Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Юдина Инна Геннадьевна. Информационная функция библиотеки в теории и практике библиотечного дела : диссертация ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 / Юдина Инна Геннадьевна; [Место защиты: Гос. публич. науч.-техн. б-ка СО РАН].- Новосибирск, 2010.- 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/770


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ
БИБЛИОТЕКИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА 19

1.1 Зарождение информационной деятельности в библиотеках

в допечатный период 24

1.2 Информационная практика отечественных библиотек в печатный
период и её осмысление в библиотековедении 30

1.2.1 Развитие видов информационной деятельности

в XVIII - начале XX в. и первые теоретические воззрения

на информационную функцию библиотеки 30

  1. Информационная деятельность библиотек в первой половине XX в. 39

  2. Отражение информационной деятельности библиотек в теории библиотечного дела в первой половине XX в 45

  3. Виды информационной деятельности и теоретические взгляды

на информационную функцию библиотеки в 1960-1990 гг 48

1.3 Информационная функция библиотекив современной теории
библиотечного дела 58

ВЫВОДЫ 68

Глава 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ 71

  1. Анализ современной структуры продуктов и услуг библиотеки 71

  2. Комплекс современных информационных услуг как основа реализации информационной функции библиотеки 90

  3. Развитие информационного обеспечения науки и образования на примере избирательного распространения информации 96

  4. Определение перспектив реализации основных видов информационной деятельности библиотеки 114

ВЫВОДЫ 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 131

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 134

ПРИЛОЖЕНИЕ А 172

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 189

ПРИЛОЖЕНИЕ В 217

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 226

ПРИЛОЖЕНИЕ Д 230



Введение диссертации:

Актуальность темы исследования. Вопрос о функциях библиотеки -один из фундаментальных и значимых в теории библиотечного дела. Библиотека — полифункциональное учреждение. За тысячи лет своего существования она выполняла и выполняет такие социальные функции, как: мемориальная, просветительская, культурная, идеологическая, коммуникативная, социализирующая, досуговая, образовательная, информационная и др. Известно, что развитие (преобладание / угасание) той или иной функции библиотеки зависит от экономических, политических условий в стране, уровня развития науки, техники и технологий. Не исключением является и информационная функция библиотеки.

Можно констатировать, что в течение многих веков, вплоть до появления полнотекстовых электронных библиотек в 1990-х гг., модель фонда библиотеки была организована, используя термины информационно-поисковых систем, только по двуконтурному принципу1. Она (модель фонда) включала: собственно фонд и традиционный справочно-поисковый аппарат (СПА), либо электронный СПА, в составе которого были: электронный каталог (ЭК), библиографические базы данных (БД) (напр.: БД ВИНИТИ), БД по видам документов (напр.: патентов, авторефератов диссертаций) и систему взаимодействия с основными библиотеками и информационными центрами, где хранились первоисточники. Таким образом, существовал определённый временной разрыв между получением библиографической информации и первоисточника. И в этой системе библиотеки активно развивали информационную деятельность, помогая читателям и пользователям ориентироваться в информационных потоках, преодолевать противоречие между объёмом информации и физическими возможностями человека воспринимать её. Кроме того, в нашей стране из-за изменения структуры Государственной системы

В двуконтурных информационных системах первый контур обеспечивает пользователей информацией о публикациях (вторичной информацией), а второй - первоисточниками.

научно-технической информации (ГСНТИ) произошло перераспределение ролей между её звеньями, участвующими в создании и распространении ин-формации. В сложившейся ситуации научные библиотеки начали выполнять функции информационных центров, дополняя спектр традиционных видов библиотечно-библиографической и информационной деятельности (например, генерировать БД). В конце XX в. теоретики отечественного библиотечного дела [4, 7, 8, 69, 70, 116, 117, 144, 186, 242-246, 247] стали говорить об информационной парадигме деятельности библиотек, и прежде всего - научных. В Федеральном Законе «О библиотечном деле», принятом в 1994 г., понятие «библиотека» трактуется как «информационное, культурное, образовательное учреждение...» [276]. Сегодня уже стало аксиомой, что информационная функция библиотеки (ИФБ) является одной из её" важнейших социальных функций. Необходимо отметить, что эта точка зрения - результат теоретических обобщений библиотечной практики конца 1980 - начала 1990-х гг. В библиотековедческих публикациях 1980-х гг. среди важнейших библиотечных функций информационная не называлась.

Наиболее важные события конца XX в. — появление полнотекстовои электронной информации, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и распространение интернета - привели к трансформации состава и структуры библиотечных фондов, и как следствие - к изменению технологии информационного обслуживания в библиотеках. Возможность мгновенного удалённого доступа к полнотекстовым ресурсам, прежде всего — научным журналам, патентам, диссертациям и авторефератам - фактически ликвидировало временной разрыв в получении этой существенной части первоисточников. Многие ведущие специалисты стали считать, что в этих условиях основная информационная задача библиотек - создание для пользователей навигаторов по мировым информационным ресурсам. Практический опыт научных библиотек, в основном крупных академических и вузовских,

свидетельствовал о том, что акценты в работе делались на организации доступа к полнотекстовым БД.

В настоящее время особенно остро стоит вопрос выживания библиотек в условиях, когда развивается электронный информационный бизнес, появляются новые мощные интернет-системы (Amazon, Google, YouTube и пр.), которые гипотетически могут вытеснить библиотеки с поля информационных услуг [213, 277]. Следовательно, в сложившейся ситуации необходим тщательный анализ современного состояния информационной деятельности библиотеки для определения перспектив её развития. Кроме того, чрезвычайно актуальным становится исследование системного использования библиотеками бурно развивающихся информационно-коммуникационных технологий для реализации информационной функции. Ясно также, что суть нового периода станет более ясной, если проследить зарождение информационной функции, её становление и развитие в различные исторические периоды.

Степень разработанности проблемы. Для определения состояния изученности темы были выявлены публикации, отражающие историю формирования информационной составляющей деятельности библиотек на фоне социальной эволюции, общие подходы и принципы рассмотрения информационной функции библиотеки, а также существующие её определения.

Фундаментальную базу исследований по истории отечественных и за
рубежных библиотек составляют труды библиографове-
дов: Э. К. Беспаловой, М. А. Брискмана, Н. В. Здобиова, О. П. Коршунова,
М. В. Машковой, И. Г. Моргенштерна, А. Д. Эйхенгольца, В. А. Фокеева;
библиотековедов: К. И. Абрамова, А. Н. Ванеева, Б. Ф. Володина,
М. Я. Дворкиной, Т. Ф. Каратыгиной, Н. А. Рубакина, Ю. Н. Столярова,
О. И. Талалакиной, О. С. Чубарьяна, Дж. X. Ширы, Б. А. Семеновкера; кни
говедов: И. Е. Баренбаума, Л. И. Владимирова, А. Г. Глухова, А. А. Говорова,
Б. С. Горбачевского, Т. Г. Куприяновой, И. А. Шомраковой; учёных в облас
ти информатики: Р. С. Гиляревского, А. И. Михайлова, А. В. Соколова,

A. И. Чёрного и др. [1, 2, 21, 22, 27-28, 31, 46-50, 56, 71-74, 121, 122, 130,
135, 163, 164,180,187, 229, 238-240, 262, 266, 268, 278-280, 287, 293, 294]. В
работах перечисленных авторов содержатся отдельные сведения о появлении
и развитии основных видов информационной деятельности библиотек. Одна
ко нами не обнаружено ни одной обобщающей работы, в которой был бы от
ражен процесс развития всего комплекса информационной деятельности
библиотеки в историческом аспекте.

Концептуальная основа для развития теоретических представлений о том, что мы сейчас называем информационной функцией библиотеки, была заложена учеными XVIII-XIX вв. А. Ф. Бычковым, Н. С. Мордвиновым,

B. Ф. Одоевским, А. Н. Олениным, Ф. Ф. Рейсом и др. [49, 78, 85]. Важным
достижением их воззрений явилось то, что они стали шире смотреть на неко
торые функции библиотеки (мемориальную, просветительскую) и обоснова
ли её предназначение служить целям научной работы, содействовать разви
тию отечественной промышленности.

В начале XX в. в разработку проблемы информационной функции биб
лиотеки значительный вклад внесли М. П. Гастфер, Г. К. Дерман,
Ф. И. Каратыгин, Н. И. Карклина, Н. К. Крупская, К. И. Рубинский,
Л. Б. Хавкина и др. [59, 60, 137-140, 168, 230, 284, 285]. Они доказали необ
ходимость осуществления библиотеками информационно-
библиографической работы, выявили и обобщили существующие её формы и
предложили внедрять в информационно-библиографическую работу метод
активности.

В 1960 - начале 1980-х гг. на основе исследований Р. С. Гиляревского, Г. И. Гольдгамера, Н. С. Карташова, С. Д. Коготкова, А. И. Михайлова, Ю.Н.Столярова, А. И. Чёрного, О. С. Чубарьяна, Д. Е. Шехурина [79, 141-144, 183, 286-288, 290] и других ученых сложилось целостное представление о том, что в основе информационной деятельности лежат информационные потребности, а библиотечная, библиографическая и информационная дея-

тельность образуют органическое единство. Кроме того, библиотеку начинают рассматривать как информационную систему, научно-информационное учреждение.

Э. К. Беспалова [27, 28] на основе своих исследований делает вывод об «информационной природе библиографии», что даёт нам право рассматривать основные виды библиографической деятельности как составную часть реализации информационной функции библиотеки.

В учебной литературе подробное описание содержания информационной функции библиотеки впервые появилось в 1997 г. в совместном труде Н. С. Карташова и В. В. Скворцова «Общее библиотековедение» [144]. В том же году понятие «информационная функция» было внесено в словарь библиотечных терминов [34]. А одна из последних трактовок (2008 г.) этого понятия даётся в терминологическом словаре В. А. Фокеева [278]. Причём, в более ранних словарях (1976, 1986 гг.) предлагалось лишь определение «информационной работы библиотеки» [35, 249].

В отечественном библиотековедении накоплено значительное количество теоретических публикаций, посвященных информационной функции библиотеки. Их основу составляют труды М. И. Акилиной, М. Я. Дворкиной, Н. В. Жадько, Н. С. Карташова, В. В. Скворцова, М. С. Слободяника, Н. И. Тюлиной и др. В своих работах они рассматривают время зарождения информационной функции в библиотеках, дают своё понимание её сути, характеризуют составные части и формы реализации [4-8, 89-91, 116, 117, 141-144, 242-246, 247, 248, 274].

Так, многие исследователи (Н. В. Жадько, Т. Я. Кузнецова, И. Г. Моргенштерн, В. В. Скворцов, М. С. Слободяник, Н. И. Тюлина) оценивают информационную функцию как сущностную (базовую, главную, первичную по отношению к другим) [116, 117, 169, 170, 186, 242-246, 247, 274], определяют её как обеспечивающую доступ к информации (Н. В. Жадько, Е.Т.Селиверстова, Ю.Н.Столяров, Н. И. Тюлина) [116, 117, 241, 264, 265,

274], как удовлетворяющую информационные потребности пользователей (Н. С. Карташов, В. В. Скворцов) [144] и т.д.

Отдельным предметом изучения в отечественном библиотековедении были виды информационной работы библиотеки. Если в 1920-1930-е гг. складывается понятие «формы и методы информационной работы библиотек», и позднее в первых монографиях и учебниках перечисляются их основные виды, то в 1980-е гг., благодаря накопленной практической базе, а также серьезным обобщающим работам в области библиографоведения, библиотековедения и информатики составляется одна из первых номенклатур информационных услуг (1982 г.) [200, 201]. Переход на рыночную систему отношений в нашей стране обусловил развитие такого направления в библиотековедении как экономика библиотечной услуги. Её исследованием занимались И. К. Джерелиевская, В.К.Клюев, Л.А.Кожевникова и др. [94, 150-152, 155-162].

В настоящее время информационная деятельность библиотек и информационных центров многие учёные рассматривают как систему предоставления услуг и информационных продуктов. Приверженцами данного подхода являются И. А. Андреева, Д. Я. Блюменау, В. В. Брежнева, М. Я. Дворкина, Л. Г. Кедровская, В. К. Клюев, В. А. Минкина, И. С. Пилко и др. [10-12, 13, 24, 37, 40^3, 45, 57, 87, 89, 124, 147, 149-152, 210-215, 273, 298]. Последние исследования показали, что в условиях электронной среды представление о продуктах и услугах меняется [88]. Кроме того, разработаны первые классификации услуг (2008 г.), оказываемых библиотекой в электронной среде [105].

В конце XX - начале XXI в. в библиотековедении в рамках идеи эволю
ции социальной роли библиотек в современных условиях происходит про
цесс переосмысления ИФБ в связи с широким применением ИКТ в библио
течной практике. Данной проблеме посвящают свои работы А. Н. Ванеев,
Р. С. Гиляревский, М. Я. Дворкина, Б. С. Елепов, Н. В. Жадько,

Т. Я. Кузнецова, О. Л. Лаврик, Т. Н. Мельникова, И. Г. Моргенштерн, Е. Б. Соболева, Ю. Н. Столяров, Г. П. Фонотов, Я. Л. Шрайберг и др. [44, 48, 69, 70, 100-104, 171, 172, 175, 263, 282, 295, 296]. Причём большинство исследователей придерживается концепции, что миссия библиотеки преимущественно информационная.

Было установлено, что применение ИКТ в библиотеках внесло кардинальные изменения в их традиционную технологию, повлияло на осуществление основных видов информационной деятельности. Изучением технологии информационно-библиотечных процессов на современном этапе занимаются В. А. Глухов, Н. Е. Каленов, О. Л. Лаврик, И. С. Пилко, Н. С. Редькина и другие [75-77, 210-215, 224-226]. Процесс развития спра-вочно-библиографического обслуживания (СБО), а также его воплощение в электронной среде исследуется в работах Е. Д. Жабко, И. Г. Моргенштерна, М. Ю. Нещерет, Л.П.Павловой, В. Г. Свирюковой [75, 108-115, 190, 197-199, 204-205, 234-237]. Вопрос информационного обеспечения научных исследований в виде избирательного распространения информации (ИРИ), дифференцированного обеспечения руководства (ДОР) в новых условиях освещается в публикациях Ю. В. Мохначёвой, Н. В. Перегоедовой, Т. Н. Харыбиной [192, 193, 207-209]. Новые подходы к ведению каталогов с появлением электронного документа и интернета предлагаются в работах М. И. Вершинина, Н. Н. Каспаровой, И. Г. Моргенштерна, Э. Р. Сукиасяна [53, 145, 191, 267]. Современные основы аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ) изложены в трудах Д. И. Блюменау, Ф. С. Воройского, Н. И. Гендиной, Л. Б. Зупаровой, О. Л. Лаврик и др. [36, 58, 123, 173].

Отечественными библиотековедами было доказано, что существенное изменение технологии информационно-библиотечной деятельности предъявило новые требования к информационной культуре как библиотекаря, так и читателя (пользователя). Проблему дополнительного профессионального об-

разования библиотекарей и формирования информационной культуры личности в своих работах анализируют Е. Б. Артемьева, Н. И. Гендина, Р. С. Гиляревский, Н. В. Збаровская, Н. И. Колкова, Т. Я. Кузнецова, Л. К. Лободенко, Ю. П. Мелентьева, Г. Б. Паршукова, И. С. Пилко, Е. Б. Соболева, Г. А. Стародубова и др. [14-17, 61-66, 68, 118-120, 181, 203, 206,251].

В зарубежном библиотековедении интерпретация библиотечного дела и информационной деятельности, обусловленная невиданным ранее нарастанием значения информации в жизни общества, происходит в 1960-1970-е гг. [144]. Для современного зарубежного библиотековедения характерно признание главенствующей роли информационной функции для библиотек университетов и научных институтов. В связи с возросшим уровнем применения новых технологий рассматриваются вопросы расширения спектра информационных услуг, предоставляемых библиотеками, изменения роли библиотекаря в сложившихся условиях [304, 305, 309, 317, 325].

Исследование информационной деятельности библиотеки в историческом аспекте потребовало изучения подходов к определению этапов общественного развития. Ещё в 1950-е гг. появляются труды, в которых констатируется формирующее воздействие средств коммуникации на человека, общество в целом и различные социальные институты [178, 254]. Так, с позиций коммуникационного подхода Г. М. Маклюэн разделяет историю развития цивилизации на следующие этапы: дописьменная культура, письменно-печатная культура («галактика Гутенберга») и современный этап, сопровождающийся распространением электронных средств коммуникации («глобальная деревня») [178].

И. С. Пилко, обобщив взгляды таких учёных как А. Н. Данчул, К. К. Колин, А. И. Ракитов, Я. Л. Шрайберг и др., выделяет пять основных этапов истории общественного прогресса, в основе которых лежит развитие информационных технологий [213].

М. Я. Дворкина, разрабатывая этапы эволюции библиотечно-информационной деятельности, базируется на учёте изменений объектов деятельности (документа, информационных потребностей пользователя) и технических средств под влиянием социокультурных и экономических факторов [92].

Таким образом, вопрос об информационной функции библиотеки, её появлении и реализации очень активно изучается и в теоретическом, и в практическом аспектах. Спорным в изучении информационной функции остается вопрос о её появлении. Одни учёные относят её к древнейшим функциям библиотеки [7, 46], при этом не называя и не раскрывая её формы, другие полагают, что время зарождения и развития информационной функции в библиотеке - 1960-е гг. [274], третьи связывают трансформацию доминирующей функции отечественных научных библиотек в информационную с развитием автоматизированных систем, то есть с середины 1980-х гг. [171].

Н. И. Тюлина, считая библиотеку родоначальницей информационного процесса, указывает на то, что в «ходе формирования информационной функции в её родовых производственных функциях зародились основы тех принципов управления информационными потоками, которые применяются и в современных средствах хранения, поиска и использования информации» [274]. Однако нами не найдено работ, в которых бы содержались результаты изучения процесса формирования информационной функции библиотеки.

Нет единства и в трактовке современными библиотековедами [144, 186, 245, 264] понятия «информационная функция библиотеки». Кроме того, практически нет публикаций, анализирующих влияние новых информационных технологий, интернета на её развитие. Среди диссертационных исследований, рассматривающих некоторые аспекты ИФБ, можно упомянуть докторскую диссертацию В. В. Брежневой (2006 г.), в которой автор обосновывает перспективность сервисного подхода, ориентированного на достижение

пользовательской удовлетворённости качеством информационного обслуживания, предоставляемого библиотеками и информационными службами [41].

И, наконец, нет системного и детального представления о возможностях реализации сложившихся видов информационной деятельности на основе ИКТ как одного из мощных средств выживания библиотек, тем более не разработаны перспективы их (видов) развития.

Нами выдвигается гипотеза, что перспективы развития информационной функции библиотек как средства их выживания в конкурентной среде, связаны с системной реализацией сложившейся структуры основных видов её информационной деятельности на базе современных ИКТ.

Исходя из этого целью диссертационного исследования является разработка основных направлений системной реализации видов информационной деятельности библиотеки на базе информационно-коммуникационных технологий.

Достижение цели обусловило решение следующих задач:

1. Изучить процессы зарождения информационной функции в библиотеке и формирования видов информационной деятельности в различные исторические периоды.

2.Проследить эволюцию теоретических воззрений на информационную функцию библиотеки и предложить её уточнённое определение.

3.Исследовать современную структуру совокупных продуктов и услуг отечественных и зарубежных библиотек и детально проанализировать информационные - для изучения новейшей практики реализации информационной функции.

4. Изучить историю и современное состояние избирательного распространения информации как одного из средств реализации ИФБ и установить перспективы его развития на базе возможностей ИКТ.

5.Определить перспективы развития информационной функции библиотеки.

Объектом исследования является информационная функция библиотеки.

Предмет исследования — реализация информационной функции в ретроспективе и перспективе.

В качестве методологической основы для исследования информационной деятельности библиотеки использованы функциональный и деятельност-ный подходы. Выдвинутое А. Н. Ванеевым положение о том, что на разных этапах развития библиотеки функции не меняются, а меняется их наполнение и содержание, является основополагающим. [48]. Кроме того, в качестве методологической основы используется концепция М. И. Акилиной, согласно которой ИФБ реализуется через преобразование информации с сохранением её семантики [4]. При рассмотрении развития информационной функции использована система периодизации эволюции библиотечно-информационной деятельности, предложенная М. Я. Дворкиной [92].

Комплексный характер исследования обусловил необходимость применения ряда общенаучных и специальных методов: терминологического -при изучении понятия «информационная функция библиотеки» в отечественных библиотековедческих публикациях и для разработки своей дефиниции данного термина; сравнительно-исторического и логического - при исследовании развития основных видов информационной деятельности библиотеки; контент-анализа - для изучения наименований продуктов и услуг на сайтах отечественных и зарубежных библиотек; классификации, обобщения, статистического метода обработки данных - для систематизации и структурирования совокупности услуг, выявленных на библиотечных сайтах.

Базой исследования явились научные публикации по теме ИФБ; данные, представленные на сайтах научных библиотек, касающиеся отдельных аспектов информационной деятельности, а также онлайновые списки продуктов / услуг отечественных библиотек разных форм собственности и сайты

зарубежных библиотек, оснащенные новыми информационными технологиями.

Научные результаты, выносимые на защиту:

1. В допечатный период информационная функция реализовывалась на основе таких видов деятельности, как ведение каталогов, подготовка библиографических пособий, справочно-библиографическое обслуживание. При этом для допечатного периода её можно назвать «праинформационной», а ведение каталогов можно считать исторически первым видом информационной деятельности библиотеки.

2.Структура основных видов информационной деятельности отечественных библиотек (ведение каталогов, подготовка библиографических пособий, справочно-библиографическое обслуживание, проведение информационно-массовых мероприятий, повышение информационной культуры пользователей, информационное обеспечение) сложилась к началу XX в.

  1. С начала 1990-х гг. развитие информационно-библиотечной деятельности библиотеки связано с современными информационно-коммуникационными технологиями и рыночной экономикой. Однако при количественном увеличении наименований информационных продуктов и услуг технологически они, в основном, остаются на уровне 1980-1990-х гг., а на базе современных ИКТ развиваются сервисные услуги.

  2. Информационная функция современной библиотеки заключается в удовлетворении информационных потребностей пользователей на основе разных видов информационной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий, сутью которых является интеллектуальная обработка и предоставление информации.

  3. Перспектива развития информационной функции библиотеки связана с системным использованием, перманентной адаптацией и внедрением вновь появляющихся информационно-коммуникационных технологий для реализации всех видов информационной деятельности.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые установлена последовательность формирования теоретических взглядов на информационную функцию библиотеки с XIX по XXI в. Эволюция информационной деятельности представлена как основа реализации информационной функции библиотеки. С применением собственного подхода разработана классификация совокупных продуктов и услуг отечественных библиотек. Конкретизированы направления системного использования новейших ИКТ для реализации основных видов информационной деятельности научных библиотек.

Теоретическая значимость работы. Определены виды информационной деятельности, которые находились в основе реализации информационной функции библиотеки в допечатный, печатный и электронный периоды. Установлено, что их структура в отечественных библиотеках сложилась к началу XX в. В работе проведён терминологический анализ и сформулировано определение понятия информационной функции библиотеки для современного этапа развития библиотечного дела. Доказано, что в конкурентной среде перспектива развития информационной функции отечественных научных библиотек связана с системным использованием информационно-коммуникационных технологий для реализации всех основных видов информационной деятельности.

Практическая значимость работы. Предложенные направления системной реализации основных видов информационной деятельности на базе ИКТ могут использоваться любой библиотекой для выстраивания стратегии её развития. Этому же может способствовать и разработанная в ходе исследования классификация библиотечных, информационных и сервисных услуг. Материалы диссертации нашли применение при разработке курса «История библиотечного дела»; могут быть рекомендованы при подготовке учебных программ, учебно-методических пособий по дисциплинам «Общее библиотековедение», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Библиографиче-

екая деятельность библиотек» для студентов, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», а также слушателей курсов учреждений системы дополнительного профессионального образования. Значение работы для педагогических наук связано с тем, что полученные результаты могут внести существенный вклад в развитие теории библиотековедения, в повышение информационной культуры библиотечных специалистов.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 05.25.03 - «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки), включающей исследования и разработки в области теории, истории, методологии, организации и технологического обеспечения библиотечной и библиографической деятельности, представленная диссертационная работа является теоретическим исследованием эволюции информационной функции библиотеки через формирование различных видов информационной деятельности.

Соответствие диссертации области исследования специальности. Полученные научные результаты соответствуют пункту 1 «Информационная природа библиотечной, библиографической деятельности», пункту 2 «История библиотеки, библиографии. История библиотечной и библиографической деятельности. История библиотековедения, библиографоведения и книговедения», пункту 3 «Библиотека и библиография как системные социальные объекты. Компонентная и видовая структура библиографической деятельности» паспорта специальности 05.25.03 - «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки).

Апробация и реализация результатов диссертации осуществлялась в форме докладов, сообщений, в том числе стендовых, на научно-практических конференциях разных уровней: Международной научной конференции «Библиотечное дело - 2002: библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания» (Москва, 2002); межрегиональных научно-практических конференциях: Вторые Ермаковские чтения «Сибирь: вчера, сегодня, завтра» (Ново-

сибирск, 2009), «Роль ГПНТБ СО РАН в развитии информационно-библиотечного обслуживания в регионе (к 90-летию ГПНТБ СО РАН, 50-летию в составе Сибирского отделения РАН)» (Новосибирск, 2008); «Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования» (Новосибирск, 2004, 2007); «Библиотека и духовная культура нации» (Новосибирск, 2002); «Пятые Макушинские чтения» (Новосибирск, 2000).

Публикации. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в 13 научных работах, одна из которых опубликована в издании, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией. Общий объём публикаций - свыше 5 п. л.

Достоверность результатов обусловлена широким привлечением научных публикаций по теме диссертационной работы, применением совокупности методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, качественным анализом исходных данных, аргументированностью научных положений и выводов, представлением основных материалов работы в профессиональной печати и в докладах на научных конференциях.

Структура диссертации. Сформулированные выше цель и задачи определили логику изложения материала и структуру диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка сокращений, списка использованной литературы, включающего 326 публикаций, и 5 приложений. Диссертация проиллюстрирована 20 рисунками и 30 таблицами. Общий объём диссертации составляет 242 страницы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций