Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Байзулаева Ольга Леонидовна. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов лицея на основе интегративно-личностного подхода : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Байзулаева Ольга Леонидовна; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т].- Магнитогорск, 2010.- 225 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1273


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ЛИЦЕЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА 15

  1. Состояние проблемы развития учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов в педагогической теории и практике 15

  2. Проектирование дидактической модели развития учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов лицея на основе интегративно-личностного подхода 43

1.3. Комплекс организационно-педагогических условий
функционирования дидактической модели развития учебно-
исследовательской деятельности учащихся профильных классов

лицея 76

Выводы по первой главе 102

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В
ЛИЦЕЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА 105

2.1. Цели, задачи и методика педагогического
эксперимента 105

2.2. Реализация дидактической модели развития учебно-
исследовательской деятельности учащихся профильных классов
в лицее на основе интегративно-личностного подхода 121

2.3. Анализ и оценка эффективности экспериментальной работы по
развитию учебно-исследовательской деятельности учащихся

профильных классов в лицее 146

Выводы по второй главе 167

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 176

ПРИЛОЖЕНИЯ 196



Введение диссертации:

Актуальность проблемы исследования. В условиях демократических преобразований, интеграции и глобализации общественных процессов идет становление новой системы российского образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В соответствии с Национальной доктриной образования до 2025 года, Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», а также Моделью российского образования для инновационной экономики на период до 2020 года, перемены в образовании призваны обеспечить обновление общества в целом. В этой связи, очевидно, что школьное образование должно отвечать целям опережающего развития, обеспечивая качественную подготовку выпускников, владеющих современными обобщенными знаниями, умениями и навыками, которые формируются в процессе различных видов учебно-познавательной деятельности и впоследствии составляют универсальную систему познания будущих специалистов.

Решение данной задачи представляется возможным в результате построения образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности, позволяющей наиболее полно и своевременно обеспечить становление операционно-деятельностных, рефлексивных и интеллектуальных механизмов старшеклассников. Такая деятельность осуществляется в инновационной практике профильных общеобразовательных учреждений, в которых функционируют научные общества учащихся, объединения юных исследователей, учебно-исследовательские лаборатории и т.д.

Одним из таких видов общеобразовательных учреждений являются лицеи, обеспечивающие гармоничное развитие личности с учетом ее внутренних мотивов познания, на основе профильной направленности содержания образования, путем просветительской, поисковой, учебно-исследовательской деятельности и тесной взаимосвязи лицейского образования с вузами.

Ориентация на конкретную научную деятельность в образовательном процессе лицея определяет соответствующую структуру профильного обуче-

4 ния. С целевыми ориентирами исследовательского обучения наилучшим образом соотносятся особенности естественнонаучного познания (логичность, структурность, операциональность, универсальность), что подтверждает целесообразность его использования в общеобразовательных учреждениях естественнонаучного профиля. Именно профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения способствует углублению знания в области интересующей старшеклассника деятельности, развитию способностей и склонностей отдельного учащегося.

Вместе с тем, в настоящее время существует ряд вопросов, касающихся системного и целенаправленного осуществления учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе на старшей ступени профильной школы. Педагогическая востребованность решения исследуемой проблемы в современной системе общего образования связана с признанием приоритета развития над научением, выдвижением в качестве ведущей образовательной задачи становления учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая является важной при самореализации личности.

На необходимость применения исследовательского подхода в образовательном процессе указывали Г.С. Альтшуллер, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Л.Я. Зорина, Т.Е. Климова, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Д. Пойа, С.Л. Рубинштейн, Ю.В. Сенько, М.Н. Скаткин и др. Они отмечают, что исследовательская деятельность в учебном познании обучаемых проявляет свойства интегративности. В исследованиях В.И. Андреева, А.Г. Гостева, В.В. Давыдова, В.Г. Разумовского, А.В. Усовой, И.С. Якиманской учебно-исследовательская деятельность рассматривается как высокий уровень самореализации личности, позволяющая познакомить учащихся с современными методами познания и адаптировать их к процессу обучения в высшем профессиональном учреждении. В работах А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, С.А. Старченко раскрываются теоретические основы организации учебных исследований школьников на разных этапах обучения. Особенности формирования исследовательских умений рассматриваются в работах Ю.К. Бабан-

5 ского, И.А. Игошева, П.Ю. Романова, Н.В. Сычковой, В.П. Ушачева, А.Ю. Фадеева. Развивающие возможности учебно-исследовательской деятельности учащихся описаны в трудах Н.И. Дереклеевой, И.Д. Зверева, М.М. Поташника и др.

Пониманию сущности исследовательской деятельности старшеклассников способствуют работы И.А. Зимней, М.В. Кларина, П.И. Пидкасистого, С.Л. Рубинштейна. Влияние возрастных особенностей учащихся старшеклассников на развитие исследовательских умений рассматривается в работах А.С. Белкина, П.П. Блонского, И.С. Кона, Р.С. Немова и др.

В последние годы исследователи: В.И. Андреев, Е.А. Бершадская, М.Е. Бершадский, Т.Г. Калугина, В. А. Котляров, А.В. Леонтович, Е.В. Оспенникова, В.Г. Разумовский, М.И. Старовиков, Е.В. Титов, М.М. Фирсова, А.В. Хуторской уделяли особое внимание различным организационно-практическим аспектам реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся в гимназиях и лицеях. Однако, следует отметить, что в имеющихся исследованиях проблема развития учебно-исследовательской деятельности учащихся не нашла должного отражения в профильном обучении.

Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационные исследования свидетельствуют о том, что развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов лицея до настоящего времени не являлось предметом специального педагогического исследования. Несмотря на то, что в отечественной педагогике существуют различные подходы и способы реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся, они связаны в основном с проблемой формирования этой деятельности. Особенности же современной образовательной политики предопределяют необходимость целостного рассмотрения учебно-исследовательской деятельности в развивающем аспекте, отражающем специфику профильной подготовки учащихся.

Таким образом, решение проблемы развития учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая является, несомненно, актуальной в педагогической теории и практике, могло бы способствовать изменению представлений о содержании профильного обучения в целом.

Изложенное позволяет выявить следующие противоречия между:

общественными требованиями к выпускнику школы, способному к исследовательскому поиску и активному участию в постоянно меняющемся мире и недостаточным уровнем подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности;

необходимостью развития личности учащегося, проявляющей склонности к учебно-исследовательской деятельности и традиционно сложившимся подходами к этой деятельности, присущими массовым общеобразовательным учреждениям;

высоким потенциалом профильного естественнонаучного образования в развитии учебно-исследовательской деятельности старшеклассников и недостаточной разработанностью способов его актуализации и реализации в процессе профильной подготовки учащихся в лицее.

Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность проблемы исследования, заключающуюся в поиске путей повышения эффективности профильного лицейского обучения на основе развития учебно-исследовательской деятельности, ориентированной на формирование качественных новообразований учащихся. Решение поставленной проблемы нам представляется возможным путем разработки, обоснования и реализации дидактической модели развития учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов лицея на основе интегративно-личностного подхода, обеспечивающей развитие рефлексии исследовательской деятельности, теоретического естественнонаучного мышления и исследовательской направленности личности.

Выявленные противоречия и положения, подтверждающие актуальность сформулированной проблемы обусловили выбор темы исследования:

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций