Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Иванова Мария Владимировна. Политика социального государства по отношению к потребительству в условиях политической модернизации России : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Иванова Мария Владимировна; [Место защиты: Чит. гос. ун-т].- Чита, 2010.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-23/171


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

  • Противодействие потребительству как необходимое направление политики социального государства в модернизирующейся России 135

    Заключение 150



  • Введение диссертации:

    Актуальность темы. Процесс политической модернизации России находится на переднем плане исследовательского поля западной и отечественной политологии с конца 80-х годов XX века. Неослабевающее внимание исследователей к этому процессу объясняется, во-первых, его важностью для успешной модернизации российского общества в целом, во-вторых, сложностями демократического транзита, обусловленными российской спецификой, в-третьих, многофакторностью этого процесса, требующего и его многоаспектных исследований.

    Одним из множества факторов, влияющих на эффективность политической модернизации России, является политика социального государства в отношении потребительства. Концепция социального государства находится в числе актуальных политологических проблем. Её важность для российского общества вызвана тем, что его модернизация сопровождается формированием правового социального государства. Поэтому, как и по отношению к другим политическим институтам «современного» общества, перед российскими политологами стоит задача дифференцированного анализа положительных и негативных сторон уже существующих моделей социального государства.

    Современный политический анализ феномена социального государства связан прежде всего с изменившейся практикой потребления в странах постмодерна и обусловленными ею особенностями политического процесса в этих странах. Потребление присуще обществу на любой ступени развития, но в последние десятилетия оно приобрело качественно новые характеристики, которые дали основание назвать современное общество, обществом потребления Именно потребительская практика, получившая название потребительства, «стягивает» на себя фактически все важнейшие проблемы современного общества: производства, идеологии, политики, искусства и науки.

    1 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы н структуры/ Ж. Бодриняр // Пер. с фр. - М.: Республика, 2006.- С.76.

    Все социальные сферы, так или иначе, оказываются ориентированными на потребление.

    Интегрирующая роль потребительства в экономически развитом обществе не может не оказывать влияние как на государственную политику в отношении этого феномена, так и на политический процесс в целом. Мировая экспансия идеологии потребительства делает её фактором влияния на политические процессы развивающихся стран и стран, находящихся в режиме модернизации. Это влияние требует такой политики социального государства в отношении потребительства и его идеологии, которая была бы адекватна задачам политической модернизации. Поэтому теоретический анализ указанной проблемы относится к числу актуальных исследований российского демократического транзита.

    Степень научной разработанности темы. Исследование темы «Роль политики социального государства по отношению к потребительству в политической модернизации России» находится на пересечении нескольких теорий: политической модернизации, социального государства и феномена потребительства. В рамках теорий политической модернизации накоплен огромный материал, из которого мы отметим лишь положения, имеющие непосредственное отношение к теме диссертационного исследования.

    Первые концепции политической модернизации возникли в США в 5060-х годах XX столетия и связаны с процессом деколонизации. К заслугам американских политологов этого периода можно отнести следующие результаты их работы.

    Во-первых, была определена важная особенность «догоняющей», «вторичной» модернизации в отличие от спонтанной «первичной» её исторической модели. Этой особенностью является управляемость, хотя и в определенной мере, вторичной модернизацией в противоположность стихийному характеру первичной модернизации.

    Во-вторых, был заложен теоретико-методологический фундамент дальнейшего исследования феномена вторичной модернизации. В качестве главного методологического подхода был использован структурно- функциональный анализ. В рамках этой методологии возникла первоначальная концепция вторичной модернизации, в основе которой лежала так называемая линейная модель развития общества.

    Согласно этой концепции модернизирующиеся страны должны повторить тот путь развития, который уже прошли западные общества. Из этой концепции следовало, что под влиянием экономической помощи развитых индустриальных стран в переходных обществах начнется быстрый экономический рост и создание современных демократических институтов.

    Эта концепция не выдержала проверки временем, но дала импульс для более глубокого анализа политической модернизации. В разработку современной её теории внесли свой вклад такие западные исследователи, как

    Э. Гидденс, Дж. Марков, Д. Растоу, С. Хантингтон, Д. Харисон, С. Эйзен- штадт и др.

    Необходимо отметить следующие, эксплицированные ими черты политической модернизации:

    наличие в ней не только общих, но специфических для каждой модернизирующейся страны закономерностей, обусловивших многовариантность модернизационного процесса;

    связь политической модернизации с социально-экономическими преобразованиями;

    необходимость стабильной власти и её легитимности;

    взаимосвязь равенства (прежде всего в доходах) и политического участия;

    важность постепенной трансформации традиционного общества в современное, необходимость сохранения элементов традиции в переходном процессе;

    учет духовно-культурных факторов, менталитета граждан, их ценностных ориентаций и др.

    исключительная значимость фактора идеологии модернизации, непосредственно влияющего как на формирование среднесрочной и долгосрочной политики государства, так и на текущую внутриполитическую ситуацию.

    Особенности российской политической модернизации стали предметом исследования как в западной, так и отечественной политологии в конце 80-х годов XX века. Западные исследователи изучали специфику политической модернизации России в контексте общего процесса демократизации в посткоммунистических странах. Главный метод их исследования - компаративистика. С помощью этого метода они анализировали общее и особенное в модернизационном процессе стран, относящихся к «третьей волне демократизации». Среди этих авторов следует назвать В. Банса, 3. Бжезинского, Р. Бова, Б. Кроуфорда, А. Лийпхарта, Дж. Линца, А. Пжеварски, С. Терри, С. Хантингтона, А. Штепана и др.

    Сравнивая процесс демократизации в посткоммунистических странах с политической модернизацией в странах Африки и Южной Америки, эти авторы констатировали чрезвычайную сложность модернизационного процесса в бывших коммунистических странах, вызванную рядом специфических условий, среди которых наиболее существенное значение имеет беспрецедентный «двойной характер» одновременного осуществления экономических и демократических преобразований.

    Важное значение имеет также вывод о трехступенчатости процесса демократизации в посткоммунистическом обществе. В этом процессе были выделены три этапа:

    выход из авторитарного режима;

    переход к демократии;

    утверждение демократии.

    Наибольшую озабоченность исследователей посткоммунистического периода вызывает второй его этап - переход к демократии. Отмечая чрезвычайную важность этого периода, они прогнозируют и достаточно большую временную длительность его «гибридного» состояния, сочетания в нём элементов как авторитарного, так и демократического режимов.

    В отечественной политологии российский демократический транзит явился предметом исследования многих ученых: К.С. Гаджиева, В.Я. Гельмана, Г.Г. Дилигенского, Э.Э. Карпинского, С.И. Каспэ, С.А. Красикова, Ю.К.Краснова, Б.И. Кретова, В.В. Лапкина, A.B. Лукина, В.Е. Мачкуева, А.Ю. Мельвиля, A.C. Па- нарина, В.И. Пантина, Л.В. Полякова, В.П. Пугачева, Н.Е. Тихонова, Е.Г. Ясина и

    Если западные исследователи изучали те особенности политической модернизации в посткоммунистических странах, которыми она отличается от поставторитарного перехода в других регионах мира, то отечественных ученых главным образом интересовала специфика российского демократического транзита, отличающая его от переходного политического процесса в других посткоммунистических странах. В результате их исследований были определены методологические основания анализа российской политической модернизации, её особенности, проанализированы различные факторы, влияющие на этот процесс.

    Во введении невозможно перечислить все точки зрения, подходы и результаты исследования политической модернизации России в рамках отечественной политологии. Отметим лишь те моменты, которые имеют наиболее важное методологическое значение для данного диссертационного исследования.

      1. Практически все авторы делают вывод об уникальности политической модернизации России, обусловленной экономическими, социальными, политическими и духовно-культурными особенностями российского общества.

        1. Важное значение имеет анализ внешних и внутренних факторов влияния на переходный политический процесс в России.

        2. Ученые сделали вывод о необходимости достаточно длинного по времени периода российской демократизации, темпы которой должны коррелировать с темпами формирования гражданского общества. Этот вывод определил и направленность внимания исследователей прежде всего на анализ взаимоотношений общества и власти.

        3. В этом анализе выделены три главных аспекта: институциональный, процедурный и субъективно-психологический.

        Признавая подробный и обстоятельный характер исследований российской политической модернизации, необходимо всё же отметить, что учёные уделили недостаточно внимания роли в ней феномена социального государства.

        В анализе социального государства выделяют три уровня: научный - изучение идеи социального государства и ее развития в соответствующих теоретических концепциях; нормативный - анализ конституционного принципа социального государства, закрепленного в основных законах все возрастающего числа стран; эмпирический — анализ реальной практики деятельности государственных институтов по решению социальных проблем. Среди этих трех взаимосвязанных уровней выделяется в качестве методологически определяющего по отношению к двум другим именно научный, концептуальный уровень исследования социального государства.

        Исследователи выделяют четыре этапа эволюции теории и практики социального государства. Первый этап (середина Х1Х-начало XX вв.) связан с возникновением самой идеи социального государства и ее отражением в конституциях Германии, Великобритании, Швеции и Италии, а также первыми попытками осуществления некоторых социальных реформ. Первым ввел понятие социального государства немецкий юрист, государствовед и экономист Лоренц фон Штейн, согласно которому социальное государство должно служить всему народу, обеспечивая прогресс всех граждан.

        Второй этап (1919-1933г.г.) характеризуется вниманием к социальным проблемам в рамках опыта создания институтов социальной политики в Веймарской Германии. В это время наиболее значительными были работы Г.Геллера и Ф.Нойманна, посвященные институциональной основе социальной политики государства.

        Но наиболее активно велись исследования социального государства на третьем этапе (вторая половина XX века). Именно в это время предметом теоретических дискуссий стали проблемы сущности, типологии и моделей социального государства. В разработку концепции социального государства внесли вклад такие западноевропейские ученые, как X. Байр, X. Браун, J1. Бризон, Б. Венер, X. Гартвич, X. Захер, Т. Маршалл, М. Нейхас, Г. Риттер, К.

        Ротшильд, А. Фукс, JI. фон Штейн, X. Эренберг и др.

        Результатом исследований, осуществленных на третьем этапе эволюции концепции социального государства, явились. следующие достижения теоретической мысли. Во-первых, более конкретно была определена сущность социального государства.

        Во-вторых, были выделены три основные национальные модели социального государства: либеральная, консервативная и социал- демократическая. При всех различиях национальных моделей, социальное государство гарантирует гражданам достойный уровень жизни, надежную социальную защиту и социальное обеспечение, минимизацию социальных рисков и условия для творческой самореализации личности.

        В-третьих, были выявлены экономические и социально-политические условия создания социального государства. Экономическим фундаментом такого государства выступает высоко развитая социально ориентированная рыночная экономика, без которой его обязательства перед гражданами оказываются невыполнимыми. Социальной предпосылкой подобного государства являются прочные социал-демократические традиции, развитые профсоюзные движения наемных работников, которые снизу стимулируют социальную политику государственной власти. И наконец, политическим основанием социального государства является правовой политический режим.

        Четвертый этап развития теории и практики социального государство связан с процессом перехода бывших социалистических стран к рыночной экономике. На этом этапе к обсуждению проблем социального государства активно подключились российские ученые. Социальная политика государства была предметом анализа в отечественном обществознании и в советский период. Но в рамках концепции социального государства этот анализ получил свое распространение лишь на рубеже Х1Х-ХХ1 вв. в связи с закреплением статуса социального государства в конституции России.

        В работах отечественных политологов можно выделить два основных направления: систематизацию теоретических результатов западных исследователей социального государства и разработку проблемы формирования со- - циального государства в современной России.

        Анализируя мировой опыт существования социального государства, российские исследователи, во-первых, рассмотрели его связь с формами правления, территориально-административного устройства и политического режима. Было установлено, что социальное государство успешно формировалось и эффективно действовало во всех основных формах правления: монархиях (конституционных) и республиках (парламентских, президентских и парламентско-президентских).

        Так же успешно социальное государство функционирует во всех основных формах территориально-административного устройства: унитарной,

        федеративной (конфедеративной). При этом характер федерации - территориальная, национальная или национально-территориальная — не имеет существенного значения. Это значение имеет лишь политический режим. Социальное государство не может возникнуть в условиях авторитарного и тоталитарного режимов, которые исключают признание демократических свобод, приоритетного характера социальных прав и интересов индивидов, становление развитой системы социального права и формирование многочисленных социальных институтов и служб. Социальное государство способно возникнуть лишь в условиях демократического режима власти на основе правовой государственной системы.

        Важное значение имело также исследование социального государства в качестве управляющей системы. Была определена дифференциальная градация институциональных, процессуальных и других компонентов социального государства как управляющей системы. Согласно исследованиям российской политологии, центральным элементом управляющей системы является государственная власть, вокруг которой располагаются остальные компоненты управления.

        В структуре управляющей системы социального государства полномочиями государственной власти, прежде всего, располагают многочисленные законодательные, представительные, правительственные и иные органы и учреждения. Выделены три их основные разновидности. Во-первых, государственные учреждения и органы общей компетенции, осуществляющие собственно социальные функции наряду с несоциальными задачами. Во-вторых, государственные институты, имеющие собственно социальную специализацию и действующие в парламенте, правительстве и других ветвях власти. В- третьих, негосударственные органы и общественно-политические организации, которые в западных странах называют «третьим сектором». К ним относятся органы местного самоуправления, профсоюзы, политические партии, общественные организации и др. Они не только осуществляют общественный контроль за властью, но и играют большую роль в социальной защите населения, в приобщении граждан к деятельности местных институтов государственной власти в социальной сфере.

        К значимым институциональным компонентам управляющей системы социального государства были отнесены также нормативные элементы, представленные правовыми, юридическими нормами международного, общегосударственного и регионального уровней.

        Немаловажное значение имело определение целей, принципов и методов деятельности управляющей системы социального государства. В системе ее целей были выделены основные, главные и текущие социальные цели. К специфическим принципам управления в социальной сфере отнесены принципы социальной справедливости, солидаризма, социального партнерства, социального мира и принцип социального равенства. Принцип социального равенства используется в смысле обеспечения равенства условий социальной защищенности и гарантий, социальных прав.

        В работах отечественных политологов, посвященных проблеме формирования социального государства в современной России, раскрыты особенности и противоречия процесса зарождения и формирования институционально-процессуальных компонентов социального государства и выявлена тенденция перехода от «реактивной» к активной и адресной социальной политике.

        Дальнейшее развитие концепции социального государства в рамках политологии связано прежде всего с двумя основными проблемами:

        1. значения политики социального государства в условиях политической модернизации;

        2. трансформации политики социального государства по отношению к потребительству в контексте задач политической модернизации.

        Современная потребительская практика в экономически развитых странах, получившая название потребительства, стала предметом анализа сразу в двух направлениях социологии: экономической и политической. В экономической социологии была выявлена его экономическая детерминанта, социальная природа и основные особенности в качестве современного вида потребительской практики.

        Исследования этого феномена в экономически развитых западных странах были дополнены работами российских социологов.

        Эти работы позволяют сделать вывод о большом разрыве между уровнями потребления «самого богатого» класса россиян и самого необеспеченного. Если для вторых обеспечение жизненно необходимых материальных потребностей является большой проблемой, то потребление первых уже характеризуется значительной степенью избыточности. Таким образом, социология потребления сделала неоспоримым факт существования потребительства и в нашей стране, отличающегося от данного феномена в западных странах лишь своим масштабом распространения. И хотя первейшей задачей социальной политики нашего государства остается поддержка малоимущих, тем не менее, эта политика не может не учитывать также и потребительскую практику граждан с высоким уровнем дохода, и её влияние на ценностные ориентации остальных слоев населения, и политический процесс в целом.

        В политологии данный феномен получил освещение в аспекте его духовно-когнитивной детерминации - его идеологии. Первыми обратили внимание на данную идеологию западные исследователи.

        Они проанализировали её социальную базу, масштабы распространения этой идеологии в западном обществе, механизм её формирования и причины её экспансии по всему миру.

        В отечественной политологии идеология потребительства стала предметом анализа главным образом в работах А.Р. Тузикова. Именно он систематизировал результаты западных исследований идеологии потребительства, изложил ее основные тезисы и назвал ее главной идеологией постмодерна.

        Идеология потребительства получила также свою характеристику в рамках социологического анализа. Так, В.Н. Кузнецов определил, хотя и в качестве рабочей гипотезы, сектор российского общества, которому соответствует идеология потребительства, а также возраст, с которого начинается

        приобщение людей к этой идеологии .

        Идеология потребительства явилась также предметом критического анализа в работах отечественных исследователей, которые аргументировали в связи с этим необходимость осуществления специальной государственной

        политики, направленной на формирование духовно ценностной ориентации

        граждан .

        Важное значение имеет также исследование потребительства, осуществленное Ж. Бодрийяром в неопределенном дисциплинарном поле, который выявил асоциальную сущность данного феномена и его связь со всеми видами человеческой деятельности и всеми сферами современного общества.

        Анализ указанной литературы обнаруживает следующие, открытые для дальнейшего исследования проблемы:

        а) недостаточно уделено внимания значению политики социального государства и её роли в демократическом транзите;

        б) нет системной характеристики потребительства как феномена современного индустриального общества и его политической значимости, без чего нельзя определить особенности политики социального государства по отношению к этому феномену и её роли в политической модернизации России.

        В то же время можно сделать вывод, что данная литература образует достаточно основательную теоретическую базу для дальнейшей работы в указанном направлении.

        Объектом исследования является политика социального государства по отношению к потребительству.

        Предмет исследования: основные направления политики социального государства по отношению к потребительству и её роль в российском демократическом транзите.

        Цель исследования: определить роль государственной политики по от-. ношению к потребительству в политической модернизации России и её основные направления, соответствующие главным целям и задачам демократизации российского общества.

        Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

        выявить главные цели и задачи демократического транзита, на которые должна быть ориентирована политика социального государства в отношении потребительства;

        систематизировать данные о феномене потребительства, полученные в различных научных областях его исследования, определить его политическую значимость и дать его оценку;

        определить основные функции социального государства и его политическую роль в модернизирующемся обществе;

        выяснить условия формирования идеологии потребительства в современной России;

        проанализировать роль идеологии потребительства в российской политической модернизации;

        определить основные направления государственной политики противодействия потребительству и её роль в политической модернизации России.

        Рабочая гипотеза. Политика социального государства по отношению к потребительству в зависимости от её содержания может как способствовать демократическому транзиту в России, так и препятствовать ему. Для успешного осуществления политической модернизации необходима государственная политика противодействия потребительству.

        Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных политологов и социологов по проблемам политической модернизации, социального государства и потребительства.

        В работе использованы следующие методы:

        общетеоретические: диалектический, антропологический, метод социального детерминизма, сравнительный, системный, структурно- функциональный, структурный и процедурный подходы и др.;

        общелогические методы: анализ. Синтез, индукция, дедукция и

        др-;

        методы прикладного исследования: использование статистики, анализ документов, результатов социологических исследований и т.п.

        Источниковую базу диссертационной работы составляют: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская социальная хартия (пересмотренная) 1996 г., Конституция Российской Федерации, Послания Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. и 12 ноября 2009 г., Программа Правительства РФ «Двенадцать дел Правительства России на 1998 г. в области экономики и социальной политики», Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г., Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 г., № пр. 1568), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

        Эмпирическую базу составляют статистические данные, результаты социологических исследований, материалы научно-практических конференций и периодической печати.

        Научная новизна диссертации выражается следующими основными положениями:

        Выделены главные цель и задачи политической модернизации, на которые должна быть ориентирована политика социального государства в отношении потребительства.

        Систематизированы данные о потребительстве как феномене постиндустриального общества, определена его политическая значимость и дана его оценка.

        Определены основные функции социального государства и его политическая роль в модернизирующемся обществе.

        Выявлены условия формирования идеологии потребительства в современной России.

        Проанализирована роль идеологии потребительства в российской политической модернизации.

        6. Определены основные направления государственной политики противодействия потребительству и её влияние на политический транзит в России.

        Положения, выносимые на защиту

        Главная цель политической модернизации заключается в создании прогрессивной модели демократического режима. Главными задачами политической модернизации, на которые должна быть ориентирована политика социального государства в отношении потребительства, являются:

        1. создание институциональной, правовой и административной базы экономической модернизации общества, включая формирование рациональной политической бюрократии и борьбу с коррупцией;

        2. создание прогрессивной модели политической стабильности;

        3. усвоение прогрессивных и противодействие распространению регрессивных элементов западной модели « современной» политической системы.

          1. Потребительство - это сложный феномен, представляющий собой:

          практику избыточного, расточительного и бесконечно увеличивающегося потребления;

          способ существования человека, характеризующийся приоритетом материальных ценностей, ориентацией на материальное обогащение любыми, даже безнравственными способами;

          идеологию, детерминирующую данный вид потребления и способ существования человека.

          Политическая значимость этой идеологии заключается в том, что в постиндустриальном обществе она является основой регрессивной модели политической стабильности, а в развивающихся странах — фактором их политической дестабилизации.

          Потребительство не отвечает критерию современности и не соответствует цели и задачам политической модернизации.

          Политическое значение феномена социального государства в модернизирующемся, испытывающем огромные экономические трудности обществе, заключается прежде всего в обеспечении легитимности власти и её стабильности.

          Политика этого государства по отношению к потребительству в зависимости от её содержания может как способствовать достижению этих задач политической модернизации, так и препятствовать ему.

          Идеология потребительства в современной России формируется в следующих условиях:

          1. перехода к товарному производству, т.е. к производству ради продажи, которое, с одной стороны, имеет социальную направленность, а с другой - способствует формированию у его агентов приоритета материальных ценностей;

          2. наличия трудностей экономического реформирования и связанной с ними поляризации общества на большую массу бедного населения и незначительную часть богатого и сверхбогатого;

          3. свободной пропаганды потребительства через импортируемую и отечественную медиа-продукцию;

          4. отсутствия активной государственной идеологической политики.

          Распространение идеологии потребительства в российском обществе оказывает негативное влияние на легитимность власти и процесс модернизации в целом через следующие детерминированные ею явления:

          1. рост коррупции;

          2. широкое распространение безнравственных, криминальных способов достижения материального успеха;

          3. формирование у широких масс населения чувства недовольства и социальной несправедливости;

          4. политическую апатию общества.

          В настоящее время российское государство осуществляет политику невмешательства по отношению к потребительству, которая не препятствует последнему оказывать негативное влияние на политическую модернизацию. Для её эффективности требуется активная государственная политика противодействия потребительству, главными направлениями которой являются:

          ~ контроль за деятельностью СМИ с целью запрета пропаганды потребительства, хотя бы в рекламном дискурсе;

          1. организация критики идеологии потребительства в СМИ и учебных заведениях для предотвращения её формирования в детском и юношеском возрасте;

          2. формирование в общественном сознании духовно ценностной ориентации через распространение соответствующего идеологического дискурса в СМИ, учебной, публицистической, художественной и т.п. литературе.

          Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в дополнении концепции политической модернизации России информацией о роли в ней политики социального государства по отношению к потребительству. Эта работа может быть теоретическим источником для дальнейших исследований в области социального государства, феномена потребительства и политической модернизации России.

          Практическое значение работы заключается в том, что она может служить теоретическим основанием выработки реальной политики социального государства, противодействующей феномену потребительства и соответствующей главным задачам и цели политической модернизации.

          Содержание и результаты исследования могут быть также использованы в учебном курсе политологии.

          Апробация исследования

          Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на V, VI, VII и VIII Всероссийских научно-практических конференциях «Кулагинские чтения» и на III научно-практической международной конференции «Человек и его ценности в современном мире».

          Основные положения диссертационной работы были изложены в следующих публикациях:

          Иванова М.В. Идеология потребительства как феномен современного либерально-демократического общества / М.В. Иванова // Вестник ЧитГУ. -№4(49). - Чита: ЧитГУ, 2008. - С. 16-22. (реферируемое издание).

          Иванова М.В. Основные направления политики социального государства в отношении идеологии потребительства / М.В. Иванова // Вестник ЧитГУ. №6(51). - Чита: ЧитГУ, 2008. - С. 170-175. (реферируемое издание).

          Иванова М.В. Об идеологии потребительства в современном обществе / М.В. Иванова // V Всероссийская научно-практическая конференция «Кулагинские чтения»: материалы конференции. - Чита: ЧитГУ, 2005. - С.105-108.

          Иванова М.В. Об отношении идеологии потребительства к политической сфере / М.В. Иванова // III Международная научно-практическая конференция «Человек и его ценности в современном мире»: материалы конференции. - Чита: ЧитГУ, 2008. - Ч.1.- С. 95-98.

          Иванова М.В. Ж. Бодрийяр и его идеология потребления / М.В. Иванова // III Международная научно-практическая конференция «Человек и его ценности в современном мире»: - материалы конференции. - Чита: ЧитГУ, 2008. - 4.1. - С.98-102.

          О политике социального государства в условиях современной потребительской практики / М.В. Иванова // VIII Всероссийская научно- практическая конференция «Кулагинские чтения»: материалы конференции. - Чита: ЧитГУ, 2008. - 4.IV. - С. 129-134.

          Иванова М.В. Феномен социального государства в контексте политической модернизации / М.В. Иванова, A.A. Кочетов // Сборник статей научно-исследовательской работы института социально-политических систем ЧитГУ за 2007-2008 г. - Чита: ООО «Орион», 2009. - С. 3-9. (Доля автора 50%).

    Реклама


    2006-20011 © Каталог российских диссертаций