Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Шрих, Мхаммад. Арабская национальная идея, XIX-XX вв. : Дис. ... канд. филос. наук : 23.00.03.-


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава I. Исторические предпосылки формирования арабского национального самосознания

5 1. Общественно-политические предпосылки формирования
и развития арабского национального движения ... 9
2. Основные черты арабской национальной идеи 35

Глава П. Теоретические основы арабской национальной

идеи 49

5 1. Секуляристское течение в арабской национальной

мысли 50

2. Ортодоксальное течение в арабской национальной

мысли 75

Глава III. Противоречия в развитии арабской национальной идеи

5 1. Цивилизационные и культурные аспекты арабской

национальной идеи 113

2. Арабская национальная идея и ислам

Заключение 143

Библиография 147



Введение диссертации:

Предмет исследования. Настоящая диссертационная работа посвящена изучению "Арабской национальной идеи" - одного из главных идейно-политических течений в современной истории арабского мира.

Актуальность исследования. "Арабская национальная идея" -это, во-первых, идея арабского единства, ориентированная на модель единого арабского государства и, во-вторых, идея возрождения, имеющая в своей основе социально-культурное содержание. "Арабская национальная идея" возникла и сформировалась как самостоятельное политико-культурное, социально-философекое и идеологическое течение в конце XIX- начале XX вв. Достаточно быстро она стала доминирующим политическим фактором в современной жизни арабского общества. С этим течением связаны были почти все политические преобразования и основные события, происходившие в арабском мире на протяжении всего XX века. Арабская революция 1916 года и вступление большинства арабских стран в союз с Англией и Францией во время I Мировой войны против Османской империи, национально-освободительное движение против колониального господства в 30-ых и 40-ых годах, движение "культурное возрождение1' в Египте в 30-50-х гг., многочисленные революционные перевороты в 50-60-х гг. е Египте, Сирии, Ираке и др. странах - все это было связано с арабской национальной идеей.

Национальная идея, рассматриваемая в качестве идеологической базы, была основной для многих политических партий и

движений, игравших и продолжающих играть большую роль на арабском Востоке, в частности, идет ли речь о партии Арабского социалистического возрождения (БААС) или о движении арабских националистов.

Кроме огромной политической значимости национальной идеи в арабском мире, можно отметить ее большую роль в культурном развитии арабского ореала, поскольку основные философские и социальные движения арабской современной мысли получили развитие в рамках арабского национального движения.

Исследование арабской национальной идеи позволяет понять философские, социально-политические и культурные взгляды современных арабских мыслителей, в частности Сати-аль Хусри, Константина Зурайка, Заки аль-Арсузи, Мишеля Афляка и др.

Арабская национальная идея занимает также большое место в научных и теоретических разработках и исканиях арабской интеллигенции. Об этом свидетельствует активизация деятельности различных научно-исследовательских институтов в области общественной мысли и, в частности, "Исследовательский центр арабского единства" в Ливане, а также многочисленные публикации и большое количество научных конференций и семинаров, на которых обсуждаются различные аспекты арабской национальной идеи.

Степень разработанности темы. Арабская национальная идея неоднократно была предметом серьезного и детального исследования в мировой литературе. Западные ученые рассматривали эту проблему в основном, в рамках изучения национальных движений в третьем мире.

Можно выделить две основные тенденции в западной литера-

туре в понимании данного явления. Во-первых, национальная идея в третьем мире рассматривалась как заимствованная из традиций западной культуры, как практический результат вестернизации и рекультуризации (Acculturatlon). Данную точку зрения можно найти в работах Милмана, Риччарда Бехрента и др.

Так, Ричард Бехрент рассматривает национальный феномен в третьем мире как "практический результат культурной формы или культурного синтеза создаваемого в ходе заимствования колониальными народами {или народами периферии) достижений западных народов (народов центра)"(57,35). Он полагает, что народы периферии страдают от комплекса неполноценности, который явился результатом колониальной политики в третьем мире. Во-вторых, в работах Дейча и Фридриха К.Дж. отрицается, что национализм в третьем мире есть нечто полностью заимствованное у Запада, и утверждается, что национальные движения в третьем мире имели исторические предпосылки. Например Фридрих С.Дж. говорит, что "нация не может быть импортным товаром, а ее появление исторически оправдано"(57,50).

Особую позицию по данному вопросу занимает известный африканский мыслитель Франц Фанон. В своей книге "Мученики земли" он утверждает, что появление и процесс формирования наций в третьем мире - это неизбежный итог крушения колониализма и прекращения его исторической роли (см.63).

Российское востоковедение имеет солидную традицию изучения арабской национальной идеи и арабской идеологии. В работах С.М.Алиева, Р.Н.Андреасяна, А.М.Васильева, Л.В.Вальковой, А.Г.Вирабова, Э.Ю.Гасанова, Е.А.Дорошенко, В.С.Ерасова, А.И.Ионовой, Н.А.Иванова, М.С.Иванова, А.А.ИГнатенко, П. С. Ка-

менева, Б.Г.Капустина, Г.М.Керимова, Н.С.Кирабаева, М.С.Лазарева, Р.Г.Ланда, 3.И.Левина, С.Ф.Левина, А.А.Максимова, А.В.Малашенко. Т.П.Милославской, Г.В.Милославского, М.Б.Пиотровского, Л.Р.Полонской, Е.М.Примакова, Н.Г.Пруссакова, В.На-умкина, А.В.Сагадеева, Т.С.Саидбаева, Т.Т.Степанянц, Т.С.Сули-мовай, И.Тимофеева, Т.П.Тихоновой, Е.А.Фроловой, Р.М.Шариповой и др. на основе изучения общих тенденций развития, структурного и комплексного анализа проведены глубокие научные исследования национальной идеи, ее места и роли в восточном обществе, определены основные направления ее влияния на духовную жизнь.

Так можно отметить наиболее обобщенные и достаточно популярные в арабском мире исследования З.И.Левина, непосредственно рассматривающие историю становления и развития современной общественно-политической арабской мысли, и в особенности национальной идеологии, проблемы взаимодействия старого и нового в общественном сознании, влияние ислама на формирование арабской общественной мысли. Необходимо отметить также фундаментальную работу Тихонова Т.П. "Концепция арабского единства Сат аль-Хусри". Несмотря на важность этих и других трудов советских и российских ученых, в них доминировала позиция классового подхода и стремление рассматривать эту проблему в контексте противостояния мира капитализма и мира социализма.

Что касается многочисленных исследований арабских ученых, то в них преобладает историко-описательный подход. Особо хотелось бы отметить интересную и концептуальную работу А.Хаурани, западного ученого арабского происхождения (см.67).

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является анализ социально-философского содержания арабской национальной

идеи и степень ее соответствия историческому и культурному своеобразию арабского общества.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

раскрыть исторические предпосылки возникновения арабской национальной идеи и дать анализ основных этапов ее развития;

выявить основные положения социально-философских концепций арабской национальной идеи в учениях основных ее идеологов Сатеа аль-Хусри, Константина Зурайка. аль-Арсузи Заки и Мишеля Афляка;

критически проанализировать теоретические концепции арабских национальных мыслителей, связанные с вопросами о понятии нации, культурной сущности национального возрождения, взаимодействия культурно-исторического и религиозного наследия и национального возрождения.

Научная новизна заключается в том, что в диссертации:

  1. Показана историческая обусловленность возникновения и развития арабской национальной идеи.

  2. Проанализированы особенности арабской национальной идеи, сформировавшиеся в ходе исторического развития стран арабского региона.

  3. Рассматриваются основные социально-политические концепции арабских национальных мыслителей.

  4. Раскрывается культурологическое содержание понятия арабского национального возрождения, разработанное в трудах ведущих мыслителей этого идеологического течения. Б частности, дается критический анализ европоцентристских . исследований, в

которых проявляется стремление использовать основные образцы и элементы развития европейской культуры в качестве универсальных моделей при анализе развития стран Ближнего и Среднего Востока.

Методологической основой диссертации являются принципы историзма, историко-сравнительного анализа и системный подход.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее основные положения и выводы способствуют углублению современных представлений об идейной жизни стран Арабского Востока и позволяют понять особенности происходящих в арабских странах событий.

Материалы работы могут быть использованы в спецкурсах и нормативных курсах по проблемам политической культуры стран Арабского Востока.

Апробация. Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедры политических наук и кафедры социологии и культурологии Российского университета дружбы народов и была рекомендована к защите.

Основные положения диссертации нашли отражение в выступлениях на научных конференциях (второй Международный философский симпозиум "Диалог цивилизаций: Восток-Запад", Москва, Российский университет дружбы народов, апрель 1995 г.. Всероссийская научная конференция "Актуальные проблемы гуманитарных наук", Москва, Российский университет дружбы народов, январь 1995 г. А так же в статье "Социальные и философские взгляды аль-Арсузи ЗаКИ", Деп. В ИНИОН РАН N 50629 ОТ 24.07.95 Г.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций