Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Мисюля, Галина Владимировна. Внутришкольная система комплексной оценки качества инновационного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Великий Новгород, 2007


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. АНТИНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД
КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ 14

1.1. Антиномия консервативности и инновационности

в исследовании развития современной школы 14

1.2 Инспектирование и экспертиза

в оценке инновационной деятельности 32

1.3. Оценка качества инновационного образования

в контексте антиномического подхода 52

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 77

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИНОМИЧЕСКОГО ПОДХОДА
К ОЦЕНИВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 82

  1. Актуализация проблемы совершенствования системы оценивания инновационной деятельности современной школы 82

  2. Антиномический подход в моделировании системы комплексной оценки качества инновационного образования в школе 97

2. 3. Эффективность реализации антиномического подхода

к оценке качества инновационного образования 121

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143

БИБЛИОГРАФИЯ 150

ПРИЛОЖЕНИЯ 170

Приложение 1 171

Приложение 2 208

Приложение 3 215



Введение диссертации:

Проблемы инновационного образования приобрели в настоящее время особую актуальность. Инновационные стратегии развития образовательных учреждений стали предметом не только научных исследований и разработок, но стимулируются и поддерживаются в рамках современной образовательной политики. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы наиболее актуальные направления нововведений, в приоритетном национальном проекте «Образование» определены условия и механизмы их государственной поддержки.

В образовательной практике возникновение инициатив обусловлено новой социально-экономической и социокультурной стратегией развития России. Многоплановость и противоречивость социальной действительности поставили перед образовательными учреждениями необходимость реагировать на новые запросы общества к сфере образования, учитывать потребности интенсивно развивающегося рынка образовательных услуг, формируя собственную систему качества, выстраивать партнёрские отношения не только друг с другом, но и с другими социальными институтами.

Изучение проблем инновационной деятельности занимает в настоящее время значительное место в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, которые фокусируют свое внимание на различных ее аспектах. В многочисленных работах, посвященных вопросам управления современной школой, раскрываются социально-психологические, общепедагогические и организационные основы деятельности руководителя образовательного учреждения в условиях инноваций. Междисциплинарные исследования в области педагогической инноватики освещают концептуальные принципы проектирования и реализации

педагогических нововведений. Вместе с тем особую остроту в настоящее время приобретает проблема оценки качества инновационной образовательной деятельности. В инновационной практике существует достаточно большой опыт оценивания процесса, результатов и условий внедрения новшеств, однако в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование», предусматривающего конкурсный отбор лучших учителей и учреждений, реализующих инновационные программы, выявились весьма серьезные противоречия, обусловленные несовершенством этого опыта:

- между наличием в инновационных программах достаточно чётко
сформулированных целей нововведений в педагогическую и
управленческую практику и отсутствием адекватной этим целям
критериальной и инструментальной базы оценки их эффективности;

- между необходимостью обеспечения гарантированного в
нормативных и законодательных актах права на получение детьми
качественного образования и риском снижения этого качества в условиях
экспериментального внедрения новшеств в связи с неразработанностью
научно-методологического обоснования совмещения нормативных и
экспертных показателей его оценки;

- между активным привлечением для оценки инновационных
программ общественных экспертов и необеспеченностью их экспертно-
аналитической работы адаптированной информационно-методической
базой.

Существенным является также противоречие, связанное с несогласованностью подходов к оценке инноваций, используемых в самой педагогической науке и в теории инновационного менеджмента.

Необходимость поиска концептуальных и методических оснований для разрешения названных противоречий актуализирует проблему нашего

исследования и обусловливает значимость его темы «Внутришкольная система комплексной оценки качества инновационного образования».

Цель исследования: теоретико-экспериментальное обоснование системы оценки качества образования в школе, отражающей специфику её инновационной деятельности.

Объект исследования: управление качеством образования в

современной школе, реализующей инновационные программы.

Предмет исследования: внутришкольная система оценки качества инновационного образования.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что качество образования в современной школе, реализующей инновационные образовательные программы, может быть повышено, если при оценке этого качества:

концептуальной основой оценивания выступает антиномический подход к определению предмета, критериев и технологии оценочной деятельности;

предмет оценивания включает в себя, наряду с качеством образовательных результатов и образовательной среды школы, качество её образовательной стратегии;

- в критериях оценки качества интегрируются параметры,
отражающие требования государственного и социального стандартов
образования;

- в процессе оценивания последовательно используются
инспекторская (исходная) и экспертная (суммирующая) виды оценки,
опосредованные диагностикой в функции формирующего оценивания;

- в организации и проведении оценки участвуют государственные и
общественные структуры, а также функциональные службы (группы),
компетенция и содержание аналитико-оценочнои деятельности которых

определяются с учётом их миссии в комплексном сопровождении инноваций.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены его задачи:

  1. Выявление и обоснование сущности антиномического подхода к исследованию проблем развития современного образовательного учреждения.

  2. Уточнение категориального аппарата исследования проблемы оценивания качества инновационного образования в контексте антиномического подхода.

  3. Построение концепции оценки качества образования в школе, разрабатывающей и внедряющей инновационные программы, с учётом методологии антиномического подхода к оцениванию.

  4. Разработка и экспериментальная реализация модели внутришкольнои системы комплексной оценки качества инновационного образования.

  5. Научное обоснование критериев эффективности использования модели и экспериментальное исследование этой эффективности.

Этапы исследования.

На первом этапе (1994-1996 гг.) был проведен анализ источников по рассматриваемой проблеме, определены исходные теоретические позиции, разработан понятийный аппарат исследования, сформулирована его гипотеза.

На втором этапе (1996-2000 гг.) осуществлялся ретроспективный анализ опыта оценочной деятельности в школе, проводились диагностические исследования, изучались проблемы осуществления инновационных преобразований и организации их оценивания.

На третьем этапе (2001-2006 гг.) была разработана модель внутришкольнои системы комплексного анализа и оценки инновационной

деятельности в логике антиномического подхода, осуществлено её экспериментальное внедрение, определены критерии и изучена эффективность.

На четвёртом этапе (2006-2007 гг.) проводилось уточнение исходных теоретических положений работы, оформлялись результаты исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- концептуальные идеи о функционировании и развитии школьного
образования (Е.И. Казакова, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский,
B.C. Лазарев, О.Е. Лебедев, Б.П. Мартиросян, A.M. Моисеев, Т.В. Орлова,
М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.Н. Шамова, Е.А. Ямбург и др.);

- методологическое обоснование сущности категории «качество
образования» (В.П. Панасюк, М.Н. Певзнер, В.М. Полонский, В.А. Кальней,
В.Н. Максимова, В.Ф. Рындак, Н.А. Селезнева, Л.А. Серебрякова,
СЕ. Шишов и др.), теории управления качеством (В.И. Азаров,
B.C. Ворошилов, А.Л. Гавриков, М.Н. Певзнер и др.) и квалиметрии
(А.А. Макаров, Д.Ш. Матрос, В.К. Муратова, А.И. Субетто и др.);

- основные положения педагогической инноватики и инновационного
менеджмента (В.Н. Аверкин, К. Ангеловски, В.И. Загвязинский,
Т.А. Каплунович, М.В. Кларин, Л.С. Подымова, В.А. Сластёнин,
Р.А. Фатхутдинов, P.M. Шерайзина, И.Р. Юсуфбекова и др.);

- теоретические представления о мониторинге, диагностике и
экспертизе качества образования (С.Л. Братченко, А.Е. Марон,
В.П. Панасюк, Б.У. Радионов, В.И. Панов, О.А. Татур, А.Н. Тубельскии,
B.C. Черепанов и др.).

Базой исследования являлась гимназия №3 г. Сургута.

Методы исследования включали: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, контент-анализ документации, эксперимент, методы теоретического моделирования, экспертной оценки, анкетирование учащихся, их родителей и педагогов,

методы психологических исследований. Сочетание различных теоретических и эмпирических методов позволило агрегировать полученные данные и дополнять их. Научную новизну составляют:

- методологическое обоснование сущности антиномии
консервативности и инновационности в управлении современной
развивающейся школой и разработанная на этой основе концепция
антиномического подхода к оцениванию качества инновационного
образования;

- модель внутришкольной системы комплексной оценки качества
инновационного образования, включающая характеристику цели, объекта,
предмета, критериев, технологии и организации оценивания с учётом
антиномического подхода;

- теоретико-экспериментальное обоснование интегративных
критериев и показателей эффективности реализации антиномического
подхода к исследованию и построению систем оценки качества образования
в школе, реализующей инновационные программы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

расширен понятийный аппарат педагогической инноватики за счет уточнения сущностных характеристик инновационной деятельности школы и качества инновационного образования в контексте антиномического подхода;

дополнена система знаний в области инновационного менеджмента введением в теорию контроллинга интегративных психолого-педагогических и управленческих критериев оценки эффективности инновационных процессов в современном образовании;

- разработана процессуальная схема оценивания качества
инновационного образования (исходного, формирующего и суммирующего
оценивания), научно обоснована и экспериментально раскрыта взаимосвязь

инспекторского, диагностического и экспертного типов анализа в оценке деятельности современной школы;

- теоретически обоснована модель комплексной аналитико-оценочной деятельности в управлении качеством инновационного образования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная концепция и модель оценки инновационной деятельности школы, сочетающая её инспекторский и экспертный типы анализа, может быть использована в процессе реализации национального проекта «Образование» при конкурсном отборе лучших образовательных учреждений. Положения диссертационного исследования могут служить теоретическим основанием для разработки авторских систем управления и оценки качества образования в школах. Предложенные интегративные критерии оценки качества инновационного образования применимы в работе руководителей инновационных школ, в практике проведения мониторинга инновационных проектов, в деятельности различных экспертных советов и комиссий. Разработанный по материалам проведенного исследования раздел учебного пособия «Критериальный анализ деятельности педагогов в процессе его аттестации» представляет практическую ценность для аттестующихся учителей, членов аттестационных комиссий, а также может быть включен в программу повышения квалификации педагогических работников.

На защиту выносятся:

1. Концепция антиномического подхода к оцениванию инновационной деятельности школы, раскрывающая суть антиномии консервативности и инновационное в развитии современного образовательного учреждения и механизм совмещения нормативного и экспертно-критериального анализа в процессе оценивания качества инновационного образования. Инновационная деятельность школы связана с проектированием и

внедрением новшеств в образовательный процесс и его организацию, обеспечивающих выполнение социально-значимого заказа, в котором, согласно атиномическому принципу, должны быть гармонизированы «государственная» и «социальная» составляющие. В связи с этим, «качество инновационного образования» может быть определено как интегральная характеристика, отражающая степень соответствия достигаемых в процессе реализации инновационных образовательных программ результатов и условий образовательного процесса критериям, фиксируемым в целях этих программ («социальному стандарту»), и нормативным требованиям, гарантирующим получение качественного образования в соответствии с государственной образовательной политикой («государственным стандартом»).

Нормативный анализ и оценка качества инновационного образования осуществляется в ходе инспектирования в то время, как экспертный анализ необходим при проблематизации существующей нормы со стороны социального заказа. Их противопоставленность может быть снята за счет перевода экспертных (концептуальных) критериев оценки инноваций на язык новых нормативных требований. Подобная интегративная функция экспертизы позволяет рассматривать её в качестве технологии контроллинга (инновационного контроля) при оценке реализации инновационных образовательных программ.

2. Модель внутришкольной комплексной системы оценки качества инновационного образования, включающая характеристику концептуальных оснований оценивания, предмета, критериев, технологии и организации оценочной деятельности. В контексте антиномического подхода, как коцептуально-методологической основы оценивания качества инновационного образования, основным предметом анализа и оценки выступает качество образовательной стратегии школы, её инновационной образовательной среды и результатов освоения инновационных

образовательных программ. Качество образовательной стратегии оценивается по критерию её инновационной направленности (на разработку новых программ, технологий обучения и воспитания, организационных нововведений и т.п.). При оценке образовательных результатов устанавливается степень их соответствия «государственному» и «социальному» стандартам, а оценка инновационной образовательной среды предусматривает определение характера и уровня продуктивности взаимодействия субъектов образовательного пространства в ходе разработки и реализации новшеств. Технология оценки включает в себя инспектирование (исходное оценивание), диагностику (формирующее оценивание) и экспертизу (суммирующее оценивание). Организация оценочной деятельности связана с формированием распределённой сети субъектов, выполняющих функции регулирования, мониторинга и экспертизы в процессе оценки, в том числе, с созданием функциональных групп, осуществляющих одновременно инспекторский и экспертный анализ качества инновационного образования в рамках определенного предмета, соответствующего аналитическому заказу. Этот анализ может осуществляться «службами сопровождения инноваций» (психологической, социальной, акмеологической, методической, экономической, службой мониторинга и экспертизы качества) с наделением каждой из них соответствующими указанным функциям полномочиями и обязанностями.

3. Критерии и показатели эффективности антиномического подхода к оцениванию качества инновационного образования в школе. Основным критерием выступает повышение этого качества, т.е. рост продуктивности инновационной деятельности, положительная динамика уровня инновационной среды и позитивные изменения качества образовательной стратегии. Интегративным показателем продуктивности инновационной образовательной деятельности может выступать «успешность» обучающихся, т.е. рост их достижений (академических, личностных,

социальных) в ходе освоения инновационных программ. Основным показателем, характеризующим развитие инновационной среды, является наращивание инновационного потенциала школы, отражающегося в степени готовности педагогов к инновационной деятельности, их удовлетворённости её уровнем и условиями осуществления, ценностно-ориентационном единстве в отношении к внедряемым новшествам. Об изменении образовательной стратегии можно судить по уровню внутреннего аналитического ресурса школы, который определяется способностью коллектива к критериальной рефлексии опыта реализации выбранной стратегии и к изменению её вида в соответствии с результатами рефлексивного анализа.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и сформулированных на их основе выводов обеспечены: их опорой на достижения различных наук (философии, педагогики, психологии, инновационного менеджмента); системным характером методологических и теоретических оснований исследования; использованием комплекса методов, адекватных предмету, целей и задач исследования; длительностью опытно-экспериментальной работы, практической проверкой результатов посредством их применения в практике других образовательных учреждений; личным участием в организации и проведении эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись с 1995 по 2006 годы в рамках участия в федеральном («Информационные технологии мониторинга, оценки и анализа качества образовательного процесса») и окружном («Модель общеобразовательной гимназии на основе этнокультурных и духовно-нравственных ценностей русского народа») экспериментах по проблеме внедрения инноваций в практику управления качеством образования.

Основные положения диссертации представлялись и обсуждались на международной («Инновационной образовательный менеджмент:

международный и российский контекст». Великий Новгород, 2007 г.), всероссийской («Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров». Челябинск, 2007 г.), региональных научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях. По результатам исследования опубликованы учебное пособие и 6 научных статей.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций