Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Асатиани, Нина Левановна. Грузинское советское градостроительство 1920-х - 30-х годов : Дис. ... канд. искусствоведение : 07.00.12.-


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава I. Градостроительная деятельность в Грузии в 1921-32 гг. Меры по упорядочению городского хозяйства, проекты, перспективные программы

и реальное строительство ... 19

Глава П. Генеральные планы социалистической реконструкции и планировки городов и формирование профессионального градостроительного мышления в Грузии в 1933-40 гг. ........ 57

Заключение 118

Список сокращений .......... 131

Примечания 135

Список литературы 156

Перечень таблиц 175

Таблицы 177



Введение диссертации:

Темой настоящего исследования является грузинское советское градостроительство 20-х - 30-х годов - один из важнейших,качественно новых этапов многовекового архитектурного творчества Грузии.

Значение этого периода для дальнейшего развития грузинской советской градостроительной мысли огромно.Являясь,фактически, началом профессионального градостроительства в Грузии,именно этот период определил основные направления и перспективы дальнейшего развития,выработал принципы и положения,которые по сей день играют значительную роль.

Отмеченное необычайным богатством идей мировое градостроительство 20-х - 30-х годов,и, в частности, советское градостроительство,характеризовавшееся решением огромных социальных задач и высокой творческой активностью, возбуждавшее уже у современников потребность теоретического осмысления, и сегодня продолжает являться предметом пристального изучения.

Исследование опыта грузинского советского градостроительства, которое является частью всей советской архитектуры и отражает в себе основные характерные черты ее развития, должно способствовать более полному воссозданию общей картины архитектурной деятельности того времени.Наряду с этим, на современном этапе урбанизации особую актуальность приобретает изучение специфических вопросов градостроительного наследия,осмысление достижений и ошибок предыдущих поколений.Несомненный интерес градостроительное наследие представляет также для истории национальной культуры ввиду того, что градостроительство, как сложнейшая и наиболее многогранная сфера архитектуры,полно и глубоко отражает социально-экономическое положение,общий уровень культуры,творческие достижения архи-

_4-тектуры на отдельных этапах жизни народа.

Проблемы грузинского советского градостроительства до сих пор не становились предметом специального исследования.Ряд трудов грузинских историков архитектуры,посвященных архитектурно-градостроительному развитию отдельных городов Грузии и включающих в той или иной мере материал по изучаемому нами периоду, такие,как "Гори" - Л.Сумбадзе , "Архитектура социалистического

о -г

Тбилиси" - Н.Джапнг, "Вопросы планировки и застройки г.Батуми"^ и "Батуми" - Д.Комахидзе , "История градостроительства г.Кутаиси и некоторые вопросы его реконструкции" - Т.Ломтадзе , "История градостроительства Тбилиси" - Т.Квирквелия , предлагают интересные и ценные сведения об истории развития и формирования этих городов, однако вопросов градостроительства касаются лишь в связи с конкретными случаями, без обобщения и без связи с общими процессами градостроительства.

К тому же,в трудах,охватывающих длительный исторический процесс развития городов,изучаемому нами периоду, естественно, отводится мало места.

Для изучения данного периода особое значение имеют научные

7 Я

работы В.Беридзе и Н.Джанберидзе ,выполненные в Институте истории грузинского искусства им.Г.Чубинашвили,в котором изучение советской архитектуры является одной из важных задач.

"История грузинской советской архитектуры", часть I (1921--1932/33 гг.) В.Беридзе является первым научным исследованием раннего периода грузинской советской архитектуры,в котором рассмотрен,фактически,весь имеющийся материал по архитектурно-градостроительной деятельности того времени: мероприятия по упорядочению городского коммунального хозяйства,новое жилищное строительство, архитектура общественных и промышленных сооружений,ре-

конструкция городов,курортное строительство,высшее архитектурное образование, творческие объединения и др.

"Грузинская советская архитектура" Н.Джанберидзе рассматривает обширный материал всего пути развития грузинской советской архитектуры, впервые дает ее периодизацию в соответствии с основными этапами истории всей советской архитектуры, характеризует общие черты ее творческой направленности на отдельных этапах,рассматривает отдельные области архитектурной деятельности,среди которых градостроительство занимает значительное место.В частности, здесь впервые собраны воедино и рассмотрены основные градостроительные работы тридцатых годов.

Но в работах такого масштаба и назначения,охватывающих широкий круг общих проблем грузинской архитектуры, не стояла задача детально разработать отдельные вопросы и выявить все характерные черты грузинской советской градостроительной мысли на конкретных этапах ее развития в аспекте специфических задач градостроительного искусствам также, определить значение градостроительной деятельности 20-х - 30-х годов в формировании грузинской советской архитектуры.

Опираясь на вышеуказанные труды и исходя из того соображения, что вопросы градостроительства, и,в особенности, градостроительства этого основополагающего периода, требуют более целенаправленного углубленного монографического изучения, и выполнена данная работа, которая, учитывая задачи советской искусствоведческой науки, на основе анализа обширного материала,включающего проекты,сведения о мероприятиях,проведенных государственными и муниципальными органами, теоретические соображения архитекторов, ставит целью осветить один из важных этапов грузинского градостроительства, создать, по мере возможности,цельную картину ста-

обновления профессионального градостроительства в советской Грузии, В задачу работы входит: на основе анализа конкретных фактов и явлений, выявить те особенности грузинского градостроительства этого периода, которые имели важное значение для дальнейшего развития профессиональной градостроительной культуры и формирования

9 рассматриваемых городов .

По теме диссертации нами опубликованы работы,специально посвященные данным проблемам: "Первый генеральный план г.Тбилиси"1 , "Градостроительство в Грузии в I92I-I932 годах"11, "Архитектурно-художественные вопросы в грузинском советском градостроительстве

30-х годов" , "Первые генеральные планы городов советской Грузии"13, "Принципы жилищной застройки городов Грузии в 20-х - 30-х

it 14 годах" .

Данное исследование,включающее все вышеназванные наши работы, охватывает время с 1921 до 1940 года . В связи с тем, что этот отрезок времени в грузинской советской архитектуре представляет совершенно определенный этап,выделяющийся четким своеобразием и только ему присущими чертами, вполне целесообразным представляется его отдельное изучение»

За два десятка лет,в соответствии с историческим процессом развития всего советского градостроительства,Грузия последовательно прошла ступени восстановления и начала социалистической реконструкции народного хозяйства,за которыми последовали широко развернувшиеся реконструкция и строительство городов,осуществлявшиеся на базе социалистической индустриализации до тех пор, пока вторая мировая война в 1941 воду не приостановила этот процесс, выдвинув на первый план иные задачи в силу создавшихся особых условий»

Вопросы градостроительства в работе рассмотрены на примере

семи городов,имеющих многовековую историю развития.Эти города: Тбилиси - столица Грузии,а в те годы политический,административный и культурный центр всего Закавказья; Гори - один из значительных городов Восточной Грузии; Цхинвали - центр Юго-Осетинской автономной области; Поти - значительный промышленный порт; Кутаиси - второй по значению и величине после Тбилиси город,административно-хозяйственный, промышленный и культурный центр; Сухуми - столица Абхазской автономной республики, курортный и портовый город; Батуми - столица Аджарской автономной республики, один из самых значительных портов на Черном море (табл.1).

Выбор этих городов предметом исследования обусловлен тем, что именно для них в это время были разработаны генеральные планы и начаты основные работы по реконструкции.Они представляют интерес многообразием поставленных задач, исходящих из различного социально-экономического и культурного значения каждого из них,а также из разнообразных естественных условий.

Исследуемый нами материал, особенно проектный, находится в плохой сохранности,большей частью фрагментарен,тем не менее, являясь весьма ценным,дает возможность составить ясное представление о грузинском градостроительстве 20-х - 30-х годов.

В этой связи следует подчеркнуть, что неудовлетворительное состояние материалов раннего периода советской архитектуры неоднократно отмечалось исследователями, и Грузия,в этом смысле, не

16 является исключением .

Методом исследования в предлагаемой работе,определившимся в

процессе изучения материала,является анализ градостроительной

деятельности по основным задачам и проблемам, являющимися общими

для всех,рассматриваемых нами, городов, в свете задач советского

градостроительства тех лет; это дает возможность избежать повто-

-8-рений, которые имели бы место при рассмотрении градостроительного развития каждого из них в отдельности.К тому же,этот метод,по нашему мнению,позволил обобщенно и наиболее рельефно выделить то основное,что характеризовало грузинское советское градостроительство 20-х - 30-х годов.

Чтобы со всей полнотой представить сложные задачи, возникшие перед градостроительством вследствие прогрессивных социально-политических перемен,происшедших в жизни общества,чтобы лучше оценить его качественный скачок,сделанный за короткий отрезок времени в два десятилетия, надо обратиться к ближайшему прошлому изучаемых городов, вспомнить,в каком состоянии встретили они Советскую власть, на каком уровне стояло градостроительство в то время.

Возникновение городов и городской жизни на территории Грузии восходит к незапамятным временам.Неоднократно разрушавшиеся и разграблявшиеся на протяжении долгой истории многочисленными врагами города Грузии не сохранили полной картины градостроительного и архитектурного развития, что затрудняет проследить процесс их формирования.

Исторические источники и исследования ученых-историков содержат скупые сведения об особенностях планировки и архитектуре городов и,в большинстве случаев, указывают только на общие для средне-то вековых городов признаки . Наиболее наглядное представление об

индивидуальном образе исторических городов дают зарисовки,выполненные Кастелли,Шарденом,Дюбуа,Турнефором,Чернецовым,Гагариным и др. - иностранцами в разное время (ХУП-ХІХ вв.).посетившими Грузию.

Ценным вкладом в изучение: архитектуры и градостроительного развития исторических городов Грузии,помимо названных трудов Л.Сумбадзе, Д.Комахидзе, Т.Ломтадзе, Т.Квирквелия18, являются ис-

следования В.Беридзе "Грузинская Архитектура ХУІ-ХУШ веков", "Архитектура Тбилиси I80I-I9I7 гг."20 и "Тбилиси" В.Цинцадзе21.

Города,за время своего существования,знавшие периоды бурного расцвета и тяжелого падения,из прошлого,в лучшем случае, сохранили лишь развалины древних цитаделей (Тбилиси,Гори,Кутаиси,..) и прилегающие к ним кварталы с сетью узких кривых улиц и тупиков.

Присоединение к Российской империи в начале девятнадцатого века положило конец беспрестанным нашествиям агрессивных соседних государств, что способствовало созданию благоприятных условий для оживления городской жизни в стране.Но политическое положение оказавшейся в колониальной зависимости Грузии обусловило и уровень ее градостроительства - города этой окраинной провинции

значительно отставали в благоустройстве и плановом развитии от горя родов России .

Несмотря на это,интенсивное развитие городов,вызванное развитием капитализма, и в Грузии не прошло бесследно.На ее главные города,которые представляли определенный стратегический и экономический интерес для Российской империи,было обращено значительное внимание и немало сделано для их роста и благоустройства.

Сильным стимулом роста городов стало строительство закавказской железной дороги (Поти-Тбилиси,1872 г., Баку-Тбилиси,1882г.), что,наряду со строительством фабрик и заводов, привлекло большое количество населения в города, которые стали стихийно обрастать окраинами.

Неблагоустроенные,хаотично застраиваемые одноэтажными домиками, эти окраинные рабочие поселки были лишены элементарных санитарных и гигиенических условий»

В то же время,благоустраивались центральные части городов, где проживала богатая прослойка.Появляются мостовые,освещаются и

-10-озеленяются главные улицы,устраивается водопровод.В застройке новых районов появляются признаки плановости,намечаются красные линии кварталов,но эти планировочные работы не шли дальше регулирующих схем.Однако облик городов все же претерпевал определенные изменения.Строились капитальные здания нового типа на манер европейской архитектуры,большей частью в распространенной в то время эклектичной форме.

Помимо этих общих новых черт,каждый город имел свое лицо, обусловленное исторической судьбой, тогдашним политико-экономическим значением и естественными условиями.

Щедрая природа Грузии в значительной мере определила своеобразие и привлекательность городов,о создании индивидуальной планировки и архитектуры которых в то время никто не заботился.

Особенно живописное расположение в ущелье р.Куры (Мтквари), на обоих ее берегах,на пересеченных оврагами и холмами склонах, имеет г.Тбилиси,древняя столица Грузии (табл.2,3,4).

На протяжении веков город рос на север,вверх по течению реки, которая,вместе с возвышающейся с запада над городом горой Мтацминда,в значительной мере определяла ее градостроительный масштаб.

Как отмечает исследователь истории архитектуры г.Тбилиси XIX - начала XX века акад.В.Беридзе, город в том виде,в каком

предстает ко времени установления советской власти,полностью сло-

24 жился в девятнадцатом веке .

Уцелевшие после беспощадного разрушения города в 1795 г.пер-

25 сами развалины утратившей стратегическое значение крепости,вместе с вертикалями старых культовых сооружений,все же играли значительную роль в формировании силуэта Тбилиси.

Таким же наследием прошлого был прилегающий к цитадели район

-II-

с маленькими неправильными кварталами с террасообразно поднимающимися по склонам одно-двух этажными домами, которые создавали своеобразную колоритную и живописную картину,но уже совершенно не соответствовали городу начала двадцатого века.

К тому же,надо добавить, что старая часть города по благоустройству по-прежнему находилась на средневековом уровне.

Расположенная на северо-западе от старого города новая часть носила более регулярный характер.Сололаки и склоны Мтацмин-да - благоустроенные на европейский манер районы,разделенные на регулярные компактные кварталы,которые характеризовались единством масштаба и архитектурного облика.Здесь при строительстве соблюдались красные линии,устраивались маленькие площади,но,как отмечает В.Беридзе, даже в самих центральных частях нельзя было обнаружить единой планировочной идеи. ( Беридзе В. Тбилиси, 1,с.28).

В девятнадцатом веке несколько раз составлялись планы города, которые, фактически, фиксировали существующее положение и не вносили значительных изменений в его структуру.Лишь в некоторых районах (Авлабаре,Сололаки,Чугурети) этими планами намечалась новая прямоугольная сетка улиц.Центр города уже в то время формиру-ется вокруг нынешней площади Ленина и проспекта Руставели .

От центральных районов сильно отличались хаотично застраиваемые окраины,которые,как и старые районы,характеризовались тяжелыми бытовыми условиями.

Традиционная продольная пространственная ось города - река Кура была оторвана от нее хибарками и складскими постройками. Большая часть зданий была обращена к реке задними фасадами.

Несмотря на то,что Тбилиси,в основном,был буржуазно-чиновничьим городом,в начале двадцатого века здесь уже строится несколько десятков небольших заводов и фабрик27.

Второй значительный город Грузии Гори - древнейший стратегический пункт,игравший немаловажную роль в экономической жизни Восточной Грузии (торговля,ремесленничество) - в начале двадцатого века был уездным центром.Город раскинулся на Картлийской равнине вокруг большого холма,у слияния рек Куры и Лиахви.На холме возвышалась крепость,основная доминанта равнинного города,определявшая ее масштаб и силуэт.На территории,непосредственно примыкавшей к холму,беспорядочная сеть узких улочек формировала тес-нонаселенные маленькие кварталы.Здесь же располагался центр - базар.К востоку и югу от старой части были расположены сравнительно но крупные,регулярные кварталы . Застройка в городе была одно-двухэтажной.Наиболее густонаселенная улица (нынешняя улица Ленина) располагалась между крепостью и мостом.Этот мост соединял город с железнодорожным вокзалом,который находился на правом берегу р.Куры.

К началу двадцатого века город с мощенными улицами и освещением имел довольно благоустроенный вид.В то время в Гори было несколько мелких промышленных предприятий , что давало определенный стимул развитию города.

В 1920 году сильное землетрясение превратило город в руины. Значительно ( до 5.000 чел.) сократилось население . Созданный меньшевистским правительством восстановительный комитет собрал пожертвования с целью восстановления города,но реальной пользы

это не принесло .Таким образом,к моменту установления Советской власти Гори находился в плачевном состоянии (табл.5,б,7).

Самым отсталым и неблагоустроенным был маленький городок Горийского уезда Цхинвали,расположенный на южных склонах Кавказских гор на берегу р.Лиахви.Значительная крепость и торговый пункт в прошлом, в начале двадцатого века больше походил на де-

-13-ревню, чем на город.Расположенный в центре отсталого сельскохозяйственного района,Цхинвали был отдален от железной и основных шоссейных дорог.В городе не было никакой промышленности,что сильно тормозило его развитие.цхинвали к тому времени состоял из стихийно сложившихся,неравномерно населенных семи районов,из которых особенно плотнонаселенными были "Центральный" и "Еврейский" районы.В городе не было ни одной прямой улицы,водопровода,канали-зации . Одно - редко двухэтажные дома были беспорядочно разбросаны вдоль кривых грязных улиц."Странный беспорядок в расположении всех построек,полное отсутствие каких бы то ни было правильных улиц" - сообщала газета "Кавказ" в конце прошлого века .Вместе с тем,Цхинвали отличался обилием фруктовых садов,расположен-ных большей частью в его северной и восточной частях .

Красивым расположением отличается г.Кутаиси,который построен на живописных холмах по обоим берегам р.Риони,там,где Колхидская низменность упирается в предгорья Кавказа.

Среди древних городов Западной Грузии Кутаиси,расположенный на пути оживленной торговли запада с востоком,играл особую роль в политической,экономической и культурной жизни страны на протяжении всей своей истории.

Тем не менее,еще в начале двадцатого века,губернский центр Кутаиси развивался так же стихийно,как в средние века . Узкие улицы с большими уклонами,множество тупиков,одно-двухэтажные дома с маленькими дворами,покрывавшие склоны холмов,создавали его

колоритный образ.

36 Уровень санитарии был низок,не было водопровода,канализации.

Небольшого масштаба работы по благоустройству затрагивали лишь

центральные районы.Только однажды,в 1634- году, был составлен план

частичной реконструкции,по которому были распланированы и скор-

ректированы направления нескольких улиц в центре города^ (табл. а,9).

Город Сухуми расположен в северной части Черноморского побережья Грузии,у подножья близко подступающих к морю живописных гор,которые окружают узкую полосу равнины у устья реки Беслети. Сухуми (Диоскурия), известный с античных времен,так же как Поти и Батуми, и в средние века играл значительную роль в жизни Грузии. Но во второй половине ХУ века,в период общего упадка городской жизни,особенно пострадали города Причерноморья.Со временем эти города утратили прежнее значение и превратились в малые населенные пункты у крепостей,построенных турецкими захватчиками .

В ІВІ0 году г.Сухуми был освобожден от турецкого ига59.В начале двадцатого века Сухуми - маленький город,заново построенный

40 во второй половине девятнадцатого века .Несмотря на то значение, которое царское правительство придавало портам на Черноморском побережьи,и на то,что еще в 70-х № ЬО-х годах прошлого столетия Сухуми и его окрестности были признаны самой лучшей климатической станцией для легочных больных , город развивался медленными темпами.В основу планировочной структуры города легла самая примитивная прямоугольная сетка . Этот тип планировки,позволявший просто и выгодно делить земельные участки, был очень распространен в девятнадцатом веке и вполне соответствовал коммерческим интересам частных землевладельцев.При распланировании не был намечен центр города (табл.10). В одноэтажной застройке выделялись гостиницы и общественные здания,которые располагались вдоль набережной.Городское хозяйство стояло на очень низком уровне -грязь, лужи,заболоченные улицы отравляли прекрасный воздух,не было канализации.Устроенный в 90-х годах девятнадцатого века водопровод вскоре пришел в негодность.До утверждения Советской влас-

43 ти в городе не было промышленности . Основой существования Сухуми были мелкое товарное производство и торговля . Тогда же были сделаны первые шаги для использования лечебно-климатических свойств местности.Было устроено два частных лечебных пансионата на 30 и 50 коек . Надо отметить,что царское правительство обратило внимание и на богатые возможности субтропического климата и в 1Ь40 году здесь начали закладывать ботанический сад, который во время войны ІЙ77 года был уничтожен*0 (табл.11,12,13).

На Колхидской низменности,на берегу Черного моря,между ним и озером Палеастоми,в устье р.Риони, расположен город Поти.К 1Ь29

году,когда Российское государство отвоевало его у турок,Поти пре-

47 дставлял собой маленькое поселение у турецкой крепости . Следов

древнего города нигде не было видно.Царское правительство сначала же обратило на него внимание,как на надежное стратегическое укрепление и удобную гавань для промышленных грузов.В дальнейшем связанное с портом хозяйство и учреждения по экспорту играли основ-

45 ную роль в развитии города .

В lb31 году в Поти был командирован генерал-майор Потье для

составления плана порта.После этого проекты порта составлялись

неоднократно.Первым осуществленным проектом порта стал проект ин-

49 ^

женера Шаврова . Вместе со строительством порта был распланиро-

50 ван и город по радиально-кольцевой системе , которая,наряду с

прямоугольной,была популярной в России в восемнадцатом - девятна-5Т

дцатом веках . Таким образом,город начинает заново строиться во второй половине девятнадцатого века.

В отличие от других городов Грузии,план Поти основывался на едином архитектурном замысле,который имел определенную композиционную целостность.От главной площади на берегу р.Риони лучами расходились радиальные улицы, пересеченные кольцевыми.Ограниченный

сначала только двумя кольцами,город постепенно медленно рос к югу. Удлинялись радиальные и добавлялись в определенных интервалах кольцевые улицы.Позже был распланирован по сетке взаимоперпендику-лярных улиц и большой остров,находящийся в устье реки Риони (табл. 14,15),

Несмотря на определенные художественные преимущества,приобретенные городом благодаря планировочной схеме,ошибка,допущенная при ее составлении и по сей день является существенной для Поти: из-за того,что не была учтена близость моря,город полностью оторван от него портовыми и складскими сооружениями»

Значительные мероприятия по развитию и благоустройству города были проведены в период деятельности Н.Николадзе,видного общественного деятеля,бывшего в 1694-1912 годах городским головой.При нем был проведен водопровод в порту,построены мосты,электростан-ция,хозяйственные,административные и общественные учреждения , однако этого было недостаточно и условия быта в городе все же оставались очень тяжелыми,преимущественно из-за заболоченности городской и прилегающих территорий.С незначительно возвышающейся над уровнем моря (на I - 1,5 м) долины сток дождевых вод задерживался дующими со стороны моря бризами.К этому добавлялись частые выходы из берегов рек Риони,Капарчины и озера Палеастоми,заливавших и заболачивавших все вокруг.Большая часть населения страдала малярией .В городе не было канализации и водопровода.Из-за заболоченности, одноэтажные жилые дома были бессистемно рассыпаны на территории между довольно широкими и прямыми улицами.Во время первой мировой войны положение еще более ухудшилось: улицы не ремонтировались и стали совершенно непроходимыми,оставленные без присмотра дренажные каналы засыпались,северный рукав р.Риони разрушал порт.Сильно уменьшилось население521" (табл.16,17).

Третий причерноморский город Грузии - Батуми - находится в крайней южной части ее побережья,на равнине,с двух сторон открытой к морю,которую с севера и востока окаймляет живописная панорама высоких гор.

Маленький населенный пункт с мелкими (0,1-0,2 га) кварталами и узкими проходами между ними,расположенный между турецкой крепостью и гаванью,с 1878 года,в результате русско-турецкой войны (1877-78 гг.) присоединяется к Российской империи и возвращается Грузии,от которой он был отторгнут почти в течение трехсот лет.Город быстро начинает расти.Развитие города вначале было обусловлено наличием прекрасной гавани,а позже,с 1900 года, после проведения нефтепровода Баку-Батуми,и возросшим экономическим значением. Ба туш становится основным пунктом экспорта нефти.Наряду с этим,развивается и нефтеперерабатывающая промышленность.Ко времени установления советской власти здесь имеется более десятка фабрик и заводов и город считается вторым промышленным центром Гру-

55 зии после Тбилиси .

Сразу же после отвоевания Батуми у турок,инженером Дакичеви-чем в 1887-93 годах составляется план,который предполагает развитие города в юго-западном направлении.К городу присоединяется территория площадью приблизительно в 450 га, планировка которой представляет собой очень простую прямоугольную сетку с укрупненными

56 до 2-2,5 га кварталами .

В связи со строительством железной дороги и нефтепровода, улучшается и коммунальное состояние города.Городская управа уделяет большое внимание осушению болот,прокладываются дренажные каналы, засыпается малое озеро.В результате,значительно отступает малярия.В центре планируются и мостятся улицы,устраивается водопровод, составляется план канализации,строятся новые здания5^. Од-

-18-нако,все это не затрагивает окраин,где,по-прежнему,большая часть территории заболочена и тяжелые санитарные условия усугубляются высокой плотностью населения (табл.lb,19).

Таким образом,в городах окраинной провинции,находящейся в колониальной зависимости от помещичье-буржуазной России, уровень градостроительной деятельности был настолько низок,что не делалось и попыток цельного функционального осмысления городов,их рост происходил стихийно.Даже там,где производилась планировка - лишь скопление прямоугольных стандартных кварталов,архитектурная идея отсутствует,проявляется полное равнодушие к облику города и безразличие к окружающей среде и ландшафту (последнее,в сущности,для Грузии означало потерю богатейших возможностей использования колоритной окружающей среды в формировании образа ее городов).

В то же время, частная собственность на землю стояла непреодолимой преградой перед рациональной планировкой и развитием городов.Множество хороших начинаний городских самоуправлений не могли осуществиться, или осуществлялись неполностью из-за недостатка средств и столкновения с частнособственническими интересами.

И,в довершение, резкое ухудшение экономического положения Грузии (да и всей Российской империи) в результате первой мировой войны еще более подорвало и без того слаборазвитое городское хо-зяйство .Исправление этого тяжелого положения требовало больших материальных средств и максимального напряжения сил молодой советской республики.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций