Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Токина, Анна Алексеевна. Тема музыки в голландской живописи XVII в. : Дис. ... канд. искусствоведения : 07.00.12.- Москва : РГБ, 2002


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 4

Историография и источники 10

Истоки темы музыки в западноевропейском

искусстве 26

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ МУЗЫКИ В БЫТОВОМ ЖАН
РЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVII в 69

  1. Утрехтские караваджисты 73

  2. Франс Хальс 91

  3. Многофигурный жанр харлемской школы 99

ГЛАВА 2. КРЕСТЬЯНСКОЕ, ТЕАТРАЛЬНО-ПАРОДИЙНОЕ И
СВЕТСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БЫ
ТОВОГО ЖАНРА ВТОРОЙ ТРЕТИ- 80-х гг. XVII в 116

  1. Адриан ван Остаде 117

  2. Ян Стен 124

  3. Живописцы интимного бюргерского жанра 142

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО

НАПРАВЛЕНИЯ В ГОЛЛАНДСКОМ ПОРТРЕТЕ 175

  1. "Концерты" в семейном групповом портрете 176

  2. Автопортреты живописцев с атрибутами музыки 188

ГЛАВА 4. ИЗОБРАЖЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕН
ТОВ В "УЧЕНОМ" НАТЮРМОРТЕ 197

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 215

ПРИМЕЧАНИЯ 226

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 246

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ 247

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 254

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Нидерландская полифоническая школа XV-

XVI вв. и голландская музыкальная культура XVII в 266

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Типы музыкальных инструментов XVII в.,
изображавшиеся голландскими художниками 275



Введение диссертации:

Изображение музыкальных атрибутов и сцен музицирования занимает значительное место в голландской живописи XVII в. Многие композиции портрета, натюрморта и бытового жанра включают лютни, скрипки, флейты, верджинали и другие инструменты ренессанса и барокко. Художники представляли в картинах струнные дуэты и семейные концерты, веселые компании с мелодическим сопровождением, солирующих музыкантов. Популярность этой темы отражала новые завоевания в искусстве XVII в., свидетельствовала о расширении сюжетного кругозора художников.

В эпоху Возрождения, когда бытовая живопись, портрет и натюрморт не обладали самостоятельным статусом, являясь составными элементами исторического жанра, музыкальные инструменты включались в библейские и мифологические композиции. Лишь с разделением в XVII столетии живописи на названные жанры, тема музыки приобрела самостоятельное значение, стала существовать как одно из их сюжетных направлений: в портрете она трансформировалась в "семейные концерты" и сопровождала автопортреты художников в окружении атрибутов искусства, к которым причислялись музыкальные инструменты; в бытовом жанре имела более подробное разделение - на "концерты", "дуэты", "уроки музыки". В лейденском натюрморте атрибуты музыки символически объединялись с книгами, песочными часами, картами, олицетворяя "слух", "суету сует" и высокий статус искусства и науки.

Основной характеристикой живописи данного периода являлся приоритет светской тематики. В условиях детального воспроизведения быта исторический жанр постепенно утратил в голландском искусстве прежнее универсальное значение. Свойственное голландцам стремление к бытописательности побуждало их подробно изобра-

жать многообразие жизненных ситуаций, особенно сцен времяпрепровождения, досуга, распространенным вариантом которого являлось музицирование. В XVII в. музыка вышла за пределы церквей и, проникнув в городские дома, стала увеселительным развлечением. Музыкальные инструменты были доступны для приобретения, имелись во многих домах, что объясняет их присутствие как в крестьянских кабачках А. ван Остаде, так и в строгих бюргерских интерьерах Я.Вермеера. Необходимо учитывать, что нидерландская музыкальная культура прошла к тому времени длительную эволюцию, пережив расцвет в XVI в. Представители нидерландской полифонии Г.Дюфаи, Ж.Депре, И.Окегем, Я.Обрехт не только стояли у истоков национальной музыки, но и внесли вклад в европейскую музыкальную культуру. В ней продолжался поиск новых средств выразительности, создавались вокальные и инструментальные жанры. Я.П.Свеелинк положил начало новому стилю в голландской полифонии, отличие которого состояло в тенденции сближения со светской музыкой. В церковных произведениях часто звучали темы бытовых песен, даже мессы носили особые названия ("Бледное лицо"). В домашнем быту голландцев исполнялись песенные вариации Я.Свеелинка, переложенные с псалмов. Произведения религиозные и светского назначения имели сходный характер. После Я.Свеелинка музыка переживала период затишья, однако нашла яркое образное воплощение в живописи, словно ассимилировавшись в картинах малых голландцев.

Вместе с тем на смысловое значение музыкальных сюжетов оказывал влияние дидактический морализм эмблематы, придававший картинам нравоучительную окраску. Если в итальянском ренессансе они отвечали тезису "Любовь всегда в компании музыки", сформулированному Д.Вазари в адрес аллегорического тондо

П.Веронезе "Музыка", то в голландской живописи данная тема связывалась, с одной стороны, с идеей быстротечности жизни и веселого времяпрепровождения, а с другой стороны, отождествлялась с семейной и душевной гармонией, при которой два инструмента, расположенные рядом, символизировали созвучие двух любящих сердец. При этом музыка намекала на бесследно уходящее время, мгновения которого уподоблялись нотам мелодии, исполняемой музыкантами. По этой причине художники любили сопоставлять персонажей разных поколений в одном интерьере, раскрывая тему "возрастов человека".

Настоящая диссертация посвящена проблеме иконографии и смысловой интерпретации музыкально-тематического направления в голландской живописи XVII в. на примере ряда произведений изобразительного искусства.

Основной целью работы является определение места и значения музыкальных сюжетов в бытовом жанре, портрете и натюрморте, а также выявление взаимосвязей живописи и музыки, сложившихся в процессе эволюции голландской культуры названного периода. Тема исследования затрагивает художественные и иконографические аспекты вопроса, неизбежно касается факторов развития голландской музыки, театра, литературы.

В настоящее время, когда возрастает интерес ученых к проблеме синтеза искусств, изучение духовного единства голландской культуры приобретает большую актуальность. Вместе с тем пристальное внимание исследователей к теме музыки, отразившееся в трудах А.Уилока, Д.Нэша, А. де Миримонда, П.Фишера, Р.Соннема, Е.И.Ротенберга и других авторов, в большинстве работ ограничивается рассмотрением сюжетов отдельных мастеров и их систематизацией в пределах творчества ряда художников или представленных

ими жанров. В связи с этим научная новизна диссертации заключается в комплексном методе изучения проблемы, позволяющем сделать вывод о статусе музыкально-тематической картины как в отдельных голландских жанрах, так и художественной школе в целом. Работа является обобщающим исследованием темы музыки в контексте эволюции голландской живописи, базирующимся на жанрово-хронологическом подходе к рассматриваемому материалу.

В диссертации исследуется эволюция основных музыкальных сюжетов и проводится их сопоставление с одноименными произведениями других голландских художников. Сюжеты сгруппированы по жанрам и представлены в хронологическом порядке, согласуясь с временными параметрами творчества мастеров и общей структурой периодизации голландской живописи.

Сведения, приведенные в диссертации, способны помочь в подготовке и составлении каталогов западноевропейских картин XVII в. на музыкальные сюжеты, могут быть полезны в экскурсионной и лекционной практике. Практическое значение диссертации определяется также тем, что изученные памятники являются важными источниками в исследовании истории музыкальных инструментов и жанров XVII столетия. В них содержится богатый иллюстративный материал, позволяющий судить о времени возникновения и отличительных особенностях струнных, духовых и клавишных типов инструментов Возрождения и барокко. Вопросы, поставленные в работе, могут найти применение в трудах по искусствознанию и музыковедению. Они открывают новые подходы к проблеме художественного видения и мировосприятия голландских живописцев XVII в.

В диссертации поставлены следующие цели и задачи: 1. Рассмотрение темы музыки в аспекте общей эволюции голландского бытового жанра, портрета и натюрморта XVII в.

  1. Определение значения истоков темы музыки в западноевропейском искусстве, выявление традиций нидерландского и венецианского Возрождения, а также живописи Караваджо в композиционной и смысловой характеристиках музыкальных сюжетов.

  2. Композиционно-художественный анализ памятников бытового жанра с музыкальными инструментами и сценами музицирования, их иконография в контексте влияния нидерландской эмблематы на образный и смысловой строй картин.

  3. Дифференцирование сюжетов "Концерт", "Урок музыки", "Дуэт", определение их особенностей в бытовом жанре первой и второй половины XVII в.

  4. Выявление точек соприкосновения народного театра редерейков с голландским бытовым жанром, лежащих в основе пародийного характера музицирования в искусстве караваджистов, Виллема Бейтевега, Питера Кваста, Франса Хальса, Яна Стена.

  5. Изучение символизма струнных и духовых инструментов в "ученом" натюрморте лейденской школы.

  6. Рассмотрение сюжета "Семейный концерт" в голландском портрете, определение основных аспектов изучения атрибутов музыки в автопортретах художников.

  7. На основе изложенного материала - обоснование взаимосвязей между живописью и музыкой, вывод о статусе музыкально-тематического направления в голландском искусстве XVII в.

Работа включает не полный перечень произведений, ограничиваясь творчеством мастеров, сыгравших фундаментальную роль в развитии темы музыки. Это сделано во избежание энциклопедической структуры диссертации, так как рассмотреть весь комплекс музыкальных сюжетов в границах данного исследования не представляется возможным. Цели и задачи, сформулированные в диссерта-

ции, направлены на изучение музицирования прежде всего как жанрового феномена в голландской живописи, а музыкальные атрибуты рассматриваются, исходя из их непосредственного бытового предназначения. Поэтому в работу не вошли исторические и аллегорические сюжеты с музыкальными инструментами, незначительное количество которых не внесло, за исключением произведения Рембрандта "Давид и Саул", существенных факторов в развитие исследуемой темы. Их интерпретация перекликалась с ренессансной трактовкой музыкальных инструментов, обладавших божественной силой и принадлежавших ангелам или царю Давиду (в полотне Рембрандта). В аллегорических композициях названия картин сами по себе определяли иконографию изображенных инструментов. Некоторые их примеры названы в "Заключении".

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций