Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Калиева Анастасия Дмитриевна. Влияние экологической ситуации России на формирование экологического сознания населения региона : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Калиева Анастасия Дмитриевна; [Место защиты: Волгогр. гос. ун-т].- Астрахань, 2010.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-22/304


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

1.РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
16

ІЛОсобенности экологического сознания как вида общественного
сознания 15

1.2Влияние специфики экологической ситуации на формирование
экологического сознания 49

2.3НАЧЕНИЕ ОСОБООХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЬГХ

ТЕРРИТОРИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
74

2.1 Состояние и специфика особо охраняемых природных территорий
региона (на примере Астраханской области) 74

2.2Влияние особо охраняемых природных территорий на формирование
экологического сознания населения в регионе: социологический аспект 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
126

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 134

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 147

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 156



Введение диссертации:

Актуальность диссертационного исследования. В условиях трансформации современного российского общества очевидна необходимость детального социологического анализа экологического сознания, а также мотивационно — природно-ориентированного поведения под влиянием глубоких социальных, экономических, политических и культурных изменений. При рассмотрении экологической ситуации регионов России следует выделить как минимум два обстоятельства: представление о РФ как стране с исключительно богатыми природными ресурсами, которое стало настолько привычным, что воспринимается как аксиома, и, рациональное использование региональных ресурсов, т. к. именно регион представляет собой уникальное сочетание элементов природной среды и связи между ними. Каждому региону свойственны как общие экологические проблемы, так и проблемы частного порядка.

Одним из способов сохранения уникальных природных мест является организация особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В России создание ООПТ является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. На фоне общего потребительского, собственнического отношения к природе сохраняется надежда, что близость проживания людей к природным резерватам (заповедники, заказники, природные парки) будет способствовать формированию у них более бережного, трепетного отношения к окружающей среде.

Можно предположить, что сознание и поведение людей, живущих и работающих рядом с ООПТ, являют собой образец природно-ориентированного отношения к природе и ее компонентам. Изучение и анализ факторов, влияющих на поведение населения, проживающего вблизи

ООПТ, может являться той «лакмусовой бумагой», которая позволит не только «проявить» существенные недостатки в системе «человек-природа», но и предложить эффективные меры по их устранению.

Актуальность данной диссертации обусловливается необходимостью: детального социологического анализа влияния ООПТ на экологическое сознание населения в условиях финансовой нестабильности, когда особенно уязвимыми становятся очаги концентрации богатств природы, уникальные природные объекты, а порой необъятные территории; исследование специфики экологической ситуации в деятельности и поведении человека; разработка научно обоснованных рекомендаций по формированию экологического сознания в условиях социальных трансформаций общества.

Объектом диссертационного исследования является экологическое сознание населения как отражение экологической ситуации.

Предметом исследования выступают условия и факторы, влияющие на формирование экологического сознания населения России под влиянием сложившейся экологической ситуации.

Цель диссертационного исследования состоит выявлении специфики формирования экологического сознания населения в условиях влияния экологической ситуации региона.

Для достижения цели диссертационного исследования предполагается решить ряд взаимосвязанных исследовательских задач:

проанализировать особенности экологического сознания как одного из видов общественного сознания с точки зрения моральной силы, которая может выступать побудительным мотивом для решения социально-экономических и экологических проблем;

оценить влияние экологической ситуации в регионе на формирование экосознания, отражающего взаимосвязи с

конкретными общественными и природными условиями, и способствующего переориентации на природоохранное поведение;

выявить специфику влияния системы ООПТ на экологические ценности общественного сознания, особенности изменений природной среды под влиянием деятельности человека, определить пути наиболее бережного и разумного использования уникальных ресурсов;

выделить основные факторы и условия, влияющие на формирование экологического сознания населения региона, включающего ООПТ, выступающие основой социально-экологического единств и социально-экономического процветания региона.

Степень научной разработанности темы. Изучение сущности процесса взаимодействия природы и общества в течение длительного времени шло под влиянием философии (Сократ, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза и др.). При этом российская научная традиция представлена в первую очередь трудами В.Г. Афанасьева, В.Н. Садовского, B.C. Соловьева. Анализ специфики функционирования природных комплексов и жизнедеятельности человека, связанных с географическими особенностями развития различных регионов, рассматривается в работах Е.И. Коган, А.В. Мамонтова, А.А. Мансурова.

В рамках социологического дискурса А. Дафф, Н. Уотс, Д. Хендли основное внимание акцентировали на факторах (стратификационных, социально-экономических, социокультурных и т.д.) детерминации отношений конкретных социумов и групп к использованию природных ресурсов и экологизации общественного сознания. Вместе с тем институализация социальной экологии как отдельной отрасли социологического знания относится к первой половине XX в. и связана с именами представителей Чикагской школы Э. Берджессом, Р. Макензи,

P. Парком, которые первоначально в качестве объекта исследования рассматривали поведение человеческой популяции в городской среде. В дальнейшем подход социального конструирования экологических проблем нашел отражение в трудах Дж. Китсъюза1, С. Локки, М. Спектора, Дж. Хэннигана.

Наиболее активно в рамках социальной экологии в настоящее время работает целый ряд отечественных исследователей, в том числе А.И. Валитова2, А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, А.В. Мозговая3, П.В. Платонов и др. Поиску новых социально-экологических моделей и парадигм развития общества посвящены труды Т.М. Дридзе, Н.Н. Моисеева, О.Н. Яницкого4.

Американские исследователи К. Пауэлл и Д. Фернау были первыми, кто разработал учение о необходимости консервации природных ресурсов для будущих поколений и о справедливом их распределении. При этом принципиальное значение для общественного развития имеют идеи В.И. Вернадского и Т. де Шар дена о возникновении на Земле такого специфического явления, как ноосфера.

Для диссертационного исследования важное значение имеют концепции наступления цивилизации повышенных рисков, разрабатываемые У. Беком, Э. Гидденсом5, М. Кастельсом и др. Вопросы экологической безопасности отражены в работах Д. Медоуза, П. Пильцера, Р. Райха и др. Специально проблема обоснования концепции устойчивого развития российского общества с позиций эволюции форм социального управления и глобальной трансформации миросистемы рассматривается в трудах А.Б. Вебера, В.Г. Горшкова, М.М. Гузева, В.И. Данилова-Данильяна, В.А. Коптюга,

1 Спектор М. Конструирование социальных проблем / М. Спектор, Дж.Китсьюз / Контексты

современности II: хрестоматия; пер. с англ. -Казань, 2001.-С. 161. 2

Валитова А.И. Экологическое сознание: сравнительный анализ // Социологические исследования.

1999. №3. С. 129-134.

3 Мозговая А.В. Применение социологической методологии и методов в разработке программ
социальной реабилитации пострадавших от бедствий и катастроф. Социологические исследования в
социальной работе / Сост. и ред. З.Х. Саралиева. Н. Новгород: ПИСОЦ, 2001.

4 Россия: риски и опасности "переходного" общества: сборник статей / Отв. ред. О.Н. Яницкий. М.:
Изд-во Института социологии РАН. 1998. 237 с.

5 Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность// THESIS. - 1994. -№ 5. - С. 116-134.

В.К. Левашова, К.С. Лосева, С.А. Панкратова6, А.В. Позднякова и др. Общим моментом для многих из этих авторов фактически стало рассмотрение широкого круга отечественных проблем (в частности, перехода России на путь устойчивого развития) через призму концепции экологической безопасности.

Особый интерес в рамках предпринятого исследования имеют работы представителей экосистемной экологии А. Вайда и Р. Раппапорта7, изучавших вопросы сознания человека с точки зрения влияния на него биологических и демографических факторов и условий. Важную роль для понимания социальных проблем, связанных с экологическим сознанием, представляют труды таких зарубежных авторов, как Э. Берджесс, П. Кууси, Р. Макензи, Р. Парк, А. Печчеи8, Ф. Сен-Марк9 и др. Анализ особенностей экологического сознания, его качественных характеристик, вопросы терминологии экологической проблематики представлены в работах Т.М. Дридзе10, Д.Ж. Марковича11, А.Г. Стегния12, О.Н. Яницкого13. Изучению качественных характеристик экологического сознания в условиях современного российского общества посвящены исследования А.Н. Авдонина, Ю.П. Дощицина, Р.Б. Камаева, Н.Н. Лапина14, Д.С. Рыжевской15.

Панкратов С.А. Модернизация России: поиск моделей устойчивого развития (монография). -Волгоград: изд-во ВолГУ, 2006. - 288 с.

7 Vayda, А.Р., and Rappaport, R.A. (1968) Ecology, cultural and noncultural. In Introduction to Cultural
Anthropology. Clifton, J.A., ed. Pp. 477-497.

8 Печчеи А. Сто страниц для будущего II Будущее в настоящем. - М., 1984. — 36 с.

9 Сен-Марк Ф. Социализация природы. - М., 1977.-435 с.

10 Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению
парадигмального кризиса в социологии // Социологические исследования. 2000. № 2. С. 20-28.

11 Маркович Д.Ж. Противоречия транзиции постсоциалистических обществ // Социологические
исследования. 2006. № 9. С. 21-27.

12 Стегний А.Г. Региональный фактор развития политической культуры населения Украины //
Социология: теория, методы, маркетинг. 2005. No. 3. Р. 94-122. Стегний А.Г. Терминология экологической
проблематики.

13 Яницкий, О.Н. 1994. «Альтернативная социология», Социологический журнал 1 (1): 70-83.

14 Дощицин Ю.П., Лапин Н.Н. Социальная значимость факторов вынужденной миграции //
Социологические исследования.-2001 г.- №1.-С.92-96.

15 Авдонин А.Н., Камаев Р.Б., Рыжевская Д.С. Экологическое сознание: состояние и причины
пассивности // Социологические исследования. 1997. № 8. С. 88-92

Анализ мирового опыта создания и охраны природных комплексов содержится в исследованиях Ю.Р. Бадретдиновой, А.Б. Иметхенова, Ю.М. Малышева. При этом акцент на экологизации сознания населения, проживающего в особо охраняемых природных зонах, наиболее полно сделан в работах А.А. Варламова, Л.В. Потапова, К.Ш. Шагжиева.

Вопросы социально-экологических систем в российских регионах и трансформации экологического сознания рассматриваются В.П. Алексеевым, Д.М. Гвишиани , М.С. Гиляровым, Э.В. Гирусовым 7, A.M. Гончаренко, В.В. Деларю, Ю.Г. Марковым18, И.В. Огородником, В.Г. Раскиным и др. Экологическая ситуация, сложившаяся вблизи особо охраняемых природных территорий, в том числе непосредственно в Нижневолжском регионе и Северном Прикаспии, исследуется в рамках социологических подходов Н.В. Дулиной1 , Э.А. Зелетдиновой, А.Н. Леухина, Ю.Г. Мироновой, СВ. Ушкалова20 и др. При этом И.А. Сосунова, Ж.Т. Тощенко, Л.М. Яо проводят сравнительный анализ поведенческих моделей различных социальных групп, детерминированных спецификой формирования экологического сознания в зависимости от окружающих условий.

Однако анализ публикаций показывает, что, несмотря на значительный объем накопленного теоретического и эмпирического материала, системные социологические исследования, посвященные выявлению особенностей экологизации сознания населения, проживающего вблизи особо охраняемых природных территорий, а также практик их жизнедеятельности, представлены в недостаточной степени. В условиях обострения глобальных и региональных экологических рисков актуализируется задача изучения социальных факторов, в первую очередь связанных с состоянием

16 Гвишиани Л.М. Природа моделей и модели природы. - М., 1986.-230 с.

17 Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования., М.: Закон и право, ЮНИТИ,
1998г., с-455.

18 Марков Ю.Г. Социально-экологические системы как объект управления. - Новосибирск, 1990. - 238
с.

19 Дулина, Н.В. Город в трансформирующемся обществе: методология и практика исследования.
Индивидуальная монография. - Волгоград, Волгоградское научное издательство, 2006.-387 с.

20 Ушкалов СВ. Экологическая ситуация катастрофа или норма?: альманах // Факел. - Астрахань. -
1998.-№1.-С.62-б4.

экологического сознания различных социальных групп и их ответственности за обеспечение экологической безопасности.

Научная новизна исследования определяется его целью и задачами и состоит в следующем:

рассмотрен и проанализирован региональный аспект влияния уникальных природных условий на формирование экологического сознания;

выявлена специфика влияния природной среды на экологическое поведение, а также сделан вывод о преобладании чувственно-эмоциональной компоненты экологического сознания населения региона над его интеллектуально-волевой компонентой, выявлены причины этого преобладания;

определено влияние ООПТ на формирование экологических ценностей населения, сделан вывод о выдавливании экологических ценностей на периферию сознания витальными ценностями и материальными потребностями;

систематизированы и выделены основные факторы, негативно влияющие на процесс формирования экологического сознания, предложены меры по их минимизации.

Теоретико-методологической основой диссертации послужили труды классиков социологической мысли (Р. Парк, А. Тоффлер), концепции современных и отечественных авторов в области социальной экологии (Э. Берджесса, Р. Редфилд) и экологической социологии (И.А. Сосунов, Е.А. Когай). Методологической и теоретической базой исследования экологического сознания различных групп населения, проживающих вблизи ООПТ, выступили концепции социологии экологических проблем (Л.Н. Коган, А.В. Иванова), экологической культуры и образования (О.Н. Яницкий, О.В. Руковишников). Диссертант опирался на теоретические выводы, к которым пришли в своих трудах исследователи,

специализирующиеся в области устойчивого развития (Р.Г. Яновский, В.А. Лось), рискологии (У. Бек, Э. Гидденс) и критической модели инвайронментализма (С. Локки, Дж. Хэнниган).

Эмпирическая база диссертации. Эмпирической базой исследования послужили:

статистические материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстат), территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области (Астраханьстат);

законодательные акты РФ;

аналитические справки природоохранных ведомств, расположенных на территориях Астраханской и Волгоградской областей, республики Калмыкия;

материалы периодической печати.

При написании диссертации интерпретированы результаты, полученные в ходе исследований, проведенных при непосредственном участии автора в 2002 - 2008 гг:

анкетного опроса отдыхающих на кемпингах и турбазах г. Астрахани, (объем выборки: N = 450), Камызякского, Володарского, Наримановского районов Астраханской области (объем выборки: N = 208); цель исследований — определение факторов, влияющих на природоориентированное поведение (2002 - 2003, 2006 гг.);

глубинных интервью со специалистами природоохранных ведомств, представителями органов власти и местного самоуправления Астраханской и Волгоградской областей, республики Калмыкия и местным населением (объем выборки: N = 487); цель исследования - определение уровня информированности населения о ценности, значимости и мерах

охраны биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги
(грант ПРООН/ГЭФ № 064/07, 2007 г.);
анкетного опроса участников астраханского туристского рынка, в
том числе сотрудников турфирм (май 2005 - 2006 гг., N = 36);
местного населения (июнь - август 2005 г., N = 350);
потребителей турпродукта - отдыхающих турбаз (май - август
2005 - 2006 г., N = 115); посетителей офисов астраханских
турфирм (сентябрь - октябрь 2007 г., N = 40); потребителей
гостиничных услуг (март - апрель 2008 г., N = 98); цель
исследования — определение влияния экологической ситуации
региона на формирование природно-ориентированных ценностей
населения.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические и
практические положения диссертации докладывались и обсуждались на
научных конференциях международного и регионального уровня:
Международной научно-практической конференции «Социально-
гуманитарное образование высшей школы России в XXI веке» (Астрахань,
2009), Международной научно-практической конференции «Татищевские
чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2010),
Международной научно-практической конференции «Проблемы
международного туризма в контексте диалога культур» (Астрахань, 2010),
Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы
права, науки и туристского сервиса современной России» (Сочи, 2008),
Ежегодной научно-практической конференции профессорско-

преподавательского состава АГТУ (Астрахань, 2007).

Материалы исследования изложены в двенадцати научных публикациях общим объемом 3,5 п.л., в том числе в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические положения и выводы диссертации обеспечивают совершенствование концепций формирования экосознания населения в условиях становления общества риска. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ по оптимизации мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в российских регионах, в том числе вблизи ООПТ, а также совершенствование механизмов трансформации экологического сознания различных социальных групп с учетом реализации положений Экологической доктрины РФ.

Положения и концептуальные выводы диссертационной работы могут быть применены в преподавании курсов «Социальная экология», «Социология экологической культуры», «Инвайронментальная социология».

Выводы, полученные в ходе исследования, представлены в виде основных положений, выносимых на защиту:

1. Экологическое сознание, как вид общественного сознания, несет в
себе его характерные ценностные черты. В зависимости от того, насколько
позитивны (экоцентричны) или негативны (антропоцентричны) последствия
процессов трансформации для местных социоэкосистем, в обществе
формируется соответствующий (экоцентрический или антропоцентрический)
вид экологического сознания, которое в конечном результате определяет
поведение индивида. Обострение экологической ситуации всегда имеет
территориальную специфику. Эта специфика может быть определена при
проведении социально-экологического мониторинга, положена в основу
решения региональных социально-экономических и экологических проблем.

2. Условия природной среды существенным образом влияют на
формирование экологического сознания: от чувственно-перцептивной до
интеллектуально-волевой составляющей. К этим условиям прежде всего
следует отнести: изменение мировоззрения и образа жизни людей,
улучшение либо ухудшение экономической ситуации в регионе, усиление

либо ослабление влияния в социуме традиционных норм и установок на экоцентризм, повышение или снижение уровня информированности (осведомленности) населения о региональных экологических проблемах, путях и способах их решения. Озабоченность ухудшением экологической ситуации и даже признание разрушающего воздействия человека на биоразнообразие региона не приводят в большинстве случаев к формированию интеллектуально-волевой составляющей экологического сознания и мало отражаются на повседневном поведении населения.

  1. Распространение в обществе витальных ценностей, а также антропоцентрических установок, направленных на удовлетворение материальных потребностей, ведет к оттеснению экологических ценностей на «периферию» общественного сознания. Вместе с тем влияние системы ООПТ на формирование экологических ценностей населения позволяет говорить о ней как о весьма эффективной форме выражения институциональных основ «природосохранного» поведения. Реализация высокого социального потенциала природных резерватов должна быть связана с согласованием функционирования отдельных элементов (социоэкосистем) социоприродной системы региона, в качестве динамично развивающегося целого.

  2. В основе экологических проблем региона лежит множество факторов, как переменных (изменчивых), так и постоянных (основополагающих). К постоянным негативным факторам следует отнести стремление к материальным выгодам, разрозненность усилий, нереальность финансирования. Минимизация воздействия этих факторов на экологическое сознание возможно посредством принятия мер, направленных на повышение уровня правового и экологического сознания граждан, развитие природоохранного законодательства в плоскости практической реализации социальных проектов и инициатив, привлечение крупных промышленных предприятий к решению экологических проблем, усиление роли ООПТ в

оптимизации (в том числе через развитие экологического туризма и просвещения) социально-экологических систем и процессов.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций