Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Нургалеева Татьяна Галинуровна. Аббревиация как средство экспрессивного словообразования : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Нургалеева Татьяна Галинуровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2010.- 240 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/677


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 4

Глава 1. Словообразование и его экспрессивные возможности

.1. Отличительные черты современного лингвистического

исследования 11

.2. Медиатексты и их характеристики как объект лингвистического

изучения ..., 16

.3. Словообразование как языковой феномен и его

функции 27

.4. Сущность экспрессивности как одной из языковых функций 35

.5. Употребление способов словообразования в экспрессивных целях....45
.6. Выводы : 58

Глава 2. Аббревиация как способ экспрессивного словообразования

2.1. Аббревиация как один из наиболее продуктивных способов
словообразования английского языка 63

2.2. Механизм аббревиатурообразования и особенности аббревиатуры как
языковой единицы 79

2.3.Прагматические принципы порождения и употребления
аббревиатур 91

2.4.Понятие языковой игры и подходы к ее

изучению 95

2.5.Характеристики языковой игры, ее механизм и функции 103

2.6. Выводы 108

Глава 3. Прагматический принцип языковой игры как принцип порождения и употребления инициальных аббревиатур

3.1. Принцип языковой игры как принцип порождения аббревиатур

ЗЛЛ.Омоакронимия как один из наиболее продуктивных видов
аббревиации 112

  1. Реверсивная аббревиация 129

  2. Использование аббревиатуры в качестве имени собственного.. 143

3.2. Принцип языковой игры как принцип употребления аббревиатур

3.2.1. Реинтерпретация аббревиатуры 145

3.2.2. Трансформация аббревиатуры в узуальное
слово. 154

  1. Метафора как средство формирования переносного значения аббревиатуры 158

  2. Метонимия как средство формирования переносного значения аббревиатуры 171

  3. Случаи комбинирования метафоры и метонимии как иллюстрация механизма концептуальной интеграции 175

  4. Ирония как одно из проявлений принципа языковой игры 181

3.3. Выводы 184

Заключение 192

Библиография 201

Приложение № 1 223

Приложение № 2 236



Введение диссертации:

Интерес к разным способам пополнения лексического запаса отдельного языка, к принципам моделирования новых единиц номинации, к созданию таких языковых форм, которые закрепляют в языке новые структуры знаний, в лингвистике не ослабевает. Обращение к языковому материалу всегда диктует исследователю тематику работы, связанную с восполнением существующих пробелов в описании конкретного языка.

Так, к их числу можно отнести отсутствие в англистике исследования, посвященного аббревиации как способу создания новых экспрессивно окрашенных номинативных единиц. В лингвистической литературе рассматривались структурные аспекты аббревиации, классификация ее различных типов, некоторые особенности семантики аббревиатур, однако их оценочные и эмоциональные характеристики недостаточно полно описаны. Между тем использование сокращенных единиц в качестве средства экспрессии можно рассматривать как универсальную тенденцию их функционирования в современном английском языке.

Особая выразительность подобных единиц достигается в том числе и за
счет языковой игры, под которой в самом общем виде понимают форму
речевого поведения, ориентированного на достижение определенного
коммуникативного эффекта. Массовый эффект воздействия, производимый
использованием языковой игры, возможность реализации порождающим
высказывание своих прагматических установок и потребности в
языкотворчестве объясняют процессы интенсификации

экспериментирования с языковыми формами. Графический образ
аббревиатур и их знаковые возможности оказываются весьма удобными для
создания такого рода средств воздействия, провоцирующих определенное
речевое поведение. Отсутствие комплексного исследования,

рассматривающего эту сторону аббревиации, и обусловило появление нашей работы.

Методологической и теоретико-лингвистической основой

исследования стали труды ученых, рассматривающие такие значимые для данной работы языковые явления как словообразование (Земская 2005, Караулов 2007, Кубрякова 1991, Серебренников 1988), аббревиацию (Алексеев 1981, Ардаматская 1987, Борисов 1972, Горшунов 1999, Дюжикова 1997, Липатов 2007, Шаповалова 2003, Ярмашевич 2002), экспрессивность (Лукьянова 1986, Телия 1991, Шаховский 1987), языковую игру (Гридина 1996, Ильясова 2002, Норман 2004, Нухов 1997, Санников 2002, Хейзинга 1997), образные языковые средства (Баранов, Караулов 1991, Теория метафоры 1990, Kovecses 2002, 2005, Fauconnier, Turner 1996, 1998, Lakoff, Johnson 1980), особенности языка СМИ (Добросклонская 2008, Костомаров 1994, Солганик, 1981, Покровская 2004).

Объектом нашего исследования являются инициальные аббревиатуры. Этот вид аббревиации избран потому, что обладает наименьшей степенью эксплицитности и мотивированности среди различных типов сокращенных единиц, поэтому процесс образования инициальных аббревиатурных единиц, их семантика и изменение значения в процессе лексикализации представляют большой интерес для лингвистического изучения. Предметом исследования работы стало использование языковой личностью прагматического принципа языковой игры как одного из основных факторов порождения и употребления аббревиатур, равно как средства придания результативным номинациям выразительности.

Актуальность работы обусловлена следующими причинами. Аббревиация представляет собой один из наиболее популярных, динамично развивающихся, продуктивных способов словообразования современного английского языка. Сокращенные единицы обнаруживают сложный и многоаспектный характер, поэтому не удивительно, что ведутся поиски новых путей их лингвистического анализа. На современной ступени своего развития они характеризуются как полифункциональные единицы, сфера действия которых не ограничивается компрессией информации, но имеет

отношение к эмоциональному воздействию, выражению отношения и оценок, что обуславливает их широкое распространение в медиатекстах и, несомненно, делает этот способ словообразования интереснейшим объектом исследования, отражающим современные тенденции развития языка.

Научная новизна работы обусловлена тем, что в ней предлагается систематизированное описание экспрессивной инициальной аббревиации, восполняющее отсутствовавшее до сих пор комплексное ее освещение на материале английского языка. В работе представлена картина создания и функционирования аббревиатур в современном английском языке с учетом языковой игры как одного из принципов их порождения и употребления. Мы предлагаем собственную структурную классификацию сокращений, соответствующую целям проводимого исследования; описание и классификацию приемов реализации языковой игры на материале аббревиатур, рассматриваем употребление метафорически и метонимически переосмысленных инициальных аббревиатур в тексте.

Цель исследования состоит в том, чтобы в свете новых данных теории словообразования, языковой игры в языке, прагматики языковой единицы, теорий концептуальных метафоры и метонимии изучить порождение и употребление экспрессивно окрашенных аббревиатурных единиц и показать, что подобное использование аббревиатур, имеющее целью оказать заранее запланированный прагматический эффект на получателя информации, становится все более актуальным и получает особенно широкое распространение в медиатекстах, где воздействующая функция является второй по важности после информационной.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1. рассмотреть актуальную для современной лингвистической ситуации

интерпретацию словообразования в рамках антропологической

парадигмы;

  1. обобщить и систематизировать уже существующий материал по теории аббревиации применительно к теме нашего исследования, а именно «Аббревиация как средство экспрессивного словообразования»;

  2. рассмотреть особенности аббревиатуры как языкового знака;

4. исследовать аббревиатуры не только как средство компрессии
информации, но и как средство экспрессивности, способное нести
эмоциональную нагрузку;

  1. рассмотреть возможности функционирования аббревиации как словообразовательного способа с установкой на языковую игру, выявляющую творческие способности языковой личности;

  2. выявить основные приемы языковой игры на материале инициальных аббревиатур;

  3. рассмотреть употребление аббревиатур в медиадискурсе, возможность их образного употребления, то есть ассоциативный потенциал.

Цель, задачи, специфика предмета исследования и современная научно-исследовательская парадигма определили выбор соответствующих методов лингвистического анализа: теоретическое обобщение и критический анализ лингвистической литературы, элементы морфологического и фонетического анализа, компонентный анализ аббревиатур с опорой на словарные дефиниции, сопоставительный анализ оппозитивной пары «аббревиатура - мотивирующее словосочетание», контекстуальный анализ, описательный метод, базирующийся на эвристических принципах лингвистического исследования (наблюдение, интерпретация и обобщение).

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что полученные в процессе работы результаты позволят сформировать еще более полное представление об аббревиации как о способе экспрессивного словообразования и её месте в системе современного английского языка. Материал работы может послужить дальнейшей разработке положений прагмалингвистики, окказионального словообразования, экспрессивной стилистики.

В практическом отношении интерес представляет возможность использования результатов диссертации в лекционных и практических курсах по лексикологии и стилистике, практике перевода, спецкурсах по языковой игре, прагматике, практической лексикографии, при составлении учебных пособий' по словообразованию, в практике преподавания английского языка.

Материалом, исследования послужили 650 инициальных аббревиатур современного английского языка, относящиеся к различным областям знаний и отобранные методом сплошной выборки из медиатекстов британского и американского вариантов английского языка (1990 - 2009 гг.). По мере необходимости к анализу привлекались авторитетные лексикографические издания и справочники Великобритании и США, а также электронные ресурсы сети Интернет (базы данных или так называемые словники). Последние оказываются особенно ценным источником информации, так как популярность аббревиации приводит к тому, что традиционные лексикографические источники оказываются не способными своевременно фиксировать все значимые для языкового коллектива единицы.

Структура работы определяется изложенными выше целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и двух приложений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. в современном английском языке аббревиатура, - это не только и не
просто средство номинации, но средство экспрессии, художественной
выразительности, языковой игры; употребление аббревиации в текстах
СМИ обусловлено не только тенденцией к компрессии, но и
прагматическими причинами, психологическими характеристиками
автора текста;

2. языковая игра есть творческая способность языковой личности к
порождению экспрессивных номинаций с целью языкового

экспериментирования и оказания запланированного прагматического воздействия на партнеров по общению;

  1. нарушение существующих языковых стереотипов при использовании аббревиации как средства языковой игры можно рассматривать как вариант нормативного использования языка;

  2. экспрессивное употребление аббревиатур становится возможным за счет реализации прагматического компонента их значения;

  3. инициальные аббревиатуры, будучи образованными или употребленными по прагматическому принципу языковой игры, могут обладать ингерентной и адгерентной экспрессивностью;

6. использование аббревиатуры в дискурсе возможно за счет реализации ее
ассоциативного потенциала, образного употребления.

Апробация результатов работы. Основные теоретические
положения и практические выводы исследования были предметом
обсуждения на заседании кафедры лексики английского языка МПГУ в 2009
г., на научных конференциях в МПГУ (2008 г.), КГУ (2009 г.). Всего по теме
кандидатской диссертации опубликовано восемь научных статей: «Прием
языковой игры как принцип порождения аббревиатур» (Вестник
Московского государственного областного университета. - М.: Изд-во
МГОУ, 2009), «Метафорическое употребление аббревиатур как средства
языковой игры в целях повышения экспрессивности текстов СМИ»
(Вестник Тамбовского государственного университета. — Тамбов, 2009),
«Феномен экспрессивной аббревиации с точки зрения когнитивной
лингвистики» (Наука в школе и вузе: Материалы научной конференции
аспирантов и студентов. - Бирск, БирГСПА, 2006), «Когнитивные аспекты
экспрессивной аббревиации» (Структурно-семантические, когнитивные,
прагматические и другие аспекты исследования единиц разных уровней. -
Бирск, БирГСПА, 2006), «Аббревиация как средство формирования
социально-культурной компетенции» (Структурно-семантические,

когнитивные, прагматические и другие аспекты исследования единиц разных

! 9

уровней. Современные проблемы лингводидактики. - Бирск, БирГСПА, 2005), «Омоакронимия как одно из средств экспрессивного словообразования» (Материалы научной конференции «Язык: категории, функции, речевое действие». - г. Москва - Коломна, 2007), «Явление омоакронимии и его экспрессивные возможности» (Сборник материалов научной сессии по итогам выполнения научно-исследовательской работы на факультете иностранных языков МПГУ. - Москва, МПГУ, 2008), «Аббревиация как продукт творческой языковой способности говорящего» (Иностранные языки в современном мире: сборник материалов II международной научно-практической конференции. - Казань, 2009), «Принцип иронии, как одно из проявлений принципа языковой игры» (Сборник материалов научной сессии по итогам выполнения научно-исследовательской . работы на факультете иностранных языков МПГУ. -Москва, МПГУ, 2009).

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций