Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Алексеев Стефан Валериевич. Педагогические условия совершенствования начального обучения технике футбола с учетом общего и частного в ее содержании : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Алексеев Стефан Валериевич; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева].- Чебоксары, 2010.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1522


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ
ФУТБОЛА 10

1.1. Роль и место футбола в физическом воспитании студентов 10

1.2. Анализ техники футбола как системы двигательных действий 12

1.3. Состояние проблемы начального обучения технике футбола 36

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 66

ГЛАВА 3. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКИ
ФУТБОЛА КАК СИСТЕМЫ ДВИЖЕНИЙ 72

ГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ФУТБОЛА С УЧЕТОМ
ОБЩЕГО И ЧАСТНОГО В ЕЕ СОДЕРЖАНИИ 84

  1. Организация обучения в направлении от усвоения общих базовых элементов техники футбола к элементам частного характера 84

  2. Формирование обобщенной ориентировочной основы техники футбола через организацию проблемно-поисковой деятельности обучаемых 91

ГЛАВА 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНИКЕ ФУТБОЛА (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) 114

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 128



Введение диссертации:

Актуальность. Футбол является одним из наиболее популярных спортивных игр среди учащейся молодежи. Поэтому он включается в содержание учебного процесса на занятиях по физической культуре в общеобразовательных школах, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Применяясь в качестве средства физического воспитания, футбол оказывает положительное влияние на развитие основных физических качеств: выносливости, быстроты, ловкости, прыгучести. Атмосфера здорового соперничества, характерная для соревновательно-игровой деятельности в футболе, способствует формированию нравственно-волевых качеств занимающихся. Учебные занятия по футболу проводятся, как правило, на открытом воздухе при различных погодных условиях, что оказывает положительное оздоровительное влияние на организм учащихся.

Одной из основных задач преподавателя физической культуры является обучение занимающихся основам техники игры в футбол, чтобы впоследствии, после завершения обучения, они могли продолжать самостоятельно заниматься этим видом спорта для сохранения и укрепления здоровья, физического совершенствования, повышения профессиональной работоспособности. Успешное решение этой задачи вызывает у преподавателей и обучаемых определенные затруднения, обусловленные, с одной стороны, сложностью и разнообразием технических приемов в футболе, выступающих в качестве предмета изучения, с другой - относительно небольшим объемом учебного времени, отводимого учебными планами по дисциплине «Физическая культура» для обучения технике футбола.

Это определяет практическую актуальность проблемы повышения эффективности начального обучения технике футбола.

В настоящее время для решения проблемы повышения эффективности обучения основам техники футбола сложились определенные научные предпосылки. Вопросы совершенствования процесса обучения двигательным

4 действиям в общепедагогическом плане всесторонне рассмотрены в работе

М. М. Богена(1985).

Раскрыты частно-методические аспекты эффективной реализации концепции содержательного обобщения в обучении (В. В. Давыдов) и методики поэтапного формирования умственных действий и понятий (П. Я. Гальперин) в обучении технике лыжных ходов (В. К. Ливанов, 1991; Л. А. Дюкина, 2000), легкоатлетическим упражнениям (В. Ф. Костюченко, 1996; Д. Ш. Са-детдинов, 2000), техническим приемам в волейболе (М. Н. Чапурин, 2007).

Между тем предлагаемые в учебно-методической литературе подходы к обучению основам техники футбола (А. Чанади, 1978; А. П. Лаптев, А. А. Сучилин, 1983; С. Н. Андреев, 1986; Г. Р. Карапетян, 1990; Д. Джармен, 1992; Г. В. Монаков, 1995; А. П. Золотарев, 1997; В. Л. Решитько, 1998; С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва, 2002; А. В. Петухов, 2006: Ж. Л. Чесно, 2006; и др.) не учитывают концептуальные положения психологической теории деятельности о существенной роли формирования ориентировочной основы деятельности при обучении двигательным действиям. В обучении техническим приемам традиционно применяется аналитический подход, при котором отдельные технические приемы разучиваются занимающимися без понимания и осознания имеющихся между ними общих базовых элементов, учебный процесс осуществляется преимущественно на использовании репродуктивных методов организации учебной деятельности, что существенно снижает его развивающий потенциал.

Таким образом, в настоящее время существует противоречие между необходимостью повышения эффективности обучения учащейся молодежи футболу на занятиях по физическому воспитанию в учебных заведениях, с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогических условий совершенствования начального обучения технике футбола с учетом общего и частного в ее содержании - с другой.

Проблема исследования определена следующим образом: каковы педагогические условия совершенствования начального обучения технике футбола с учетом общего и частного в ее содерэюании?

Объектом исследования является физическое воспитание студентов.

Предметом исследования выступают педагогические условия совершенствования начального обучения технике футбола с учетом общего и частного в ее содержании.

Цель исследования: выявить педагогические условия повышения эффективности начального обучения технике футбола с учетом общего и частного в ее содержании.

Гипотеза исследования: решение проблемы нашего исследования возможно в том случае, если:

выполнить структурно-логический анализ техники футбола с выделением общих и частных элементов в ее содержании;

осуществить начальное обучение технике футбола в направлении от усвоения наиболее общих базовых элементов к элементам частного характера;

организовать открытие и усвоение обучаемыми обобщенной ориентировочной основы разучиваемых технических приемов футбола через применение средств и методов проблемного обучения.

Для достижения цели исследования нами последовательно решались следующие задачи:

  1. Осуществить анализ способов выполнения основных технических приемов в футболе и рассмотреть представленные в научно-методической литературе подходы к организации начального обучения технике футбола.

  2. Выполнить структурно-логический анализ техники футбола с выделением общего и частного в ее содержании.

  3. Определить и научно обосновать педагогические условия совершенствования начального обучения технике футбола с учетом общего и частного в ее содержании.

Методологической основой исследования явилась материалистическая диалектика. Решение проблемы осуществлялось на основе концептуальных положений теории проблемного обучения (М. И. Махмутов, М. М. Матюш-кина, И. Я. Лернер), теории содержательного обобщения в обучении (В. В. Давыдов), теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (П. Я. Гальперин), основных положений теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, теории и методики обучения двигательным действиям (М. М. Боген), теории и методики футбола.

Для решения задач исследования применялся комплекс методов, включающий: анализ и обобщение научно-методической литературы; методы педагогического тестирования; методы экспертной оценки; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова.

Организация исследования. В организации исследования с учетом решаемых задач можно условно выделить четыре этапа.

На первом этапе (2004-2005 гг.) проводились анализ и обобщение научно-методической литературы в целях выяснения состояния исследуемой проблемы, выделялась проблема исследования, определялись цель исследования и вытекающие из нее частные задачи, уточнялся предмет исследования, формулировались основные положения рабочей гипотезы.

На втором этапе (2005-2006 гг.) осуществлялся структурно-логический анализ техники футбола, определялась последовательность изучения технических приемов, разрабатывались педагогические условия совершенствования начального обучения технике футбола, методика измерения и оценки качества усвоения знаний и умений выполнять разучиваемые технические приемы, программа педагогического эксперимента.

На третьем этапе исследования (2006-2008 гг.) был проведен педагогический эксперимент, направленный на обоснование эффективности реализа-

7 ции выявленных нами педагогических условий совершенствования начального обучения технике футбола

Заключительный, четвертый, этап исследования (2008-2009 гг.) был посвящен качественному и количественному анализу результатов исследования, их теоретическому обобщению и систематизации, формулированию выводов и основных положений, оформлению результатов исследования в виде научных статей, монографии, диссертации и автореферата, их внедрению в педагогическую практику.

Степень обоснованности выводов и основных положений, выносимых на защиту, обеспечивается опорой на методологические положения материалистической диалектики, концептуальные положения психологической теории деятельности, педагогических теорий проблемного обучения и содержательного обобщения в обучении, теории и методики обучения двигательным действиям. Достоверность полученных результатов подтверждается применением комплекса методов, адекватных предмету и цели исследования, результатами педагогического эксперимента с участием достаточных выборок испытуемых, корректным применением методов математической статистики при количественном анализе экспериментальных данных.

Научная новизна результатов исследования:

содержание техники футбола раскрыто как целостная система технических приемов и их элементов с выделением существующих между ними структурно-логических связей;

определены и научно обоснованы педагогические условия совершенствования начального обучения технике футбола с учетом общего и частного в ее содержании, обеспечивающие высокий уровень качества усвоения учебного материала.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они углубляют и расширяют знания о содержании техники футбола, развивают, дополняют и вносят новые элементы в знания об эффективном со-

8 держательном и технологическом обеспечении начального обучения учащейся молодежи основам техники футбола.

Практическая значимость результатов исследования определяется его ориентацией на потребности системы физического воспитания в повышении качества обучения основам техники физических упражнений. В работе представлены научно обоснованные педагогические условия совершенствования начального обучения техническим приемам футбола, реализация которых в физическом воспитании учащейся молодежи существенно повышает эффективность усвоения учебного материала.

Материалы исследования могут быть использованы в физическом воспитании студентов высших учебных заведении, учащихся общеобразовательных школ, в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу, в системе профессиональной подготовки студентов физкультурно-педагогических вузов, повышении квалификации тренеров по футболу.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы освещались в публикациях и представлялись в различных сообщениях автора. По теме исследования опубликовано 11 работ, в том числе учебно-методическое пособие и монография. Результаты исследования прошли апробацию в процессе внедрения в учебный процесс Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова и Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Техника футбола представляет собой целостную систему движений, включающую в свое содержание базовые, общие для всех технических приемов элементы (игровая стойка, беговой и стопорящий шаг), общие для технических приемов, выполняемых с мячом (выход на мяч), общие для всех способов ведения и обводки (проталкивание мяча), ударов (замах, хлест, жесткость звена тела, воздействующего на мяч), остановок мяча (вынос звена тела навстречу мячу, уступающее движение, расслабленность мышц), частные элементы, связанные с особенностями: 1) выполнения технических

приемов с мячом различными звеньями тела; 2) скорости, траектории и направления движения мяча; 3) скорости и направления движения партнеров и соперников.

2. Педагогическими условиями совершенствования начального обучения
технике футбола являются:

организация обучения в направлении от усвоения общих базовых элементов техники футбола к элементам более частного характера;

формирование обобщенной ориентировочной основы техники футбола через организацию проблемно-поисковой учебно-познавательной деятельности обучаемых.

3. Обучение технике футбола с учетом выделенных нами педагогиче
ских условий в физическом воспитании студентов позволяет существенно
повысить качество усвоения учебного материала.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов и списка литературы. Текст работы изложен на 144 страницах. Диссертация иллюстрируется 16 таблицами. В списке литературы приводится 191 работа, в том числе 13 работ зарубежных авторов.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций