Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Бледных Ирина Геннадьевна. Педагогические условия ориентации учащихся гимназии на исследовательскую деятельность : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Бледных Ирина Геннадьевна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Владикавказ, 2010.- 231 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/929


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование педагогических ус
ловий ориентации учащихся на исследовательскую дея
тельность
13

1.1 Сущностная характеристика исследовательской деятель
ности учащихся как психолого-педагогической катего
рии 13

1.2 . Педагогические условия ориентации учащихся на иссле-

довательскую деятельность в отечественной и зарубеж
ной педагогике .' 43

1.3 Концептуальное обоснование проектирования модели
ориентации учащихся на исследовательскую деятель
ность в условиях гимназии 63

В ыв о д ы 77

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование процесса
ориентации учащихся гимназии на исследовательскую
деятельность
80

  1. Модель ориентации учащихся на исследовательскую деятельность средствами предмета «Математи- 80 ка»

  2. Технология реализации модели в образовательном процессе гимназии 92

  3. Результаты опытно-экспериментального исследования ориентации учащихся на исследовательскую деятельность 133

Выводы 153

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 161

ПРИЛОЖЕНИЯ



Введение диссертации:

Актуальность и постановка проблемы исследования. Государственная политика в области образования предъявляет новые требования к общеобразовательной школе. Её выпускник должен быть готов к продолжению образования, обладать многофункциональными компетентностями, что позволит ему самостоятельно решать различные проблемы в повседневной профессиональной или социальной жизни. В педагогическом процессе важно создать условия для самоактуализации личности каждого ребенка, для формирования и развития у него потребности и способности к саморазвитию. Школа призвана научить каждого воспитанника быть успешным в учёбе, в профессиональной карьере, в жизни в целом. По мнению исследователей (В.П. Беспалько [6], И.А. Колесникова [82], В.В. Краевский [87], В.М. Монахов [118], В.В. Сериков [181], Е.Н. Шиянов [220], Б.Д. Эльконин [224] и др.), именно школа определяет социальное поведение человека на многие годы.

Ориентация на поиск закономерностей становления целостного человека в школьные годы выводит ученых на изучение феномена исследовательской деятельности учащихся. Мысль о важности включения в содержание педагогической деятельности подготовки учащихся к решению исследовательских задач высказывалась в разные времена (Ю.К.Бабанский, В.И.Журавлёв [16], М.И. Башмаков [4], В.В. Давыдов [45], И.А. Зимняя [59], А.Н. Колмогоров [83], А.В. Леонтович [99], И.Я. Лернер [103, 104], А.М.Новиков [125], А.Н.Острогорский [131], Г.К.Селевко [174], К.Д. Ушин-ский [204], Е.А. Шашенкова [59] и др.). В настоящее время вопросы целенаправленной ориентации учащихся на исследовательскую деятельность актуализируются как никогда ранее. Эта позиция отражена в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где в качестве концептуальной

заложена идея участия педагогов в инновационной, исследовательской деятельности [122].

Проблема ориентации учащихся на исследовательскую деятельность рассматривается в научной литературе в различных контекстах. Психологические проявления личности в исследовательской деятельности анализируют Л.С. Выготский [28], А.Н. Леонтьев [101], А.С. Обухов [126], С.Л. Рубинштейн [161], В.И. Слободчиков [184], В.Д. Шадриков [219], Н.М. Швалева [218] и другие. Проблемы переориентации современного образования со зна-ниевой парадигмы с характерным для неё приоритетом готовых знаний и репродуктивного мышления на личностную (гуманистическую) парадигму образования, развитие личностных функций субъектов образовательного процесса изучали в своих работах Е.В. Бондаревская [11], Т.М. Ковалева [78], В.М. Монахов [118], В.В. Сериков [181], Е.Н. Шиянов [220], И.С. Якиманская [226] и др.

В научной литературе сформировались различные подходы к определению феномена «исследовательская деятельность» учащихся (В.И.Загвязинский [56], В.В. Краевский [87], A.M. Новиков [125], В.И. Слободчиков [184] и др.), к которой учёные относят поисково-исследовательскую, проектную, техническую, творческую и другие виды деятельности, осуществляемые в учебное и внеучебное время. Все виды исследовательской деятельности предполагают прежде всего овладение учащимися технологией аналитической деятельности.

Различные аспекты исследовательской деятельности учащихся нашли отражение в диссертационных работах Н.Ф. Ельчаниновой [52], Л.А. Казанцевой [70], Е.В. Ключенко [77], Л.В. Козыревой [81], Т.Ю. Коровиной [84], Н.А. Меньшиковой [113], А.Н. Поддьякова [145], В.М. Самохиной [169], СР. Сефибекова [182] и других. Все исследования, несомненно, представляют большую ценность для педагогики как науки, так и практики.

В ориентации учащихся на исследовательскую деятельность особую роль играет такой предмет как «Математика» — фундаментальная школьная

дисциплина. Опрос 250 учащихся, проведённый в школах Ставропольского края, показал падение их интереса к этому предмету. Это во многом объясня-ется-тем, что школьники часто вынуждены заучивать различные математические истины без осознания их практической ценности.

Анализ психолого-педагогических исследований, результатов педагогической практики студентов - будущих учителей подтверждает высокий интерес учёных и школьных учителей к разработке многочисленных аспектов ориентации школьников на исследовательскую деятельность. Так, к настоящему времени обоснована новая функция общеобразовательных учреждений - поисково-исследовательская [Загвязинский В.И., 1995]. Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность официально закреплена в документах о школе (Федеральный закон «Об образовании», «Примерное положении о средней общеобразовательной школе»). Вместе с тем проблема ориентации учащихся на исследовательскую деятельность в условиях современной школы остаётся недостаточно изученной. Вне поля зрения учёных находятся проблемы проектирования этого вида деятельности, наиболее полно отражающей интересы, возможности и потребности всех участников образовательного процесса - учителей, учащихся. Существует потребность в выявлении педагогических условий ориентации школьников на исследовательскую деятельность, использовании личностно ориентированного подхода при' отборе, структурировании и реализации содержания регионального компонента учебной программы.

Приведенные выше обстоятельства позволяют сформулировать ряд противоречий между:

- осознанием обществом необходимости поддержания исследовательской деятельности учащихся как важной характеристики конкурентоспособности в условиях рыночной экономики и несовершенством образовательной системы (практическим отсутствием адекватных педагогических условий), способствующих формированию у них данных качеств личности;

потребностью практики в научно обоснованных технологиях по ориентации учащихся на исследовательскую деятельность и отсутствием системы работы в этом направлении во многих общеобразовательных школах;

ориентированностью образовательного процесса в массовом опыте на репродуктивные методы познания и необходимостью отражения новых идей, инновационных технологий, использования проектных методов и компьютерных телекоммуникаций для подготовки учащихся к жизни в современных реалиях.

Проблема исследования состоит в научном осмыслении феномена исследовательской деятельности учащихся и обосновании педагогических условий их ориентации на этот вид деятельности в гимназии.

Актуальность проблемы исследования, с одной стороны, и недостаточная изученность поставленных вопросов, с другой, обусловили выбор темы диссертационного исследования «Педагогические условия ориентации учащихся гимназии на исследовательскую деятельность».

Объект исследования — процесс ориентации учащихся гимназии на исследовательскую деятельность.

Предмет исследования - педагогические условия ориентации учащихся гимназии на исследовательскую деятельность.

Цель исследования — выявить и обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса ориентации учащихся на исследовательскую деятельность в современной гимназии.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс создания педагогических условий ориентации учащихся гимназии на исследовательскую деятельность будет более эффективным по сравнению с массовым педагогическим опытом, если:

- рассматривать его в качестве значимой цели деятельности гимназии, нуждающейся в специальном содержательно-процессуальном обеспечении;

определить педагогические условия эффективной ориентации учащихся на исследовательскую деятельность;

обосновать и апробировать в экспериментальном режиме модель протекания данного процесса и обосновать технологию его реализации в образовательном процессе гимназии;

технологическое обеспечение спроектированной модели будет вытекать из чёткого определения объектов проектировочной деятельности.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих взаимообусловленных задач. Задачи исследования:

  1. Провести анализ научных исследований, психолого-педагогической литературы по проблемам ориентации учащихся на исследовательскую деятельность, выявить содержательные характеристики феномена «исследовательская деятельность».

  2. Спроектировать модель ориентации учащихся гимназии на исследовательскую деятельность.

  3. Выявить педагогические условия, необходимые для эффективного протекания данного процесса.

  4. Разработать содержание и технологию реализации спроектированной модели ориентации учащихся на исследовательскую деятельность в образовательном процессе гимназии.

Методологической основой исследования является общенаучный принцип объективности, требующий всестороннего учёта разнообразных факторов и предполагающий исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов.

Теоретическую базу диссертационной работы составили философски фундаментальные положения логики познания (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория развития системного объекта (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, И.Я. Лернер, В.М. Монахов и дру-

гие); научные основы развития инновационных процессов в образовании (Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, Т.М. Ковалева, B.C. Лазарев, В.В. Сериков, A.M. Саранов, М.М. Поташник и другие); принципы деятельностного подхода (В.А. Давыдов, Л.Г. Петерсон, Б.Д. Эльконин и другие); концепция лично-стно-ориентированного подхода в образовании (Е.В.Бондаревская, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и другие); теоретические основы обоснования исследовательского подхода в образовании (Ю.К. Бабанский, М.И. Башмаков, В.В. Гузеев, В.И.Загвязинский, И.А. Зимняя, В.В. Краев-ский, А.В. Леонтович, А.С.Обухов, В.И. Слободчиков и другие); технологические подходы к проектированию учебного процесса (В.П. Беспалько, В.М. Монахов, Г.К. Селевко и другие).

Методы исследования. Теоретические: метод теоретического анализа и синтеза психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования; метод моделирования процесса ориентации учащихся на исследовательскую деятельность. Эмпирические: собеседование с учащимися, педагогами, родителями; метод экспертных оценок, наблюдение, анкетирование, обобщение передового опыта педагогов-практиков, опытно-экспериментальная работа.

Базу исследования составили МОУ «Гимназия №1», МОУ СОШ №12 села Красногвардейского Красногвардейского района, МОУ СОШ №6, МОУ гимназия №7 Труновского района Ставропольского края.

Этапы исследования. Исследование выполнялось в три этапа: первый этап (поисково-теоретический, 2004-2005 гг.) включал изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам ориентации учащихся на исследовательскую деятельность, изучение состояния проблемы в педагогической теории и практике. На данном этапе уточнялась проблема исследования, корректировались цели и задачи, рабочая гипотеза, определялась методологическая база, планировался педагогический эксперимент.

Второй этап (опытно-экспериментальный, 2005-2008 гг.) заключался в разработке методики формирующего эксперимента, построении теоретической модели процесса ориентации учащихся на исследовательскую деятельность средствами математики. Обосновывались технология реализации спроектированной модели, выявлялись педагогические условия, обеспечивающие её эффективность. Проводился формирующий эксперимент.

Третий этап (обобщающий - 2008-2009 гг.) состоял в анализе и обобщении результатов педагогического эксперимента, статистической обработке данных, формулировке выводов, оформлении диссертационного исследования.

Достоверность результатов исследования обусловлена обоснованностью исходных методологических положений, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и этапам исследовательской работы и достаточным объемом выборки (250 учащихся, 100 педагогов), применением совокупности разнообразных методов получения и обработки данных; корректной организацией экспериментальной работы, сочетанием количественного и качественного анализа; длительным характером опытно-экспериментальной работы по апробации спроектированной модели.

Научная новизна исследования. Раскрыты и экспериментально доказаны педагогические условия необходимые для успешной реализации в образовательном пространстве гимназии процесса ориентации школьников на исследовательскую деятельность. Уточнена сущность понятий «исследовательская деятельность», «ориентация на исследовательскую деятельность». Определены основные теоретико-методологические и научно-методические тенденции и принципы процесса ориентации современных школьников на исследовательскую деятельность в образовательном процессе гимназии. На основе имеющегося фонда знаний обосновано и эмпирически апробировано содержание образования по предмету «Математика», представлена логика его отбора и структурирования. Разработана модель ориентации учащихся на

исследовательскую деятельность, в экспериментальном режиме апробирована технология её реализации в условиях гимназии.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке организационных, содержательных и методических основ образовательного процесса по ориентации учащихся гимназии на исследовательскую деятельность средствами математики; в обогащении теории и практики педагогического проектирования моделью обеспечивающей эффективность протекания данного процесса; в высказывании идеи об эффективности поэтапной ориентации учащихся на исследовательскую деятельность; в выявлении возможностей использования результатов исследования в процессе подготовки и переподготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования.

Практическая значимость результатов исследования заключается в качественной подготовке выпускников общеобразовательного учреждения, их успешной социализации в дальнейшей профессиональной деятельности; повышении уровня методологической культуры педагогов-исследователей; разработке программы для учащихся 5-11 классов «Моделирование реальных жизненных ситуаций средствами математики», авторской рабочей тетради, разработанной к занятиям кружка «Десять шагов к открытию»; инновационном подходе к организации школьной педагогической практики на основе использования в образовательном процессе технологии педагогического проектирования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий, методологическом семинаре аспирантов и соискателей ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет». Промежуточный и итоговый результаты исследования обсуждались на Международных научно-практических конференциях: «Взаимодействие педагогической науки и практики в обеспечении эффективности и качества образования» (Смоленск, 2007), «Информационные технологии в гуманитарном образовании» (Пяти-

горек, 2008), «Ресурсы развития современного урока» (Киров, 2008), региональных научно-практических конференциях (Ставрополь, Карачаевск, 2008, 2009).

Результаты исследования используются в учебно-воспитательном процессе МОУ «Гимназия №1» Красногвардейского района Ставропольского края, на курсах повышения квалификации учителей математики, педагогов-экспериментаторов, при проведении мастер-классов на краевых экспериментальных площадках Труновского района, на занятиях с аспирантами ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева» по курсу «Методология педагогического исследования».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность исследовательской деятельности учащихся наиболее полно

проявляется в её признаках: культуре научного мышления, саморазвитии, рефлексии, творческого подхода к выполнению заданий. Исследовательская деятельность определяется как интегративная личностная

- характеристика, представленная совокупностью мотивационно-
волевого, информационного, мировоззренческого, деятельностного и
содержательного компонентов, позволяющих учащимся проявить соб
ственную активность и самостоятельность, раскрыть творческий по
тенциал в образовательном процессе гимназии.

2. Ориентация на исследовательскую деятельность школьников рассмат-

ривается как сложное интегральное педагогическое образование, способствующее обеспечению адекватных педагогических условий для развития искомых качеств личности. Педагогическими детерминанта-

- ми ориентации на исследовательскую деятельность являются внешние
и внутренние, объективные и субъективные условия, оказывающие
развивающее воздействие на аналитические и творческие способности
учащихся, стимулирующие процесс их саморазвития и самореализа
ции.

3. Модель ориентации учащихся на исследовательскую деятельность

включает мотивационно-волевой, информационный, мировоззренческий, деятельностный и содержательный компоненты, позволяет организовать процесс эффективного развития изучаемого феномена, определить его содержание и компоненты в образовательном процессе гимназии.

4. Технология педагогического проектирования в системе ориентации

учащихся на исследовательскую деятельность направлена на четыре объекта проектировочной деятельности: технологию проектирования исследовательской деятельности на основе экспериментальной программы по предмету «Математика» в образовательном процессе гимназии; технологию проектирования внеклассной деятельности по математике с ориентацией на исследовательскую деятельность; траектории ориентации учащихся на исследовательскую деятельность средствами предмета «Математика»; методической системы учителя. Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (226 наименований) и 5 приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций