Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Мацкевич Жанна Владимировна. Развитие изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Мацкевич Жанна Владимировна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2009. - 187 с. : ил. РГБ ОД, 61:09-13/2127


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПОД ВЛИЯНИЕМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО КИНО У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Актуальные вопросы развития детского изобразительного творчества в педагогических исследованиях 13

  2. Изобразительно-выразительные средства кино как вида искусства 29

  3. Проблемы использования кино в эстетическом воспитании детей 43

  4. Психологические основы восприятия киноискусства детьми старшего дошкольного возраста 56

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В РИСОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТФИЛЬМОВ

  1. Особенности восприятия и отражения в рисунках образов мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 71

  2. Разработка и реализация экспериментальной программы по развитию изобразительного творчества в процессе ознакомления с мультипликационными фильмами у старших дошкольников (формирующий эксперимент) 87

  3. Развитие детского изобразительного творчества в рисовании под влиянием изобразительно-выразительных средств мультфильмов (контрольный эксперимент) 106

ВЫВОДЫ 128

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 131

ПРИЛОЖЕНИЕ 152



Введение диссертации:

ДР-)-

Развитие детского художественного творчества - сложная и

комплексная проблема. Современные подходы к её изучению

характеризуются стремлением исследователей к поиску

эффективных путей развития творчества в условиях интеграции

разных видов искусства (Н.Э. Басина, В.В. Богданова,

СП. Козырева, СИ. Мерзлякова, Г.П. Новикова, Г.А. Савостина,

О.А. Суслова). Несмотря на значительный вклад исследователей в

изучение проблемы развития художественного творчества детей

дошкольного возраста, многие её аспекты остаются недостаточно

изученными. Так, влияние на развитие детского рисования такого

синтезированного искусства как кино, объединяющего характерные

черты практически всех традиционных искусств, специально не

изучалось. Не раскрыты возможности развития изобразительного творчества дошкольников средствами мультипликационного кино в условиях современного оснащения педагогического процесса детского сада мультимедиа техникой.

Проблема исследования и её актуальность выявлена нами и в
результате многолетнего изучения и анализа практики. Внедрение
мультимедиа техники позволило детям смотреть

мультипликационное кино как дома, так и в детском саду. Однако, анализ практики показал, что детское рисование обогащено новыми образами из мультфильмов только у детей, которые смотрят их вместе с родителями, дома. В детском саду просмотр кино используется как заполнение досуга, не обсуждается, не сопровождается последующим выражением отношения к образам кино и зрительно-наглядному ряду художественных средств, использованных художниками-мультипликаторами с учётом детского восприятия.

В практике настоятельно ставится проблема -изучения ' использования кино в процессе дошкольного образования, в частности, объединения двух любимых детьми видов деятельности -киновосприятия и рисования.

Проблема кинообразования и киновоспитания школьников исследовалась педагогами Л.М. Баженовой, О.А. Барановым, И.В. Вайсфельдом, Н.В. Гутовой, И.С. Левшиной, С.А. Пензиным, Л.Л. Сикорук, B.C. Собкиным, В.А. Толоконниковым, Ю.Н. Усовым, А.В. Шариковым, А.В. Фёдоровым и др. В дошкольном образовании эта проблема изучалась только в трёх исследованиях: М.Л. Варшавской (1953 г.), З.А. Тидикиене (1972 г.), В.Д. Сыч (1979 г.). Однако влияние киноискусства на развитие художественного творчества в этих исследованиях не рассматривается.

В результате нами выявлены противоречия между признанным
развивающим потенциалом киноискусства и недостаточной
теоретической разработанностью проблемы развития

изобразительного творчества детей под влиянием

мультипликационного кино; между проблемой восприятия широкого круга образов, изображённых в мультипликационном кино, и недооценкой их влияния на обогащение образного содержания и тематики детского рисования.

На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования - каковы педагогические условия и методика развития детского изобразительного творчества в рисовании под влиянием мультипликационного кино?

Решение проблемы является целью исследования.

Объект исследования — процесс развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино.

Предмет исследования - педагогические условия развития изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино.

Гипотеза исследования. Предполагается, что использование мультипликационного кино будет способствовать развитию изобразительного творчества у старших дошкольников при следующих педагогических условиях:

- отбора мультфильмов с гуманно-эстетическим содержанием и художественными изобразительно-выразительными средствами, стимулирующими возникновение замысла и реализацию его в детском рисовании;

- разработки методики развития изобразительного творчества в рисовании, направленной на поэтапное усвоение изобразительно-выразительных экранных средств и интерпретацию их в рисунках.

Для подтверждения выдвинутого предположения

поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы проблемы развития детского изобразительного творчества и уточнить содержание понятия «изобразительное творчество в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино»;

  2. Определить критерии оценки развития изобразительного творчества в рисовании у старших дошкольников под влиянием просмотра мультфильмов;

  3. Исследовать уровни развития детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино;

  4. Определить педагогические условия развития изобразительного творчества в рисовании под влиянием просмотра мультфильмов;

  5. Разработать методику поэтапного развития детского изобразительного творчества на основе ознакомления детей с искусством мультипликационного кино;

  6. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития детского изобразительного творчества.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения эстетики о роли искусства в эстетическом развитии (Р. Арнхейм, А. Базен, 3. Кракауэр, Г. Э. Лессинг, Ю. Лотман); положения психологии об особенностях детского изобразительного творчества (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А.

В. Запорожец, Е. М. Игнатьев, В. С. Мухина, Б. М. Теплов и др.);
теоретические положения в педагогических исследованиях по
развитию детского изобразительного творчества (Н.С. Александрова,
Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А.
Флёрина, P.M. Чумичёва и др.); научные исследования в области
киноведения и психологии восприятия кино (СМ. Иванова,
А.И. Космодемьянская, Л.В. Крапивская, И.С. Левшина,

А.А. Леонтьев, И.С. Немченок, А.А. Степанов); исследования по проблемам кинообразования и киновоспитания (Л.М. Баженова, О.А. Баранов, И.В. Вайсфельд, Н.В. Гутова, С.А. Пензина, Л.Л. Сикорук, B.C. Собкин, В.А. Толоконников, Ю.Н. Усов, А.В. Шариков, А.В. Фёдоров и др.); теоретические положения в педагогических исследованиях по использованию кино в системе дошкольного образования (М.Л. Варшавская, З.А. Тидикиене, В.Д. Сыч). В исследовании использовались следующие методы:

теоретический анализ философской, искусствоведческой, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;

наблюдение за детьми во время бесед, просмотров фильмов, занятий;

- анализ детских рисунков, выполненных под влиянием образов
кино;

педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

анкетирование педагогов и родителей;

математический метод обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе экспериментальных площадок ГОУ детский сад №1406 ЮЗОУО

г.Москвы и ГОУ детский сад №1276ЮЗОУО г. Москвы, ГОУ Центра развития ребёнка №1462 ЮЗОУО г. Москвы.

Исследование выполнялось в 2004-2009 учебные годы в три этапа.

Первый этап (2004-2005 гг.) — поисково-теоретический, включающий изучение и анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, философской литературы; определение цели, задач, предмета, объекта и гипотезы исследования; разработку и проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей влияния просмотров мультипликационных фильмов на детское рисование.

Второй этап (2005-2007 гг.) — опытно-экспериментальный, включающий разработку и реализацию программы формирующего эксперимента, отбор фильмов для просмотра, организацию и проведение в старших группах детского сада формирующего эксперимента, направленного на выявление педагогических условий и наиболее эффективных методов развития детского изобразительного творчества, под влиянием ознакомления с мультипликационными фильмами.

Третий этап (2007-2009 гг.) - заключительно-обобщающий, включающий контроль, обобщение, систематизацию и анализ результатов эксперимента; апробацию и внедрение основных результатов исследования; оформление текста диссертационного исследования.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, состоят в том, что:

- проведён целостный анализ проблемы развития детского изобразительного творчества под влиянием образов мультипликационного кино в условиях бурного развития медиа-

технологий и широкого внедрения их в педагогический процесс детского сада;

- обоснованы требования к отбору мультфильмов для просмотра
с детьми с целью развития изобразительного творчества;

выявлены педагогические условия поэтапного развития детского изобразительного творчества под влиянием ознакомления с мультипликационным кино как видом изобразительного искусства;

разработаны критерии оценки развития изобразительного творчества под влиянием мультипликационных фильмов;

экспериментально проверена эффективность разработанной методики развития детского изобразительного творчества.

Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования обеспечивается методологической основой изучения проблемы, обоснованностью исходных параметров работы, основывающихся на культурологическом, личностном, системном, деятельностном подходах; применением методов, адекватных цели, задачам исследования; положительными результатами опытно-экспериментальной работы и их воспроизводимостью в других образовательных учреждениях, одобрением и награждением Дипломами «Ярмарки педагогических инновационных идей на Юго-Западе» г. Москвы в 2006 и 2007 годах. Научная новизна исследования.

1. Отобраны мультфильмы на основе их искусствоведческой
характеристики для просмотра с детьми;

2. Разработана поэтапная методика развития изобразительного
творчества в рисовании, направленная на усвоение изобразительно-
выразительных экранных средств и интерпретацию их в рисунках;

3. Определены требования для отбора мультфильмов с целью
развития детского изобразительного творчества.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено содержание понятия «изобразительное творчество в рисовании у старших дошкольников»; разработаны критерии оценки развития детского изобразительного творчества под влиянием мультфильмов.

Практическое значение исследования. На основе результатов исследования разработаны содержание и методика развития детского изобразительного творчества под влиянием мультипликационных фильмов. Результаты исследования внедрены в практику работы детских студий изобразительного искусства, рекомендованы для включения в спецкурс по специализации «Развитие детского изобразительного творчества» на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Разработаны и опубликованы методические рекомендации по развитию детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изобразительное творчество в рисовании у детей старшего
дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино
является процессом эстетического усвоения мультипликационных
художественно-выразительных средств, стимулирующих
возникновение замысла и интерпретацию их в детском
оригинальном рисунке.

2. Основанием к отбору фильмов являются гуманно-
эстетическое содержание, ясность изображения замысла и
композиции, красочность, простота и доступность речи героев.
Следующие средства художественной выразительности кино
соответствуют возрастным возможностям восприятия детей старшего
дошкольного возраста и отражения их в рисунках: многообразие

героев, динамика форм, сложная композиция кадра, выразительный колорит, богатство изобразительных техник

3. Методика развития изобразительного творчества в рисовании,
направленная на усвоение изобразительно-выразительных экранных
средств и интерпретацию их в рисунках, реализуется поэтапно.
Первый этап - ознакомление с многообразием героев в кукольных,
рисованных, компьютерных мультфильмах методом

«экспериментирования с новыми образами»; второй этап — обучение восприятию и изображению движения героев методом «диагностики динамики образов»; третий этап — формирование умений воспринимать композиции кинокадров и строить композиционное пространство рисунка, как кадр фильма, методом «моделирования игровой ситуации»; четвёртый этап - развитие восприятия колористических решений мультфильмов, чувства цвета pi умений подбирать сложные цветосочетания методом «сравнительного анализа»; пятый этап - активизация желания и умения выбирать и обучаться разнообразным техникам изображения, используемых художниками-мультипликаторами, методом «экспериментирования с новыми художественными техниками».

Апробация исследования. Результаты исследования

обсуждались на научно-практической конференции «Проблемы и перспективы дошкольного образования» 16 марта 2006 года, на студенческой научно-практической конференции «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» 20 апреля 2006 г. на факультете дошкольной педагогики и психологии МШУ, на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста Mill У, в спецкурсе «Актуальные проблемы развития детского изобразительного творчества» в специализации на факультете дошкольной педагогики и психологии, на семинаре в

экспериментальной площадке ГОУ д/с №1276, 1406 ЮЗОУО, на педсовете ГОУ д/с №1462 ЮЗОУО г. Москвы, на «Ярмарке педагогических инноваций на Юго-Западе» в 2006 г., 2007 г.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций