Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Бондаренко Наталья Ионовна. Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии российского образования : на примере журнала "Учитель" - 1861-1918; 1997-2009 гг. : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Бондаренко Наталья Ионовна; [Место защиты: Ин-т теории и истории педагогики РАО].- Москва, 2010.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1064


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение З

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв. 20

1. Предшественники российской педагогической периодики 20

2. Социально-политический и социокультурный аспекты развития
педагогической печати второй половины XIX - начала XX века:
формирование традиций отечественной педагогической журналистики 49

3. Особенности журнала «Учитель» (1861-1918 гг.) как одного из
ведущих представителей отечественной педагогической прессы конца
XIX - начала XX вв. 73

Выводы - 99

ГЛАВА 2. РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

В МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 105

1. Специфика педагогической печати конца XX - начала XXI вв.
в контексте развития исторических традиций отечественной
педагогической журналистики ' 105

2. Портрет современных участников образовательного процесса
и инновационных преобразований в педагогической прессе конца XX
- начала XXI вв. 124

3. Журнал «Учитель» (1997-2009 гг.) как аккумулятор и распространитель исторического и актуального

образовательного опыта 143

Выводы 168

Заключение 175

Список использованной литературы 185



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Как показывают системные педагогические исследования последних лет, современное российское образование, используя механизмы модернизации и реализации Приоритетного Национального проекта «Образование» (ПНПО), образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа», предложенной Президентом РФ Д.А.Медведевым, сохраняет свою стабильность, фундаментальность, обеспечивающие опережающее, устойчивое развитие этой важнейшей социальной отрасли с учетом возросших потребностей общества и государства. И как следствие воплощения национального проекта педагогическая журналистика является катализатором инновационных изменений в системе образования Российской Федерации. В стране накоплен необходимый научный и интеллектуальный потенциал для проведения преобразований, позволяющих предоставлять новые возможности всем участникам образовательного процесса для гибкого выстраивания собственного образовательного и профессионального пути.

Уникальные возможности для формирования духовно целостной личности и одновременного воспроизводства культуры народа (через систему ценностей и жизненных смыслов человека) позволяют рассматривать образование как важнейший интегрирующий фактор не только регионального, но и геополитического мирового пространства. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления педагогических технологий и инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося социума. Именно образование, находясь в постоянной динамике, предопределяет личностные качества каждого человека, его знания, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а, следовательно, экономический, нравственный, духовный потенциал каждого

4 государства, цивилизации в целом. Естественно, что и само образование как глобальное явление геополитического мирового пространства и специфическое социальное явление, получившее повсеместное распространение и развитие, не может быть вне зоны специальных, в том числе и историко-педагогических исследований [ 121, с. 16-17].

Развитие интеллектуального потенциала, созданного в ПНПО, требует принципиально новых подходов к дальнейшему совершенствованию образования, основы которых заложены многовековым путем развития российской педагогической мысли об обучении и воспитании человека. Бережное отношение к традициям прошлого и разумные, нравственно ориентированные инновации сегодняшнего и завтрашнего дня — все это определяет основные направления развития отечественной системы образования, педагогической науки, в том числе и тематических концепций редакций профессиональных журналов [131, с.11]. «Полнее сознавая прошедшее, — писал А.И.Герцен, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл будущего; глядя назад — шагаем вперед...» [46, с.24].

Императив инновационного развития России выдвигает, в качестве ключевой, задачу модернизации образования. Базовыми принципами новой модели образования, как это сформулировано в Приоритетном Национальном проекте «Образование» и в Национальной образовательной стратегии-инициативе «Наша новая школа», являются: трактовка образования как стержня деятельности человека в течение всей жизни; замещение культуры усвоения знаний культурой их поиска и обновления; открытость системы образования; определение новой роли преподавателя. Выделение в качестве базового фактора модернизации российского образования принципа открытости требует и новой роли государства — перехода от заведомого доминирования к обеспечению эффективного взаимодействия разнообразных субъектов сферы образования.

В данной связи значительно возрастает роль педагогической журналистики, которая, обеспечивая открытость и доступность происходящих в сфере образования процессов, содействует диалогу между государством и всеми участниками национальной образовательной системы, вовлекая их в модернизационные процессы.

Подчеркнем, что осмысление цели образования, его роли в обществе, механизмов и факторов развития, его истории, актуальных проблем и перспектив всегда представляло собой одну из важнейших задач отечественной педагогической печати, выступающей в качестве своеобразного аккумулятора и модератора процессов, происходящих в российской системе образования на каждом этапе ее развития.

Педагогическая журналистика как жанр журналистики и род литературы, которая является одной из составляющих культуры, имеет свои достижения и ценности, а, следовательно, традиции. Генезис педагогической журналистики свидетельствует о том, что она традиционно вносила достойный вклад в развитие российского образования: в конце XIX —начале XX вв. наиболее значимыми журналами в российском обществе являлись именно педагогические.

Преемниками славных традиций отечественной педагогической журналистики являются современные образовательные периодические издания (в системе российского образования центральных и региональных газет и журналов насчитывается более 150, общее количество достигает 1100, не считая электронных изданий; издания тиражом до 1000 экз. не регистрируются), потенциал которых должен быть востребован, критически осмыслен и творчески использован в решении задач модернизации отечественного образования. В свою очередь успех деятельности современной педагогической прессы и продуктивность ее вклада в модернизацию системы образования во многом будет обусловлен мерой учета и степенью опоры на исторические традиции педагогической журналистики, которые начали формироваться еще во второй половине XIX в.

Широко-известные периодические педагогические издания, такие, как, например, журналы «Педагогика», «Народное образование», «Семья и школа», «Воспитание школьников», «Начальная школа», «Среднее профессиональное образование», «Учитель», сохраняя и приумножая традиции российской педагогической публицистики прошлых лет, как показывает выборочный контент-анализ их актуальных публикаций, раскрывают сущность и практику совершенствования отечественной системы образования. Сегодня, на наш взгляд, следует обратить особое внимание на исключительную, и в ряде случаев недооцененную, роль педагогических СМИ в современной жизни социума: в зависимости от конкретных исторических условий государство и общество взаимодействуют в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения своих граждан, осуществляя при этом постоянный диалог различной интенсивности. Эффективная реализация данного диалога, обеспечение ее двустороннего характера,, а не исключительного монолога государственной системы, детализирующей' и разъяснительной < функции, сопровождающей адаптацию нововведений, без участия средств массовой информации, особенно профильного характера, в значительной степени' затруднительна. В то же время традиции педагогических СМИ определяют результативность осуществления диалога между властью и всеми участниками образовательного процесса.

Основные дефиниции диссертации. В исследовании ведущими терминами выступают:

«Педагогическая пресса», включающая в себя всю совокупность
газет, журналов, периодических и непериодических сборников, которые
целиком или частично посвящены проблемам образования, теории и практики
обучения.

«Педагогическая журналистика» — многогранное явление,
включающее в себя, во-первых, профессиональную деятельность
специалистов по сбору, переработке и периодическому распространению

7 актуальной педагогической информации; во-вторых, всю многообразную продукцию этой деятельности; в-третьих, все каналы распространения педагогической журналистской информации; в-четвертых, всю совокупность профессий в ее рамках; в-пятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях.

«Педагогическая публицистика», которая трактуется как жанр
педагогической журналистики - род произведений (публикаций),
посвященных острым, насущным проблемам и явлениям системы образования
и изложенных, как правило, в яркой полемичной форме.

«Традиции отечественной педагогической журналистики»
представляют собой исторически сложившийся устойчивый аксиологический
и социокультурный комплекс норм, правил, ценностей, идей и подходов
отечественной педагогической журналистики к освещению процесса развития
отечественного образования, являющийся отражением предшествующего
опыта деятельности и формой воздействия прошлого на настоящее.

Основные хронологические рамки исследования были определены двумя дискретными периодами: первый период — вторая половина XIX -начало XX вв.; второй период — 90-е годы XX - начало XXI вв.

Выбор данных хронологических рамок обусловлен следующими факторами:

первый период (вторая половина XIX - начало XX вв.)
характеризуется становлением и продуктивным развитием отечественной
педагогической журналистики, которая становится в это время неотъемлемым
и значимым фактором развития российской школы и педагогики;

выбор второго периода исследования (90-е годы XX — начало XXI
вв.) обусловлен необходимостью характеристики воздействия на развитие
отечественного образования современной педагогической журналистики,
действующей в условиях серьезных экономических и социокультурных
трансформаций российского социума;

8 в хронологических рамках второго периода особое внимание уделено

этапу с 1997 г. - по настоящее время, когда после длительного перерыва

возобновил свою деятельность профессиональный педагогический журнал

«Учитель».

Состояние изученности проблемы. Проблеме исследования роли и

значения отечественной педагогической журналистики в развитии различных

аспектов образования посвящены научные публикации:

в области исследования генезиса и структурно-функциональных особенностей педагогической прессы в системе образования — работы М.А.Азарной [2], Г.В.Балицкого [11], А.Ф.Бережного [16,17], Т.П.Гуйван [56], А.С.Елеонской [66], Б.И.Есина [70], Н.Б.Кирилловой [96], Г.В.Кондратьевой [100], Ю.М.Новокшонова [125], О.Ю.Образцовой [129], Е.В.Царевой [187];

по проблеме воспитательного и нравственного потенциала СМИ -работы И.Бабуровой [10], Н.А.Виноградовой [37], Л.Н.Береснева [18], Е.Ю.Камышевой [89], М.В.Захарченко [77], А.В.Федорова [184];

- по проблеме целевой подготовки в современных условиях
журналистских кадров для сферы образования - публикации М.В.Белоусова
[15], В.А.Возчикова [40], Т.Е.Денисович [58], Б.Г.Козловского [97],
Г.В.Лазутиной [108];

— по проблеме методики изучения периодической печати и психологии массовых коммуникаций - работы Б.И.Есина [70] и Р.Харрис [185].

Деятельности ведущих педагогических журналов первого периода исследования посвящены диссертационные исследования, монографии и публикации Ю.И.Герасимовой [45], Ф.Л.Гольдина [49], В.А.Лубашова [13]. Важное значение для разработки исследуемой проблемы имеют также исследования П.В.Горностаева [51], Е.Л.Медынского [118], В.И.Парина [137], посвященные наиболее значимым персоналиям в области педагогической журналистики.

Таким образом, анализ состояния изученности исследуемой проблемы показал, что в историко-педагогической науке выполнен ряд исследований по освещению роли отечественной педагогической журналистики в развитии российского образования. Вместе с тем отсутствуют работы, специально посвященные трактовке традиций педагогической журналистики как фактора развития отечественного образования.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия меоісду актуальностью и значимостью исследования содержания и роли традиций отечественной педагогической э/сурналистики в развитии российского образования и отсутствием специальных исследований по , данной проблематике.

Рефлексия необходимости разрешения данного противоречия определила выбор темы диссертационного исследования: «Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии российского образования (на примере журнала «Учитель» - 1861-1918; 1997-2009 гг.)».

Объект исследования - российская педагогическая журналистика второй половины XIX - начала XXI вв.

Предмет исследования - процесс влияния традиций российской педагогической журналистики рассматриваемого периода на развитие отечественного образования.

Цель исследования - охарактеризовать значение для развития российского образования традиций отечественной педагогической журналистики.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятия «традиции отечественной педагогической журналистики», представить основные традиции и охарактеризовать их функции в развитии российского образования.

2. Представить основные периоды развития традиций отечественной
педагогической журналистики второй половины XIX — начала XXI века.

3. Осуществить классификацию и типологизацию педагогических
периодических изданий в контексте развития традиций педагогической
журналистики.

4. Определить роль и значение в развитии отечественного образования
второй половины XIX - начала XX вв. частных образовательных журналов,
являющихся предшественниками современной российской педагогической
журналистики.

5. Установить место и значение в развитии отечественной
педагогической журналистики журнала «Учитель».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

Исследования, посвященные общим вопросам философии и методологии науки - В.С.Библер, Т.Кун, К.Поппер, Н.С.Розов, В.С.Степин, В.С.Швырев, Ю.В.Яковец.

Труды, содержащие социологические, культурологические, гносеологические концепции традиций - Э.А.Баллер, Д.Д.Благой, Ю.В.Бромлей, Н.В.Дьяченко, А.И.Зеленков, И.Т.Касавин, Э.С.Маркарян, В.Д.Плахов, И.В.Суханов, К.В.Чистов.

Исследования, посвященные роли традиций и новаций в развитии российского образования - Ю.Б.Алиев, А.Ю.Бутов, Л.С.Васильев, С.Ф.Егоров, В.А.Ермоленко, Т.Б.Игнатьева, Е.А.Князев, И.И.Логвинов, Э.С.Маркарян, В.А.Мясников, Н.Д.Никандров, И.А.Осмоловская, В.М.Полонский, А.К.Савина, И.З.Сковородкина, Л.А.Степашко, Н.Л.Селиванова, И.А.Тагунова, Я.С.Турбовской, Н.П.Юдина.

Методологические исследования, посвященные разработке различных подходов к изучению историко-педагогического процесса: цивилизационного (И.А.Колесникова, Г.Б.Корнетов), парадигмального (М.В.Богуславский, БС.Гершунский); аксиологического (В.И. До донов, З.И.Равкин, Л.А.Степашко).

Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен особенностями изучения историко-педагогического процесса и спецификой традиции как социально-культурного явления. В данной связи в ходе исследования был применен комплекс методов:

общенаучных: анализ, синтез, систематизация, актуализация, индукция, дедукция, моделирование, экстраполяция, контент и интент анализ;

эмпирических: анкетирование, интервьюирование, «кабинетное исследование», социологический опрос;

гуманитарных наук: контекстуальный анализ, семантический анализ, литературоведческий анализ;

историко-педагогического исследования: историко-структурный,
историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный,
историко-типологическии и понятийно-терминологический методы, а также
элементы аксиологического, парадигмального и цивилизационного подходов.

Источниковая база.

1) Публикации по проблемам образования В.П.Вахтерова,
В.И.Водовозова, Н.А.Добролюбова, П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева, Н.А.Корфа,
Д.И.Менделеева, Н.И.Пирогова, Д.И.Писарева, В.Я.Стоюнина,
Д.И.Тихомирова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского,
Н.В .Шелгунова.

2) Комплекс материалов, связанных с деятельностью ведущих
педагогических журналов второй половины XIX — начала XX вв.

3) Материалы современных периодических педагогических изданий:
журналов «Педагогика», «Народное образование», «Семья и школа»,
«Воспитание школьников», «Начальная школа», «Среднее профессиональное
образование», которые, сохраняя и приумножая традиции российской
педагогической журналистики, способствуют совершенствованию
отечественной системы образования.

12 4) Важнейшим источником для проведения диссертационного исследования стал архив журнала «Учитель» за рассматриваемый период и комплект номеров журнала за все годы его функционирования. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

определено содержание понятия «традиции отечественной педагогической журналистики», научно обоснована необходимость использования данных традиций в инновационном развитии российского образования;

охарактеризован социально-политический и социокультурный контекст развития отечественной педагогической журналистики в рассматриваемый период, представлены ее функции и содержательные особенности, позволяющие активно влиять на процесс развития отечественного образования;

— произведен комплексный анализ творчески-развивающего потенциала
педагогических журналов, оказывающих позитивное влияние на
формирование личности современного педагога;

выявлены концептуально-содержательные особенности, роль и значение в развитии отечественного образования с середины XIX - по начало XX вв. частных педагогических журналов, являющихся предшественниками современной российской педагогической периодики; представлена их классификация;

определено место и значимость в истории отечественной педагогической прессы журнала «Учитель»; охарактеризована роль этого издания в развитии российской системы образования в ретроспективе и перспективе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: сформированная в диссертационном исследовании трактовка традиций отечественной педагогической журналистики, определение их роли и функций, установление концептуальных особенностей выявленных

13 традиций в определенной степени обогащает современную философию, методологию и культурологию образования',

результаты исследования окажут влияние на более адекватную
характеристику роли российской педагогической прессы в развитии
российского образования второй половины XIX века - начала XX века, что
содействует обогащению трактовок соответствующих разделов истории
образования и педагогики;

сформулированные в исследовании цели и задачи, функциональные и
концептуально-содержательные особенности педагогической журналистики
способствуют развитию и приращению знаний в области теории и истории
педагогической прессы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

представленная трактовка ряда положений истории отечественной педагогической прессы рассматриваемого периода и процесса формирования традиций отечественной педагогической журналистики может быть использована при разработке соответствующих разделов учебников, учебно-методических и учебных пособий по курсу истории образования и истории педагогической журналистики по специальности «Журналистика» для IV курса филологических и нефилологических факультетов;

сделанные в ходе исследования выводы, обобщения, рекомендации могут быть использованы в высшей и средней педагогической школе при преподавании курсов «Философия и история образования», «История отечественного образования», в программах семинарских занятий в педагогических вузах «Межличностная педагогическая коммуникация и речевое поведение в диаде» (38 ч. в ОМГУ), в элективном спецкурсе «Культура и система базовых ценностей человека в образовании», а также при разработке и проведении в высшей школе спецкурсов и семинаров «Моделирование газетно-журнальной периодики», «Основы качественной прессы», «Основы творческой деятельности журналиста», «Психология журналиста», «Профессиональная этика журналиста», «Профессиональное и

14 массовое медиаобразование», «Современная проблематика российской прессы»;

— материалы и выводы диссертационного исследования могут быть
использованы при проведении занятий в системе повышения квалификации и
переподготовки педагогов и административных работников средних учебных
заведений элитной направленности по следующей тематике: «Актуальные
проблемы современности и журналистика», «Актуальные проблемы науки и
журналистика», а также в работе дистанционных курсов журналистики
«Школа журналистики: обучение через Интернет»;

— проведенный диссертантом системный анализ становления и развития
отечественной педагогической публицистики позволил обобщить и
систематизировать положительный потенциал влияния традиций
педагогической прессы на развитие российского образования, что может быть
имплементировано в деятельность коллективами печатных изданий, в
частности, при проведении мастер-класса «Работа редакции печатных
изданий».

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение 12 лет и включало в себя следующие этапы:

  1. 1997-2005 гг. - разработка источниковой базы и определение модели исследования; изучение публикаций по проблеме исследования; сбор материалов о развитии отечественной педагогической журналистики XIX-XX веков — формирование эмпирической модели исследования.

  2. 2006-2008 гг. — систематизация и концептуализация теоретического и накопленного эмпирического материала; историко-педагогическое осмысление собранных источников, проведение социопедагогического контент - и интент-анализов публикаций педагогических СМИ -формирование гносеологической модели.

  3. 2009-2010 гг. — обобщение результатов исследования; формирование теоретической модели; формулирование научно-теоретических и

15 практических обобщений, выводов и рекомендаций, оформление материалов диссертации. Достоверность и обоснованность результатов и выводов

исследования обеспечивается:

опорой на системный характер его теоретико-методологических оснований;

многообразием фактического материала исследования;

использованием системы методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования;

преемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретических положений.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях лаборатории инновационных процессов и проблем управления в образовании НИИ общего образования Министерства образования и науки России, лаборатории истории отечественной педагогики УРАО ИТИП, на «круглых столах» в АПК и ГШРО, на заседаниях редколлегии и общественного редакционного совета журнала «Учитель».

Основные положения и выводы диссертации апробированы автором в статьях, опубликованных в педагогических изданиях. Положения, выносимые на защиту:

1. На протяжении второй половины XIX - начала XXI вв. складывались, обогащались и обновлялись традиции отечественной педагогической журналистики, представляющие собой транслирующийся на протяжении генезиса отечественной педагогической журналистики исторически сложившийся устойчивый аксиологический и социокультурный комплекс норм, правил, ценностей, идей и подходов отечественной педагогической журналистики к освещению процесса развития отечественного образования, являющийся отражением предшествующего опыта деятельности и формой воздействия прошлого на настоящее.

2. Процесс зарождения, формирования, обогащения и обновления
традиций отечественной педагогической журналистики включал в себя ряд
периодов: зарождение педагогической печати можно отнести к 1850- 60-м гг.,
когда происходило образование ядра традиций отечественной
педагогической журналистики; формирование и обогащение традиций
педагогической журналистики осуществлялось в период с конца XIX в. - по
начало XX века.

На протяжении советского периода истории отечественной

педагогической журналистике традиции сохранялись, хотя и подверглись определенной идеологической инструментовке. В 1990-е годы — начале XXI в. произошло обновление сложившихся традиций отечественной педагогической журналистики в мировоззренческом, концептуальном, функциональном и содержательном ракурсе.

3. Издания педагогической прессы второй половины XIX - начала
XXI вв. по предметно-тематической направленности классифицировались на
политематические издания, развивающие несколько тем, и монотематические
СМИ. В целом, круг рассматриваемых в педагогической периодике тем
можно типологизировать в рамках следующих тематических категорий:
теория и практика воспитания, теория обучения, методика преподавания
предметов, состояние образовательных и воспитательных учреждений,
положение педагогов (учителей и воспитателей), педагогическая литература,
история педагогики, выдающиеся педагоги, экономическое состояние
образовательной системы, регулирование деятельности педагогов,
взаимодействие школы и общества. Среди функций современной
педагогической публицистики, таких, как, информационная, информационно-
когнитивная, актуализирующая, инверсионная, стимулирующая,
воспитательная, формирующая, интегрирующая, апперцепции, антиципации,
атрибутивная, диагностико-прогностическая, наиболее действенными
являются информационная, воспитательная и формирующая. Журнальная
публицистика, выполняющая специфические функции, становится

17 педагогической, если опирается на системообразующие педагогическую журнальную периодику принципы.

4. Частная педагогическая периодика изучаемого периода
демонстрировала выход за пределы педагогической проблематики и тяготение
к тематической контаминации или тематической универсализации. Частные
педагогические издания в начале XX в. могли реализовывать как функции,
свойственные современной прессе этого типа (просветительскую,
консультационную и обзорную), так и другие (функцию документирования,
рекламную, воспитательную).

5. В начале 1860-х гг. появилось несколько частных журналов,
выражавших традиции отечественной педагогической периодики. Одним из
них стал журнал «Учитель», возникший в 1861 г., комплексно охвативший
в качестве читательской аудитории наставников, родителей и всех желающих
заниматься воспитанием и обучением детей. Основными отличительными
особенностями «Учителя» от других журналов являлись: резкая критика
правительственных реформ, классической системы образования; стремление
удовлетворять разнообразные информационные потребности читательской
аудитории; широкий спектр предметно-тематической направленности
публикаций, их разножанровость; обширный круг тематических приложений;
реализация рекламной функции, несвойственной современным
педагогическим журналам.

Это позволяет обозначить журнал «Учитель» как политематическое и полифункциональное педагогическое издание. Такая направленность издания, в отличие от многих представителей педагогической прессы, была сохранена и приумножена журналом в последующие годы, определив его концепцию и отличительные особенности в современный период как практико-ориентированного, политематического, полифункционального издания, охватывающего проблемы российского и зарубежного образования на всех его уровнях и предназначенного для учебных учреждений всех видов, типов и уровней; различных субъектов образовательного пространства: управленцев,

18 педагогов, родителей, воспитателей, ученых, методистов, аспирантов и соискателей.

Структура диссертационного исследования — диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии (включающей 195 источников).

Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены его объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая база и методы; описаны этапы исследования; раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; отражена достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования; показана сфера апробации и внедрения.

В первой главе диссертации «Становление и развитие традиций отечественной педагогической журналистики во второй половине XIX — начале XX вв.» охарактеризован социально-политический и социокультурный контекст развития отечественной педагогической журналистики в рассматриваемый период; введено понятие «традиции отечественной педагогической журналистики», представлены основные периоды развития традиций отечественной педагогической журналистики, второй половины XIX - начала XX века; определены ее функции и содержательные особенности, позволяющие активно влиять на процесс развития отечественного образования того времени; осуществлена классификация и типологизация педагогических периодических изданий в контексте развития традиций педагогической журналистики.

Во второй главе «Роль педагогической печати в модернизации отечественного образования» в контексте развития исторических традиций отечественной педагогической журналистики раскрываются специфика и функциональные особенности современной педагогической прессы конца XX - начала XXI вв., в том числе журнала «Учитель»; определяются содержание

19 и роль современной педагогической прессы в обновлении содержания образования; дается обобщенный «портрет» авторов публикаций в педагогической печати.

В заключении на основании научного исследования сформулированы основные выводы по теме диссертационной работы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций