми 5-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель работы - разработка и экспериментальное обоснование методики физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол с детьми 5-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях.

Объект исследования — физическое воспитание детей 5-7 лет в дошкольных учреждениях.

Предмет исследования - особенности проведения физкультурных занятий с детьми 5-7 лет на основе применения элементов игры в футбол.

Гипотеза исследования: использование на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях элементов игры в футбол позволит повысить уровень физической подготовленности, физического и психического развития детей 5-7 лет, если будет:

- определено содержание и блоки футбольных упражнений, доступных
для освоения детьми на основе учета их двигательной подготовленности,
физического и психического развития;

созданы условия для интеграции двигательной и познавательной деятельности детей в процессе выполнения основных видов двигательных действий в футболе;

установлено необходимое и достаточное количество физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол в системе физического воспитания детей в дошкольных учреждениях;

- выявлены степень влияния физкультурных занятий на основе
использования элементов игры в футбол на развитие физических качеств,
физическое и психическое развитие детей;

разработана методика физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол.

В работе были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ современного состояния проблемы совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях на основе использования игровых видов спорта.

  2. Определить необходимость разработки методики использования элементов игры в футбол с детьми 5-7 лет на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.

  3. Выявить особенности выполнения двигательных действий ногами при выполнении различных элементов игры в футбол детьми 5-7 лет.

  4. Разработать и внедрить в практику физического воспитания дошкольных образовательных учреждений методику физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол с детьми 5-7 лет.

  5. Определить эффективность влияния разработанной методики на физическую подготовленность, физическое и психическое развитие детей 5-7 лет.

Методологической основой диссертационного исследования являются: представления о ведущей роли деятельности в становлении личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин); теория функциональных систем и системогенеза (П.К. Анохин, А.А. Маркосян); закономерности развития человека в онтогенезе (НА. Бернштейн, В.К. Бальсевич); роли двигательной деятельности в биологическом и социальном развитии ребенка (И.А. Аршавский); о единстве умственного, нравственного и физического в формировании личности и важнейшей роли физической культуры в этом процессе (П.Ф. Лесгафт, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева); основные положения поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); положения Л.С. Выготского об опоре на ведущую деятельность и эмоциональные особенности дошкольников; учение о высшей нервной деятельности (И.П. Павлов, И.М. Сеченов); научные представления о функциональной системе (П.К. Анохин). Методологическими ориентирами исследования послужили деятельностный (П.Я. Гальперин, А.Н. Леоньтьев),

системно-структурный (Л. Берталанфи), личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков) подходы.

Теоретической основой исследования являются положения и результаты исследований: И.М. Сеченова о взаимовлиянии двигательной и мозговой деятельности; И.А. Аршавского о принципе доминанты в обосновании системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста; Е.П. Ильина о формировании двигательных умений и навыков; Н.А. Бернштейна о «модели потребного будущего» и многоуровневой системе управления произвольными движениями; научные разработки в области общей, возрастной и педагогической психологии и теории развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина; основополагающие принципы и идеи теории развития А.Н. Леонтьева; исследования в области теории и методики физического воспитания дошкольников (В. К. Бальсевич, Е. Н. Вавилова, Л. Д. Глазырина, Ю. Ф. Змановский, А. В. Кенеман, А. И. Кравчук, Т. И. Осокина, М. А. Рунова, СО. Филиппова, В. Г. Фролов, Д. В. Хухлаева, С. Б. Шарманова с соавт., В. Н. Шебеко, Е. Н. Шишкина, Г. П. Юрко), результатах исследования моторики ребенка (Е. А. Аркин, Е.Г. Леви-Гориневская, М. М. Кольцова, М. И. Фонарев, Э. С. Вильчковский, Б. А. Никитюк, В. И. У саков).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы организации и проведения исследования: сравнительный и комплексный методы организации исследования, теоретические и эмпирические методы получения информации (анкетирование, наблюдение, тестирование физической подготовленности, тесты на определение степени развития психических процессов, антропометрия, анализ движений на основе видеосъемки, хронометрирование, пульсометрия, педагогический эксперимент, методы математической статистики).

Опытно-экспериментальная база исследования — дошкольные учреждения Ивановской и Нижегородской областей (46 ДОУ).

Исследовательской работой на разных этапах было охвачено 175 детей, 46 инструкторов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, 45 педагогов-тренеров ДЮСШ и 192 воспитателя ДОУ.

Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе (2006-2007 гг.) осуществлялся анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, проводилось анкетирование, опрос и интервьюирование инструкторов физического воспитания МДОУ. На базе четырех детских садов Ивановской области был проведен предварительно-констатирующий эксперимент. Осуществлялись педагогические наблюдения за организацией физкультурно-оздоровительной деятельностью и применение методик физкультурных занятий с детьми 5-7 лет в ДОУ. Тестирование и оценка двигательной деятельности детей в осуществлялась в различных формах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Изучалась возможность внедрения новых форм организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

На втором этапе (2007-2008 гг.) была создана база для апробирования экспериментальной методики на основе применения элементов игры в футбол.

По результатам предварительного тестирования физического и психического развития, физической подготовленности, выявленным особенностям владения двигательными действиями при выполнении упражнений с мячом ногами были сформированы однородные группы детей, принявших участие в педагогическом эксперименте.

Третий этап (2008-2009 гг.) был посвящен проведению педагогического эксперимента. На базе МДОУ «Детский сад № 2» и МДОУ «Детский сад № 37» г. Шуи Ивановской области были сформированы две группы: экспериментальная (МДОУ «Детский сад № 37») - 44 ребенка (22 мал. и 22 дев.) и контрольная (МДОУ «Детский сад № 2») - 43 ребенка (22 мал. и 21 дев.). Однородность обеих групп была определена в ходе

предварительного тестирования детей. Занятия с детьми экспериментальной и контрольной групп проводились по программе физического воспитания «Программа воспитание и обучение в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой и др., 2004). Занятия по физическому воспитанию в контрольной и экспериментальной группе проводились 3 раза в неделю: 2 занятия в условиях спортивного зала и 1 занятие на свежем воздухе продолжительностью 25-30 мин, что соответствует программным требованиям организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Занятия проводились инструкторами по физическому воспитанию.

Эффективность разработанной методики определялась степенью прироста результатов двигательной подготовленности, физического, морфофункционального развития, степенью развития психических процессов, интереса к физкультурным занятиям среди детей, воспитателей и родителей.

На четвертом этапе (2009-2010 гг.) проводились обработка и анализ полученных результатов, оценка эффективности методики и оформление диссертационной работы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования опирается на теоретическую и методологическую основу исследования, широкий комплекс теоретических и эмпирических методов научного исследования, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, практическим подтверждением выдвинутых теоретических положений в экспериментальной работе.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

определены место и роль применения элементов игры в футбол в процессе занятий по физической культуре с детьми 5-7 лет, что позволило дополнить программное содержание по физическому воспитанию в ДОУ;

разработана авторская методика физкультурных занятий в ДОУ на основе использования элементов игры в футбол с детьми 5-7 лет;

экспериментально доказано, что применение элементов игры в футбол

на физкультурных занятиях в ДОУ обеспечивает повышение уровня физической подготовленности, физического развития и способствует развитию психических процессов у детей 5-7 лет.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе расширены знания о влиянии физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол на формирование двигательных действий, развитие физических качеств и психических процессов детей 5-7 лет, обосновано содержание методики занятий и адаптированы специальные упражнения из арсенала двигательных действий в футболе для занятий с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость результатов исследования состоит:

в разработке и внедрении методики физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол с детьми 5-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях;

разработке практических рекомендаций по использованию элементов игры в футбол в системе физического воспитания детей старшей и подготовительной к школе групп детского сада для инструкторов по физической культуре и воспитателей дошкольных образовательных учреждений;

- внедрении результатов научных исследований в образовательный
процесс подготовки студентов специальности 050720.65 — «Физическая
культура» со специализацией «Физическое воспитание в дошкольных
учреждениях» ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
университет», включении материалов исследования в лекционный курс
дисциплин «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного
возраста» и «Биомеханика физических упражнений ребенка».

Результаты исследований изложены в опубликованных методических рекомендациях, статьях и тезисах. Кроме того, полученные материалы исследования могут быть использованы при подборе комплексов упражнений для различных форм физкультурно-оздоровительной работы в

ДОУ, а также в процессе подготовки педагогических кадров по физической культуре и спорту для дошкольных образовательных учреждений, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования представлены и обсуждены на международных научно-практических конференциях: «Проблемы физкультурного образования детей и учащейся молодежи» (Шуя, 2008), на первом международном научном конгрессе «Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация» (Белгород, 2009); на Всероссийских научно-практических конференциях: «Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса» (Арзамас, 2006), «Физическое воспитание, спортивная тренировка, оздоровительная и адаптивная физическая культура участников образовательного процесса» (Шуя, 2009); на межвузовских научно-методических конференциях: «Инновационные процессы в физическом воспитании и спорте» (Тула, 2007), «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (Москва-Шуя, 2009), Нижегородской сессии молодых ученых «Гуманитарные науки» (Нижний Новгород, 2009); на заседаниях кафедры физической культуры, спортивных дисциплин ГОУ ВПО «ШГПУ» (2008- 2010); на городских методических объединениях воспитателей и инструкторов по физической культуры (Шуя, 2008,2009).

Методика физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол внедрена в систему физического воспитания дошкольных образовательных учреждений г. Шуи, г. Кинешмы, г. Иванова (Ивановская обл.), Городецкого р-на (Нижегородская обл.), эффективность предложенной методики подтверждена актами внедрения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Использование в процессе физического воспитания детей 5-7 лет элементов игры в футбол как эффективного средства двигательной подготовки и физического и психического развития носит эпизодический

характер и сдерживается отсутствием научно обоснованной методики физкультурных занятий.

  1. Экспериментальная методика физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол направлена на последовательное освоение детьми 5-7 лет пяти блоков специальных упражнений и игр на каждом занятии в условиях интеграции двигательной и познавательной деятельности в течение учебного года в объеме 25% (34 занятия) на начальном, 50% (44 занятия) на основном и 100% (24 занятия) на заключительном этапе освоения основных двигательных действий.

  2. Применение экспериментальной методики физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол позволяет повысить показатели физической подготовленности и способствует физическому развитию детей 5-7 лет.

  3. Проведение физкультурных занятий в дошкольных образовательных учреждениях с использованием элементов игры в футбол позволяет интегрировать двигательную и умственную деятельность детей 5-7 лет.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Диссертация изложена на 182 страницах машинописного текста, содержит 29 таблиц, 12 рисунков. Список литературы включает 190 источников отечественной и зарубежной литературы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций