Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Барабаш Валентина Петровна. Развитие самодеятельного искусства в Красноярском крае в 1966-1985 гг. (На материалах юга Красноярского края) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Абакан, 2003 170 c. РГБ ОД, 61:04-7/220-6


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава 1. Самодеятельное искусство в Красноярском крае в 1966- 33 1975-е гг.

1.1. Социально-экономическая база и культурная политика, как 33
основа развития самодеятельного искусства в
Красноярском крае.

1.2. Основные направления самодеятельного искусства. 70

Глава 2. Развитие самодеятельного искусства в Красноярском 100 крае в 1976-1985-е гг.

2.1. Создание новых условий развития самодеятельного 100
искусства.

2.2. Новые тенденции в самодеятельном искусстве 120
Заключение 136
Список использованных источников и литературы 146
Приложения 164



Введение диссертации:

Актуальность исследования

Неповторимо и многогранно самодеятельное искусство. Неоценим вклад каждого народа в культуру - духовную сокровищницу общества. Самодеятельное искусство складывалось веками, его образцы переходили из поколения в поколение, обогащались их опытом, отражая глубинные пласты жизни многомиллионных масс. История художественной культуры переплетена с историей народного художественного творчества, а на ранних стадиях человеческого развития они в известном смысле совпадают, повторяя друг друга. Дошедшие до нас из глубины веков образцы народного творчества - песни, былины, сказания, танцы, предметы утвари, простейшие музыкальные инструменты - характерные явления народной культуры. Самодеятельное искусство - это явление конкретно-историческое, оно выражает свое время. И вместе с тем его вершинные достижения остаются в духовном арсенале всего народа, служат новым поколениям.

Каждый социально-культурный подъем в истории общества связан с обращением к прошлому, в частности к глубинным пластам народного художественного творчества и традиционной народной культуры. Эта закономерность неоднократно подтверждается историей нашей страны и историей других стран. «Традиции и новаторство», история и современность в искусстве» - эти проблемы особенно обостряются на переломных этапах общественной жизни.1 Этому есть свои объяснения. Обращение к глубинным пластам народного художественного опыта служит современности, обогащает и углубляет культуру, память, традиции..2

1 Каргин А.С. Народное художественное творчество: Структура. Формы. Свойства. - М., 1990.-С.З.

2 Каргин А.С. Народная художественная культура.// Учебное пособие.- М.: Республиканский
государственный центр русского фольклора. - 1997.-С. 10.

Новый этап в развитии российского общества, связанный с перестройкой всех сфер жизни, вновь остро поставил вопрос об отношениях к историческому прошлому, к культурному наследию. Творчество народа - один из важнейших факторов социальных преобразований, охвативших современное общество. И от сохранения исторического опыта, накопленного в советский период, его объективной и критической оценки зависит развитие народного художественного творчества, народной культуры на современном этапе истории России.

Развитие самодеятельного искусства в советский период имело большое значение в организации отдыха и культурного досуга населения, в повышении творческого потенциала личности. Оно отличалась глубоким политическим содержанием, разнообразием жанров, многонациональным характером. В условиях демократизации общества претерпели изменения формы, методы, содержание, стиль руководства самодеятельным искусством.

На наш взгляд, постановка вопросов, связанных с развитием самодеятельного искусства в исследуемый период, отличалась большей устремленностью народных масс к активному участию в творчестве. Возникает необходимость тщательного изучения всех процессов, характерных для этой проблемы. Важное значение имеет рассмотрение истории развития самодеятельного искусства в тесной связи с экономическими, национальными особенностями отдельного региона, исследование тенденции развития и принципов руководства художественной самодеятельностью как в общегосударственном масштабе, так и на уровне края. Развиваясь, как организуемое и поддерживаемое советскими органами власти и общественными организациями, самодеятельное искусство являлось и является важным историко-культурным достижением нашего общества.

Красноярский край, как один из субъектов Российской Федерации, его прошлое представляет особый интерес. Территориальная удаленность

и многонациональный состав способствовали сохранению его самобытности. Здесь сложились благоприятные условия для развития самодеятельного искусства, корни которого уходят в глубину веков.

Степень изученности проблемы

В истории изучения народного художественного творчества 1966-1985 гг. можно выделить 2 периода: советский (вторая половина 1960-1980-е гг.) и современный (1990-е гг.).

Параллельно развитию самодеятельного искусства 1966-1985-х гг. шло его изучение. Для историографии конца 1960-1970-х гг. в большей степени характерно научно-популярное изложение проблемы, попытки научного обоснования развития самодеятельного искусства в этот период не предпринималось. В 1980-е гг. значительное число работ в основном было посвящено разработке теоретических вопросов самодеятельного искусства. Практически не было исследований проблемы реализации теории развития самодеятельного искусства не только в отдельных регионах России, но и в целом в советском государстве. Развитие в стране в 1960-1980-е гг. самодеятельного искусства требовало ее научного обоснования.

В целом, в 1960-1980-е гг. развитие самодеятельного искусства в регионах страны в отечественной историографии рассматривалось через призму культурно-просветительной работы1. В этот период были проведены исследования деятельности культурно-просветительных учреждений в 1960-1970-е гг. в Якутии, Бурятии и в целом в Западной Сибири.

1 Стоянов А. К. Развитие музыкальной культуры хакасов // Торжество ленинской национальной политики. Материалы науч. конф., посвящ. 50-летию образования СССР. - Абакан, 1973. - С. 271-278; Он же. Национальная музыкальная культура советской Хакасии // Зажги свою звезду. - Абакан, 1975. -С. 78-83; Трояков П. А. Современное песенное творчество хакасов // Материалы науч. конф., посвящ. 50-летию образования СССР. - Абакан, 1973. - С. 278-281; Герштейн А. М. Культурно-просветительная работа в Бурятии в условиях развитого социализма (1959-1970 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. -Новосибирск, 1978; Пахомов А. К. Деятельность сельских культурно-просветительских учреждений Якутской АССР по коммунистическому воспитанию трудящихся в условиях развитого социализма (1959-1970 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Новосибирск, 1980; Воронина Г. 3. Роль культурных учреждений в эстетическом воспитании тружеников села Западной Сибири в условиях развитого социализма (1966-1970 гг.). Автореф. дис.... канд. ист. наук. - Новосибирск, 1981.

Начало изучению самодеятельного искусства Красноярского края было положено в 1967 г. в работе «История Красноярского края».1 В разделе «Развитие культуры 1946-1967 годы» под авторством В. В. Рукосуевой была показана деятельности народных театров и культурно-просветительных учреждений края в 1960-е гг. Развитие таких направлений самодеятельного искусства как музыкальное и танцевальное творчество, изобразительное искусство в работе было рассмотрено лишь схематично.

Культурно-просветительная работа Советской власти по развитию самодеятельного искусства в Сибири, в том числе и в Красноярском крае, рассматривалась в многотомном академическом издании «История Сибири», в пятом томе (1969). В нем впервые были выявлены общие тенденции развития самодеятельного искусства Сибири в 1960-е гг. Однако в работе не были приведены конкретные примеры, не рассматривалась специфика регионов в развитии народной художественной культуры.2

Одной из первых работ, посвященных такому виду самодеятельного искусства как музыкальная культура Красноярского края на примере Хакасской автономной области, была статья А. П. Стоянова «Развитие музыкальной культуры хакасов». Он считал, что культурно-просветительная работа в Хакасии в 1920-е гг. внесла оживление в становление художественной самодеятельности хакасов: складывались традиции хоровой песни, в музыкальный быт вошли русские музыкальные инструменты, появился первый струнный оркестр. А. П. Стоянов отмечал, что большую роль в изучении и популяризации хакасского фольклора внес Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, который проводил ежегодные слеты хакасских сказителей,

1 История Красноярского края. - Красноярск, 1967.

2 История Сибири. Т. 5. -Л., 1969. -С.396-399.

3 Стоянов А. К. Развитие музыкальной культуры хакасов // Торжество ленинской национальной политики.
Материалы науч. конф., посвящ. 50-летию образования СССР. - Абакан, 1973. - С. 271-278; Он же. Национальная
музыкальная культура советской Хакасии // Зажги свою звезду. - Абакан, 1975. - С. 78-83.

приуроченные к праздничным датам, введенным Советской властью, ко дню рождения Ленина (1968, 1972 гг.).

Кроме этого, в своей статье А. П. Стоянов рассмотрел деятельность самодеятельных композиторов в 1970-е гг., роль Абаканского музыкального училища в развитии самодеятельного искусства хакасов. Необходимо отметить, что работы П. А. Стоянова не носили идеологического характера, а констатировали факты развития музыкальной культуры хакасов.

В работе А. М. Герштейна «Культурно-просветительная работа в Бурятии в условиях развитого социализма (1959-1970 гг.)» (1978) по интересующей нас проблеме давалась оценка деятельности партийного руководства Бурятии культурными процессами, были выявлены общие для всех национальных регионов страны тенденции партийно-государственного и общественного управления культурой. Несмотря на то, что А. М. Герштейн в силу объективных причин завысил роль партии в организации сети культурно-просветительных учреждений в Бурятии и подготовке кадров, в своей работе он учел и общественный, человеческий фактор - энтузиазм, инициативу самого народа в организации культурных преобразований не только в городе, но и в деревне.1 Деятельность сельских культурно-просветительских учреждений Якутии в 1959-1970-е гг. рассматривалась в работе А. К. Пахомова. В его работе «Деятельность сельских культурно-просветительских учреждений Якутской АССР по коммунистическому воспитанию трудящихся условиях развитого социализма (1959-1970 гг.)» (1980), было показано культурное строительство в отдельно взятом национальном регионе. В связи с этим А. К. Пахомов выделил особенности создания сети культурно-просветительских учреждений в Якутии, характерные для других

1 Герштейн А. М. Культурно-просветительная работа в Бурятии в условиях развитого социализма (1959-
1970 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Новосибирск, 1978.

2 Пахомов А. К. Деятельность сельских культурно-просветительских учреждений Якутской АССР по
коммунистическому воспитанию трудящихся в условиях развитого социализма (1959-1970 гг.). Автореф.
дис. ... канд. ист. наук. - Новосибирск, 1978.

национальных регионов. Заслугой автора является то, что, рассматривая роль партийно-государственных структур в культурном строительстве, он раскрыл специфику культурных процессов национального региона в 1960-е гг. Так, характеризуя развитие художественной самодеятельности в Якутии, А. К. Пахомов рассмотрел не только традиционные для советского времени, но и национальные формы ее проявления: прикладное искусство, самодеятельное фольклорное и художественное творчество якутов.

Большое значение для изучения народного художественного творчества Красноярского края имели решения XXVI съезда КПСС, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему комплексному развитию на 1981-1990 годы производительных сил Красноярского края». Реализация этих решений по развитию социально-культурного комплекса Красноярского края проходила под девизом «Превратим Сибирь в край высокой культуры». В связи с этим на протяжении 1980-х гг. почин красноярцев «Превратим Сибирь в край высокой культуры» стал предметом пристального внимания широкой общественности, в том числе и научной.1 В основном работы этого периода носили научно-популярный характер. Их условно можно разделить по направлениям самодеятельного искусства Красноярского края: декоративно-прикладному искусству и современной архитектуре2; музыкальной самодеятельности3.

1 Семенов В. Превратим Красноярье в край высокой культуры. // Опыт трудового воспитания в клубах
Сибири. - М., 1982. - С. 27-39; Становкин С. Резерв социальной активности: [О движении «Превратим
Сибирь в край высокой культуры» в Красноярье] - Советская культура. 1982. - 5 января; Федирко П. С.
Начинания, творящие жизнь: [Идеологическая работа: актуальность и действенность. Движение
«превратим Сибирь в край высокой культуры». Итоги и проблемы]. - Советская культура. — 1983. — 5
июля. - С. 2; Он же. Сибири - высокую культуру: [Излож. докл. на научн.-практ. конф. «Актуал. вопр.
движения «Превратим Сибирь в край высокой культуры»]. - Красноярский рабочий. - 1984. - 30 октября
и другие.

2 Винская Л. Прекрасен мир!: [Краев, выставка живописи, скульптуры, графики и декор.-приклад.
искусства, посвящ. XXVI съезду КПСС, в Доме художника]. - Красноярский рабочий. 1981.-4 марта;
Казусь И. Новый облик городов Урала и Сибири. // Архитектурное творчество СССР. Вып. 4. - М., 1977.
С. 24-40; Кульченко Г. Архитектор: его город [О проблемах архитектуры городов Хакасии]. - Советская
Хакасия. - 1983. - 27 августа и другие.

3 Кривошеее Б. Г., Лаврушева Л. Г., Прейсман Э. М. Музыкальная жизнь Красноярска. - Красноярск,
1983; Стоянов А. Национальная музыкальная культура советской Хакасии // Зажги свою звезду. -

Значительная часть работ в начале 1980-х гг. была посвящена культурно-просветительной деятельности дворцов, домов культуры, клубов.1

Проблемы развития самодеятельного искусства Красноярского края в 1966-1985-е гг. рассматривались в работе «Очерки истории Красноярской краевой организации КПСС. 1895-1980» (1982). Характеризуя партийное руководство краем и результаты социально-экономического развития в разные пятилетки, авторы затрагивали и вопросы развития самодеятельного искусства. Несмотря на то, что роль Красноярской краевой партийной организации в развитии самодеятельного искусства была преувеличена, недостаточно уделялось внимания человеческому фактору, данная работа содержит богатый источниковый материал по данной проблеме, представленный в хронологическом порядке.

Большой вклад в изучение художественной культуры народностей Красноярского края внес хакасский исследователь Г. Г. Котожеков. В 1984 г. была опубликована его работа «Художественная культура народностей СССР», в которой на примере развития культур народов Южной Сибири, в том числе хакасов, были рассмотрены вопросы формирования и развития социалистической художественной культуры страны, прослежены закономерности взаимодействия в условиях социализма национальных и интернациональных начал в культурах численно небольших народностей СССР, обобщен опыт работы партийных организаций автономных

Абакан, 1975. - С. 78-83; Абаканский русский народный ансамбль песни и танца. - Красноярск, 1974; Хакасский народный ансамбль песни и танца «Жарки»- Красноярск, 1974; Доброе С. Хакасские танцы: [О народном ансамбле песни и танца «Жарки»]// Зажги свою звезду. - Абакан, 1975. - С. 84-87; Он же. О музыкальной культуре хакасов 70-х годов. // 50 лет Хакасской автономной области. Материалы научной конференции, посвященной 50-летию Хакасской автономной области. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1981. - С. 189-186; Ковальчук В. М. Опыт работы культурно-просветительных учреждений Красноярского края по пропаганде патриотического движения «Превратим Сибирь в край высокой культуры». - М.: ВНМЦ и КПР, 1984. - 52 с. и другие.

1 Сухачев Н. Приглашает «Юбилейный»: Дворец культуры в Черногорске. -Советская Хакасия. - 1982. -21 февраля; Король Г. Молодежь голосует «за»:[0 работе общественно-политического клуба «Кругозор» в пос. Черемушки]// Культурно-просветительская работа. - 1978. - № 11. - С. 29-31 и другие.

республик и автономных областей Южной Сибири по развитию художественного творчества коренных народов.1

В результате исследования целого комплекса проблем развития самодеятельного искусства коренных народов Южной Сибири, в том числе Красноярского края, Г. Г. Котожеков пришел к выводам, которые в современной исторической науке и культурологии стали пересматриваться, хотя проблема национального и интернационального в культуре в настоящее время по-прежнему остается актуальной.

Спорными с позиции переоценки советского исторического опыта являются выводы исследователя о том, что становление и формирование культур народов Южной Сибири в годы Советской власти шло в соответствии со спецификой национального развития; народы Южной Сибири в дореволюционный период российской истории знали лишь фольклорное искусство; успешно в СССР происходило освоение межнационального опыта; процесс интернационализации национальных художественных культур давал стимулы для их подъема и расцвета и т. д. Несмотря на то, что данные тезисы не всегда соответствовали действительности, ценность работы Г. Г. Котожекова состоит в том, что он впервые в отечественной историографии провел сравнительный анализ развития художественной культуры народов Саяно-Алтайского региона: тувинцев, хакасов, шорцев.

В 1984 г. был подготовлен сборник статей «Народное творчество в культуре развитого социализма», в котором рассматривалось традиционное народное творчество и его виды: фольклор, народное искусство и современные советской эпохе формы художественного творчества. В этом отношении ряд статей представляет особый интерес. В работе Э. Б. Алексеева «Музыкальный фольклор и музыкальная

1 Котожеков Г. Г. Художественная культура народностей СССР. - М., 1984.

2 Книга Г. Г. Котожекова «Художественная культура народностей СССР» (1984) послужила основой для
подготовки им в 1992 г. учебного пособия «Культура народов Саяно-Алтайского нагорья), в котором
автор пересмотрел свою концепцию формирования и развития национальных культур, опыт советского
культурного строительства в национальных регионах Сибири в контексте общечеловеческих ценностей.

самодеятельность» исследовалась природа самодеятельных коллективов, которые в подавляющем своем большинстве сознательно или бессознательно ориентируются не непосредственно на фольклорное наследие и его ценности, но, прежде всего на претворение их в композиторском искусстве, на заведомую обработку и модернизацию народной песни. Автор отмечал, что в советский период произошло слияние художественной самодеятельности и профессионального искусства, их тесное взаимодействие. Фольклор, по мнению Э. Б. Алексеева, приходит к современным профессионалам через самодеятельную эстраду. В работе также была дана характеристика самодеятельного искусства, включающая установку на музыкальные занятия как на занятия побочные (психологический фактор); принципиально бескорыстное отношение к этим занятиям и их результатам, не имеющим отношение к источникам и средствам существования (экономический фактор); снижение художественных требований (эстетический фактор); отсутствие школ, осуществляющих передачу закрепляемых традицией навыков.2

Проблемы специфических особенностей художественной самодеятельности рассматривал и В. Н. Максимов в работе «Художественная самодеятельность как проявление многообразия художественной культуры». Для решения этой проблемы он проводил сравнение художественной самодеятельности с другими видами художественной культуры: фольклором и искусством, на основе их функций. Это позволило автору сделать вывод о том, что для всех видов художественной культуры присущи познавательная и воспитательная функции3. Однако их реализация, по мнению В. Н. Максимова, происходила в разных социальных ситуациях. Кроме этого, он полагал, что

1 Алексеев Э. Б. Музыкальный фольклор и музыкальная самодеятельность // Народное творчество в
культуре развитого социалистического общества. - М., 1984. - С. 46.

2 Там же.-С. 63.

3 Максимов В. H. Художественная самодеятельность как проявление многообразия художественной
культуры // Народное творчество в культуре развитого социалистического общества. - М., 1984. - С. 76.

художественная ретрансляция как способ распространения художественной культуры имеет место как в фольклоре, так и в художественной самодеятельности; любой вид художественной культуры направлен на развитие личности.'

Таким образом, основной чертой художественной самодеятельности, согласно точки зрения В. Н. Максимова, является ее полифункциональность, так как в социалистическом обществе она должна одновременно удовлетворять требования и отдельных личностей, разных социальных, социокультурных групп и общества в целом .

Одним из способов реализации самодеятельного искусства являлись любительские театры. Данная проблема рассматривалась в работах А. П. Шульпина «О природе любительского театра» и Л. Н. Солнцевой «Новые формы взаимодействия со зрителями в молодежных театрах».3 А. П. Шульпин на примере Усть-Илимского театра трудящейся молодежи (Красноярский край), также как и предшественники, характеризующие художественную самодеятельность, выделял отличие профессионального театра от любительского. Актер-любитель, по мнению А. П. Шульпина, был занят в театре в свободное от работы время, не получал материального вознаграждения, не имел специального образования. Творческая жизнеспособность любительского театра, как считал А. П. Шульпин, заключалась в том, что она соответствовала естественным жизненным проявлениям человека: игре, общению, праздничным обрядам, бытовым и общественным ритуалам .

В целом, при исследовании деятельности народных театров основным аспектом является их положительная роль в жизни конкретного человека - члена любительского театра и общества. Негативные моменты

1 Там же. - С. 76, 79.

2 Максимов В. Н. Указ. соч - С. 83.

3 Шульпин А. П. О природе любительского театра // Народное творчество в культуре развитого
социалистического общества. - М., 1984. - С.84-100; Солнцева Л. Н. Новые формы взаимодействия со
зрителями в молодежных театрах // Народное творчество в культуре развитого социалистического
общества. - М., 1984.-С. 100-117.

4 Шульпин А. П. Указ. соч. - С. 85-86.

и трудности формирования таких театров в работах не рассматривались, Таким образом, историки давали одностороннюю оценку деятельности народных театров.

Музыкальная самодеятельность РСФСР в 1970-е гг., существующая при государственных клубных учреждениях, рассматривалась в статье Л. А. Богуславской. Это одна из незначительного количества работ по данной проблеме, которая дает целостное представление о развитии одного из жанров народного художественного творчества - музыкальной самодеятельности. Автор выявила классификацию музыкальной самодеятельности в зависимости от музыкальных жанров. Так, вокальная музыка в РСФСР была представлена хоровыми коллективами, инструментальная - оркестрами (духовыми, эстрадными, народных инструментов) и инструментальными ансамблями. Наряду с этими жанрами, отмечала Л. А. Богуславская, традиционными для самодеятельности 1970-х гг. большое распространение получили вокально-инструментальные ансамбли. Кроме этого, она отдельно выделила любительское музыкальное творчество, представленное такими синтетическими жанрами как музыкальный театр, театр эстрадных миниатюр, агиттеатр, агитационно-художественные бригады.2

По подсчетам Л. А. Богуславской значительная часть музыкальной самодеятельности России была представлена хоровыми коллективами -академическими, народными и любительскими. На основе этой классификации она дает характеристику каждому из них. Для академических хоровых коллективов, по мнению автора, присуще такие черты как профессионализм, широкий репертуар, интеллигентский социальный состав, конкурсная основа их формирования; для хоровых коллективов городских и некоторых районных домов культуры -репертуар из апробированных произведений, чаще всего песенный,

1 Богуславская Л. А. Музыкальная самодеятельность Российской Федерации в 70-е годы. // Народное
творчество в культуре развитого социалистического общества. - М., 1984. - С. 117-135.

2 Там же.-С. 118.

социальный состав преимущественно из служащих старше 30 лет; для хоровых коллектив районных и сельских домов культуры - преобладание в репертуаре песен, неразвитое многоголосье, слабое владение навыками пения без сопровождения, чтения нот, социальный состав из пенсионеров.1

Другой проблемой, рассматриваемой в работе Л. А. Богуславской,
являлись изменения, произошедшие в народно-хоровой самодеятельности
в 1970-е гг.: возрастание интереса к песенному фольклору и поиск новых
форм его сценического воплощения; сокращение традиционных видов
хоровой самодеятельности, например духовых оркестров, связанное с
материально-техническим трудностями и ограничением их прикладных
функций; рост вокально-инструментальных ансамблей; углубление
индивидуально-личностного начала. Автор отмечала, что

профессионализм был свойственен хоровым коллективам, работающим в культурных центрах и при музыкальных училищах.2

Некоторые аспекты развития художественного народного творчества в Хакасии были рассмотрены в «Очерках истории Хакасской областной партийной организации» (1987). Несмотря на то, что центральной в этой работе была идея о роли партии в становлении художественного творчества Хакасии в советский период, в ней представлен ценный архивный материал по данной проблеме, раскрыта политика партии и государства в сфере культуры в 1920-1985-е гг.3

Неоценимый вклад в научное обоснование народно-художественного творчества в 1980-е гг. внесли труды теоретика этого жанра - А. С. Каргина.4 Так, в работе «Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе» (1984) он сравнил развитие народно-художественного творчества в дореволюционный и советский

1 Богуславская Л. А Указ соч. - С. 119-120.

2 Там же.-С. 121-130.

3 Очерки истории Хакасской областной партийной организации КПСС. - Красноярск, 1987.

4 Каргин А. С. работа с самодеятельным музыкальным оркестром русских народых инструментов. - М.,
1982; Он же. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. - М., 1984; Он же.
Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика. - М., 1988; Он же. Народное
художественное творчество: Структура. Формы. Свойства. - М., 1990.

периоды, выделил функции художественной самодеятельности. Впервые в отечественной историографии А. С. Каргин дал объективную оценку развитию художественной самодеятельности в РСФСР, выявляя как положительные, так и отрицательные стороны.1 В другом исследовании «Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика» (1988) он рассмотрел широкий круг проблем становления и развития художественной самодеятельности в СССР. Кроме теоретических вопросов о сущности художественной самодеятельности, он выделил этапы становления художественной самодеятельности согласно основным периодам советской истории: 1930-е гг., годы Великой Отечественной войны, период послевоенного восстановления и развития народного хозяйства, 1960-1970-е гг. и дал им характеристику. В этом отношении данное исследование является ценным, поскольку никто из его предшественников не проводил сравнительного анализа развития художественной самодеятельности в СССР в разные исторические периоды.

Результатом длительных исследований А. С. Каргина в советское время стала его монография «Народное художественное творчество: Структура. Формы. Свойства», изданная в 1990 г.2 Несмотря на то, что в этой работе рассматривались основные черты народного художественного творчества: самодеятельный характер, любительская основа, массовость, национальный и интернациональный характер, конкретного определения понятия «самодеятельное искусство» А. С. Каргин не дал. Он исследовал структуру народного художественного творчества. В учебном пособии «Народная художественная культура» (1998 г.) А.С.Каргин дал более полную классификацию художественной культуры. В целом, работы А. С. Каргина в большей степени носили практический, рекомендательный

' Каргин А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. - М., 1984. 2 Он же. Народное художественное творчество: Структура. Формы. Свойства. - М., 1990.

3 Он же. Народная художественная культура. ... С.40.

характер. В основном они были посвящены развитию художественной самодеятельности в советский период. Он, как теоретик народно-художественного творчества, предлагал пути совершенствования художественной самодеятельности и их реализацию в музыкальном творчестве СССР.

Народное оркестровое исполнительство было предметом научных интересов А. Пересады. В своей работе «Оркестры русских народных инструментов» (1985.) он кратко изложил историю ведущих профессиональных и самодеятельных оркестров русских народных инструментов СССР, в том числе Красноярского края, а также некоторых зарубежных коллективов. Заслугой автора явилось то, что им был собран огромный источниковый материал по различным типам отечественных и зарубежных оркестров, существовавшим в XX в.: профессиональным, концертных организаций, хоров и ансамблей, любительским, самодеятельным коллективам. А. Пересада рассмотрел и историю крупных оркестров Красноярского края, например, оркестра Государственного Красноярского ансамбля танца Сибири. Вместе с тем эта работа носила справочный характер, в ней не давалось целостного представления о развитии оркестрового жанра в советский период.1

Другим не менее важным аспектом в изучении самодеятельного искусства 1966-1985 гг. являлась проблема подготовки кадров культурно-просветительных учреждений. В этом отношении представляет интерес работа Р. И. Ибрагимова, В. М. Мартынова «Кадры культуры: проблемы и поиски» (1987), так как на основе общесоюзного материала выявляются общие тенденции подготовки кадров для народного художественного творчества, характерные для всех регионов СССР в 1980-е гг.2 Кроме этого при характеристике методов обучения (технические средства и наглядная агитация) культурно-просветительных кадров авторы использовали

1 Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. - М., 1985.

2 Ибрагимов Р. И., Мартынов В. М. Кадры культуры: проблемы и поиски. - М., 1987.

примеры из художественной самодеятельности Красноярского края, в том числе таких коллективов юга Красноярского края как Шушенский народный театр, Усть-Абаканский народный театр и другие. Однако при всей ценности используемого в данном исследовании материала, оно, прежде всего, носил педагогическую и практическую направленность. В нем отсутствовал исторический анализ проблемы подготовки и уровня образования культурно-просветительных кадров в 1980-е гг.

Таким образом, анализ научной литературы по исследуемой в работе проблеме показал, что в советский период развитие самодеятельного искусства Красноярского края в 1966-1985-х гг. не было предметом научного изучения историков. Глубокие исследования по этому вопросу были подготовлены педагогами-практиками, руководителями культурно-просветительных учреждений, которые в своих работах прежде, чем дать практические рекомендации, были вынуждены обращаться к истории народного художественного творчества в СССР. Отсутствовали обобщающие исторические исследования не только по отдельным регионам, но и в целом по стране. Объяснение данного обстоятельства связано с тем, что развитие самодеятельного искусства в 1965-1985-е гг. и его различных форм затрудняло выработку теоретических, научных основ ключевых понятий народного художественного творчества, нерешенной оставалась и проблема начала его зарождения: либо в дореволюционный, либо в советский период.

В постсоветский период развития историографии художественно-народного творчества появились работы, в которых критически оценивалась роль советской модернизации в его становлении. В отличие от советского периода отечественной историографии, на современном этапе было издано значительное число работ по развитию народного художественного творчества в отдельных региона, в том числе и в Красноярском крае. Изменение историографической ситуации, на наш взгляд, связано с возрождением в 1990-е гг. национальной самобытной

культуры русского и коренных народов России. Поэтому для последних работ характерен анализ сложившейся культурно-исторической ситуации в регионах.

В 1992 г. был опубликован второй выпуск «Памятники истории и культуры Красноярского края» (1992), где наряду с характеристикой памятников исследуемых нами районов юга Красноярского края (Ермаковского и Идринского) были представлены статьи А. С. Панюкова, Л. Н. Славиной, касающиеся некоторых аспектов развития народного художественного творчества Сибири.1

Особо необходимо отметить работу Л. Н. Славиной «Развитие сферы культурного обслуживания в красноярской деревне (1960-1980-е гг.)» (1992). В ней содержится ценный источниковый материал, характеризующий динамику численности сети культурно-просветительных учреждений в сельской местности Красноярского края с 1960 по 1990-е гг., выявлены специфические особенности и общие закономерности развития культурной сферы красноярской деревни за 30 лет, проанализирована материальная база учреждений данного профиля, исследован кадровый потенциал красноярской деревни. Главной заслугой автора, на наш взгляд, является объективный анализ государственной политики в культурной сфере в 1960-1980-е гг.2

В 1992 г. был опубликован сборник научных статей, посвященный проблемам становления и развития художественной культуры Красноярского края. Ряд статей в нем было посвящено истории художественной культуры и юга Красноярского края, в том числе и Хакасии. Так, в статье Т. М. Ломановой «Народное прикладное искусство

Красноярского края» впервые была поставлена проблема сохранения

1 Панкжов А. С. Историческое сознание, фольклор, традиции, отряды (к проблеме изучения
крестьянского фольклора Сибири) // Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 2. -
Красноярск, 1992.- С246-251; Славина Л. Н. Развитие сферы культурного обслуживания в Красноярской
деревне (1960-1980-е гг.)// Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 2. - Красноярск,
1992.-С. 251-261.

2 Славина Л. H. Развитие сферы культурного обслуживания в красноярской деревне (1960-1980-е гг.) //
Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 2. - Красноярск, 1992. - С. 251-261.

народного искусства не только малочисленных коренных народов, проживающих на территории края, но и русского населения Балахтинского, Курагинского, Ужурского, Минусинского и других районов. К таким видам искусства она относила деревянное зодчество и резьбу, изготовление глиняной посуды и музыкальных инструментов, вышивку, традиционные промыслы. Исследуя хакасские национальные промыслы, она пришла к выводу о том, что в советский период часть из них была утрачена, в т.ч. выделка войлока, своеобразная обработка металла, изготовление народных музыкальных инструментов и детских колыбелей. Причиной нарушения изготовления предметов декоративно-прикладного искусства хакасов, по мнению Т. М. Ломановой, послужила индустрия сувенирности, захватившее народное искусство.1

Развитие оркестрового жанра в Красноярском крае рассматривала В. И. Тарасова в статье «Проблемы репертуара русских народных инструментов и творчество красноярских композиторов», опубликованной в 1992 г. Она впервые в отечественной историографии установила взаимовлияние двух видов народно-художественного творчества: оркестрового жанра и народно-прикладного искусства. В. И. Тарасова указывала, что реформа народных инструментов начала XX в. проводилась исключительно для оркестрового исполнительства. В советский период, а именно с 1930-х гг., по ее мнению, из числа оркестровых инструментов были исключены балалайка и домра, что способствовало становлению традиции сольного исполнения на этом инструментах.

В то же время баян, сконструированный в начале XX в., согласно точки зрения автора, стал профессиональным инструментом. Эти изменения, произошедшие в оркестровом жанре были, распространены по всей России, в том числе и на юге Красноярского края. Однако В. И.

Ломанова Т. М. Народное прикладное искусство Красноярского края // Художественная культура Красноярья: Сб. научн. статей / Под ред. И. В. Ефимовой, Э. М. Прейсман. - Красноярск, 1992. - С. 62-69.

Тарасова в своей работе уделяла внимание развития этого жанра и его влияния на творчество композиторов только г. Красноярска.

Первой обобщающей работой по истории народного
художественного творчества отдельного региона юга Красноярского края в
1960-1985-е гг. - Хакасской автономной области стал раздел «Культура в
1953-1985 годы» в книге «Из истории Хакасии. Советский период. 1917-
1991 гг.» (1993 г.), автор-составитель В. Н. Тугужекова. В этой работе в
силу ее специфики лишь схематически давалась характеристика
художественной самодеятельности на примере Хакасского народного
танцевального ансамбля «Жарки», сети клубных учреждений Хакасии в
1960-1985 гг. Однако проведенный автором анализ степени изученности
истории народного художественного творчества Хакасии в 1950-1980-е гг.
раскрывал перед исследователями перспективы дальнейшего

исследования этого вопроса.2

В последние годы в отечественной историографии народного художественного творчества юга Красноярского края 1960-1985-е гг. было обращено внимание на проблему подготовки культурно-просветительных кадров и историю музыкальных училищ.3

Первым обобщающим исследованием по истории Абаканского музыкального училища стала работа О. Ю. Любимцевой, приуроченная к 35-летию его образования. В ней были раскрыты проблемы специализации училища, его кадрового потенциала, открытие клубного отделения. Несмотря на то, что автор обратила внимание только на ключевые этапы становления училища, она вместе с тем уделила большое внимание личностному фактору в истории училища, показала жизнь и творчество его

1 Тарасова В. И. Проблемы репертуара русских народных инструментов и творчество красноярских
композиторов // Художественная культура Красноярья: Сб. научн. статей / Под ред. И. В. Ефимовой, Э.
М. Прейсман. - Красноярск, 1992. - С. 90-93.

2 Тугужекова В. Н. Из истории Хакасии. Советский период. 1917-1991 гг. - Абакан, 1993. - С. 67-71.

3 Любимцева О. Ю. Аккорды... К 35-летию Абаканского музыкального училища. - Абакан, 1997;
Барабаш В. П. Страницы истории Красноярского краевого училища культуры (к 55-летию со дня
основания). - Абакан, 2003.

отдельных преподавателей и выпускников, внесших огромный вклад в развитие музыкальной культуры Хакасии.

Развитие художественной самодеятельности молодежи в Хакасии в 1960-1985 гг. рассматривалось в книге «Очерки истории Хакасской организации ВЛКСМ. 1918-1991», изданной в 1998 г. Авторы этой работы определили тенденции развития художественной самодеятельности в эти годы, роль комсомольской организации Хакасии в развитии народного художественного творчества.1

История исполнительства на русских народных инструментах в Красноярском крае была обобщена в работе В. А. Аверина, изданной в 1998 г. В книге представлены творческие биографии известных в Красноярском крае музыкантов и педагогов (В. Е. Авксентьева, Г. И. Трошкина, Б. С. Феоктистова, И. Е. Машонкина и других), показаны пути становления и развития любительского и профессионального музицирования, освещена деятельность музыкальных мастеров. Однако в работе практически не было уделено внимание исполнительству на русских народных инструментах на юге Красноярского края. Автор лишь в нескольких абзацах упомянул деятельность народного оркестра Минусинского культурно-просветительного училища в 1970-е гг.3

В 1998 г. был опубликован сборник статей о выдающихся деятелях художественного народного творчества Красноярского края.4 В нем представлены научно-популярные статьи о развитии народного художественного творчества и юга Красноярского края на примере Хакасского ансамбля песни и танца «Жарки», Абаканского русского

Очерки истории Хакасской комсомольской организации ВЛКСМ. 1918-1991: Научный сборник. -Абакан, 1998.

2 Аверин В. А. Таланты народные (из истории исполнительства на русских народных инструментах в
Красноярском крае). - Красноярск, 1998.

3 Там же. - С.267-268.

4 Земной поклон. О выдающихся людях художественного народного творчества Красноярского края. -
Красноярск, 1998.

народного хора, Минусинского ансамбля «Енисеюшко» и других творческих коллективов.

Некоторые аспекты развития народного творчества Минусинского района в 1960-1980-е гг. рассмотрел и журналист А. А. Шадрин в книге «Земля Минусинская» (1998), которая, с одной стороны, носит популярный характер, с другой, содержит ценный материал о народном творчестве минусинского села.

В настоящее время исследованием теоретических аспектов народного художественного творчества занимаются Л. И. Михайлова и Н. Г. Михайлова. Ими были обоснованны новые подходы к изучению народного художественного творчества: социологический и культурологический.

В 1999 г. была опубликована монография доктора философских наук Л. И. Михайловой «Социодинамика народной художественной культуры (Детерминанты, тенденции, закономерности)», в которой впервые народное художественное творчество рассматривалось с позиции социологического подхода. Она выдвинула тезис о том, что конкретная историческая эпоха рождает присущие только ей типы народной культуры, а народное художественное творчество под воздействием новых знаний, ценностей, образа жизни народа постоянно трансформируется.1 Н. Г. Михайлова, в отличие от Л. И. Михайловой, в своей работе «Теоретико-методологические аспекты исследования народной культуры» (2000) разводит понятия «народная культура» и «народное творчество». Последнее она рассматривает как проявление народной культуры. Такой подход к народному творчеству она называет культурологическим

1 Алимова Л. Жизнь, отданная танцу // Земной поклон. О выдающихся людях художественного
народного творчества Красноярского края. - Красноярск, 1998. - С. 67-77; Ее же. От ноты «до» до ноты
«соль» // Земной поклон. О выдающихся людях художественного народного творчества Красноярского
края.- Красноярск, 1998. - С. 178- 184; Щербаков А. Иметь свое лицо // Земной поклон. О выдающихся
людях художественного народного творчества Красноярского края. - Красноярск, 1998. - С. 111-120;
Ануфриева В. «Я счастливый человек...» // Земной поклон. О выдающихся людях художественного
народного творчества Красноярского края. - Красноярск, 1998. - С. 166-171.

2 Шадрин А. А. Земля минусинская. - Красноярск, 1998. - 255 с.

подходом. Однако, несмотря на различные формулировки подходов к народной культуре и народному художественному творчеству, Л. И. и Н. Г. Михайловы проводят исследования в рамках единого подхода -междисциплинарного. Их объединяет положение о том, что каждому историческому этапу присуща своя система ценностей, культура, народное творчество и самодеятельное искусство. Нам представляется достаточно обоснованным такой подход к рассмотрению темы исследования.

Таким образом, анализ научной литературы по теме исследования показывает, что в отечественной историографии до настоящего времени не предпринималось попытки обобщить историю самодеятельного искусства Красноярского края в 1966-1985-х гг., но и его отдельных районов. Между тем, исследователями данной проблемы был накоплен огромный источниковый материал, который в настоящее время требует переосмысления.

Исходя из степени изученности темы и ее актуальности, определена цель исследования - изучить исторический процесс развития самодеятельного искусства Красноярского края в 1966-1985-е гг. как пласт народной культуры на примере его южных районов и Хакасской автономной области.

В соответствии с поставленной целью в работе реализуются следующие задачи:

- рассмотреть условия развития самодеятельного искусства
Красноярского края в 1966-19^5-6 гг. на фоне его социально-
экономического и культурного развития в эти годы.

- выявить особенности развития самодеятельного искусства и его
видов (аудиального: музыкального народного творчества, театральной

1 Михайлова Л. И. Социодинамика народной художественной культуры (Детерминанты, тенденции,
закономерности). - M., 1999. - 240 с.

2 Михайлова Н. Г. Теоретико-методологические аспекты исследования народной культуры // Народная
культура в современных условиях. Опыт междисциплинарного культурологического исследования. - М.,
2000.-С.4-25.

самодеятельности, любительского искусства; визуального:

изобразительного и декоративно-прикладного искусства,

кинофотолюбительства) на юге Красноярского края в 1960-1985-е гг.;

исследовать организационные, кадровые и материально-технические проблемы развития самодеятельного искусства в 1976-1985 гг.

Объектом исследования является история развития самодеятельного искусства Красноярского края в 1966-1985-е гг.

Поэтому под самодеятельным искусством нами понимается формы занятий непрофессиональным творчеством в исполнительских видах искусства: хоровая, вокальная, инструментальная музыка, хореография, театр, агитбригада, художественное слово, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, кинофотолюбительство.

Предметом исследования выступает процесс развития самодеятельного искусства Красноярского края в 1966-1985-е гг. на материалах его южных районов и Хакасской автономной области.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1966
по 1985-е гг. В основу нижней границы этого периода положены
принципы развития советской культуры и культурной политики,
заложенные в Программе КПСС, принятый XXII съездом КПСС и
развитыми на XXIII съезде КПСС, состоявшемся в марте-апреле 1966
года. В марте-апреле 1966 г. состоялся XXIII съезд КПСС. Он как высший
орган партийной и государственной власти в СССР поставил новые задачи
в развитии советской культуры, заложил основы культурной политики
Советского государства на последующее 20-летие. На XXIII съезде
впервые было заявлено о необходимости развития материально-

технической базы культуры; обеспечении совершенствования всех форм культурной деятельности; улучшении содержания работы клубов, домов культуры, библиотек1. Решения этого съезда в значительной степени

1 Там же.-С. 194.

способствовали развития самодеятельного искусства в Красноярском крае и других регионах РСФСР.

Выбор верхней границы исследования - 1985 г. обусловлен новым этапом в развитии самодеятельного искусства Красноярского края, характеризующимся свертыванием традиционных для советского времени исполнительских коллективов: хоров, оркестров народных и духовых инструментов, самодеятельных театров. Широкое распространение во второй половине 1980-х гг. получили прикладные виды народного творчества и фольклор.

В рамках данного периода можно выделить два относительно самостоятельных этапа: 1966-1975 гг. и 1976-1985 гг. первый из них характеризуется свертыванием критики сталинизма, так называемого периода в советской истории - «оттепели», ужесточением цензуры. Все сферы общественной жизни, в том числе и культура были полностью поставлены под контроль государства и партии. Однако в развитии самодеятельного искусства в этот период еще присутствуют положительные тенденции, выразившиеся в увеличении числа участников художественной самодеятельности, наращивании материально-технической базы учреждений культуры и т.п. 1976-1985-е гг. характеризуются состояние политической и экономической стагнации советского общества, «застоем», что не могло не отразиться на развитии самодеятельного искусства. Кризис самодеятельного искусства проявился в свертывании таких жанров художественной самодеятельности как самодеятельные театры, агитбригады, сокращении учреждений культуры и т.п.

Территориальные рамки исследования связаны с территорией Саянского территориально-производственного комплекса, который включил в себя 7 районов Красноярского края: Ермаковский, Идринский, Каратузский, Красноту ранский, Минусинский, Шушенский и город Минусинск и Хакасскую автономную область. Это был один из самых

населенных регионов Красноярского края. Уже в 1970-е гг. на его территории проживало свыше 700 тыс. человек.1 Наш выбор основывается на том, что в исследуемый период руководство партийный и советских органов Красноярского края придавало огромное значение развитию производительных сил Саянского ТПК, а соответственно и всей его инфраструктуры, включая и социально-культурную сферу. Для исследования представляла интерес увидеть, как в масштабах такого мощного производственного комплекса существовала и такая сфера народного творчества, как самодеятельное искусство.

Методологическая база исследования.

Вопросы методологии сложны и многообразны, исследование данной темы проведено на основе методологии плюрализма и различных методов. При этом автор опирался на общеметодологические принципы историзма, объективности, всесторонности, альтернативности истории.

Принцип историзма заключается в соблюдении хронологической последовательности событий и явлений, оценке фактов, исходя из реалий конкретного периода и устанавливающем связи каждого момента исторического процесса с его прошлым и будущим.

Принцип объективности требует всестороннего отражения данного явления, находящегося в тесной связи с другими явлениями исторической действительности, разностороннего анализа собранных материалов, относящихся к данной теме в совокупности.

В диссертации применялись различные методы. Использовался хронологический метод, при котором история развития самодеятельного искусства в Красноярском крае рассматривалась в динамике на протяжении с 1966 до 1985 г. Поскольку в работе освещается история развития самодеятельного искусства, то наиболее употребляемым был статистический метод.

1 Саянское созвездие. - М., 1981. - С. 31.

Особенностью исследования темы является то, что в компетенцию автора входило использование искусствоведческой и обширной литературы по вопросам культуры в целом. Это позволило проследить на достаточно длительном хронологическом фоне особенности развития самодеятельного в Красноярском крае. Использование различных методов исследования дало возможность в какой-то мере освободиться от идеологических догм и создать объективную картину развития важнейшего аспекта культуры Красноярского края - самодеятельного искусства. Комплексный методологический подход позволил осуществить поставленные цели и задачи.

В процессе исследования автор опирался на общие методы исторического исследования: историко-сравнительного анализа и исторического описания.

Источниковая база исследования. Весь комплекс источников по истории самодеятельного искусства Красноярского края можно условно разделить на следующие группы: документы опубликованные и неопубликованные.

Опубликованные документы представлены статистическими источниками, официальными документами партийных и государственных органов, воспоминаниями, публикациями в средствах массовой информации исследуемого в работе периода.

Статистические материалы по развитию самодеятельного искусства Красноярского края были взяты из следующих статистических сборников «Народное хозяйство Красноярского края (Юбилейный статистический сборник)» (1985), «Социальный паспорт Хакасской автономной области» (1979), «Хакасской автономной области 50 лет. Юбилейный статистический сборник» (1980), «Хакасская автономная область в цифрах. Юбилейный сборник к 70-летию Великого Октября» сборник» (1987).'

1 Народное хозяйство Красноярского края: Юбил. стат. сб. - Красноярск, 1985; Социальный паспорт Хакасской автономной области. - Абакан, 1979; Хакасской автономной области 50 лет. Юбилейный статистический сборник. - Абакан, 1980, Хакасская автономная область в цифрах. Юбилейный сборник к

Так, в сборнике «Народное хозяйство Красноярского края (Юбилейный статистический сборник)» (1985) содержаться сведения о численности культурно-просветительных учреждений, в том числе клубов в 1966-1985-е гг., которые позволили проследить общие тенденции развития самодеятельного искусства Красноярского края в разные годы. Однако в этом сборнике не показана численность культурно-просветительных учреждений отдельно по районам края, нет данных по количеству учреждений культуры в городской и сельской местности как края в целом, так и районов в частности. Опубликованные сведения по данной проблеме в Хакасской автономной области имеются в сборниках «Хакасской автономной области 50 лет. Юбилейный статистический сборник» (1980), «Хакасская автономная область в цифрах. Юбилейный сборник к 70-летию Великого Октября» сборник» (1987)».

Особую значимость для изучения развития самодеятельного
искусства в Хакасской автономной области в 1970-е гг. представляет
статистический сборник «Социальный паспорт Хакасской автономной
области» (1979), в котором был дан сравнительный анализ численности
клубных учреждений, кружков клубной художественной

самодеятельности, кадрового потенциала Хакасии не только по годам, но и с этими показателями по РСФСР и СССР в целом. Необходимо отметить, что в этом сборнике не было сведений по развитию самодеятельного искусства Хакасии в 1960-е гг.

В числе официальных государственных и партийных органов автором работы использовались материалы съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР.1 Например,

70-летию Великого Октября» сборник - Абакан, 1987.

1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. Ч. IV. Изд. 7. - М., 1960; Материалы XXIII съезда КПСС. - М., 1966; Пленум ЦК КПСС 24-26 марта 1965. Стенографический отчет. - М., 1965; Положение «О народных самодеятельных театрах профсоюзов» от 9 января 1961 г. // Художественная самодеятельность. - 1961. - № 3. - С. 4; Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения от 10 ноября 1977 г. // КПСС в резолюциях. Т. 13. - М., 1987. - С. 218-224; Постановление ЦК КПСС о мерах по

материалы XXIII съезда КПСС, постановление ЦК КПСС и Совета Министров о мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения от 10 ноября 1977 г., постановление ЦК КПСС о мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества от 28 марта 1978 г, в которых, с одной стороны, констатировались проблемы, стоящие перед культурно-просветительными учреждениями как страны в целом, так края в частности, а также предлагались пути их решения. В ряде официальных документов принимались решения по кадровым проблемам. Так, в Постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР о мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения от 10 ноября 1977 г. закреплялись меры по привлечению специалистов к работе в учреждениях культуры сельской местности.

Среди опубликованных воспоминаний, использованных в работе, необходимо отметить воспоминания балетмейстера ансамбля песни и танца «Жарки» Хакасской автономной области Сары Даниловны Словиной, изданные в 1990 г. В своих воспоминаниях она рассматривает деятельность ансамбля «Жарки» с момента его образования в 1961 г. до 1972 г., ухода С. Д. Словиной на пенсию.1

Кроме этого, значительная часть источникового материала, используемого в работе, представлена средствами массовой информации. В диссертационном исследовании использованы советские периодические издания «Красноярский рабочий», «Советская Хакасия», «Знамя труда», «Ленинская искра», «Искра Ильича», «Заветы Ильича» и другие, выходящие на юге Красноярского края. В них содержится ценная информация о районных смотрах художественной самодеятельности в разные годы, некоторые статистические сведения о сельских клубах, районных домах культуры, участниках художественной самодеятельности.

дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества от 28 марта 1978 г. // КПСС в резолюциях. Т. 13. - M., 1987. - С. 253-256. Словина С. Д. Ансамбль «Жарки». Воспоминания балетмейстера. - Абакан, 1990.

Основным критерием отбора источников из средств массовой информации являлись фактические материалы. Диссертантом был проведен критический анализ комментариев к ним со стороны редакции или авторов статей.

В диссертационном исследовании использованы материалы 21 фонда 12 архивов городов Москвы, Красноярска, Минусинска, текущих архивов районных отделов культуры юга Красноярского края и Минусинского регионального краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова, Красноярского краевого краеведческого музея.

В числе неопубликованных источников в работе использованы распоряжения, постановления, приказы государственных и партийных органов РСФСР, Красноярского края, районов юга Красноярского края.

В работе использованы материалы фонда Красноярского краевого комитета КПСС Центра хранения исторических документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИДНИКК), в частности протоколы заседания краевого комитета КПСС по вопросам культурного развития края. Так, например, результатом заседания бюро Красноярского краевого комитета КПСС стало постановление бюро крайкома КПСС, исполкома крайсовета, президиума крайсовпрофа, крайкома ВЛКСМ от 9 сентября 1982 г. «Об условиях социалистического соревнования между городом и районами края по выполнению социалистических обязательств под девизом «Превратим Сибирь в край высокой культуры», которые определило новый этап в развитии самодеятельного искусства Красноярского края (фонд 26 ЦХИДНИКК).

В Государственном архиве Красноярского края диссертант работал с 2084 фондом, в котором находятся сведения о деятельности и кадровом потенциале Красноярского краевого училища культуры и других культурно-просветительных учреждений юга Красноярского края.

Сведения о развитии самодеятельного искусства в 1966-1985-е гг. в районах юга Красноярского края были почерпнуты в местных архивах:

архиве города Минусинска, Центральном государственном архиве Республики Хакасия (ЦГА РХ), архивах Краснотуранского, Курагинского и Идринского районных отделов культуры, Шушенского отдела культуры.

В архиве города Минусинска диссертантом были изучены материалы трех фондов: Минусинского районного отдела культуры (ф. 705), Минусинского городского отдела культуры (ф. 1039) и Красноярского краевого училища культуры (ф. 1016). В них содержится информация о коллективах художественной самодеятельности г. Минусинского и Минусинского района и их численности, представлена численность учреждений культуры Минусинского района и направления их деятельности, в том числе Красноярского краевого училища культуры.

Кроме того, данные о становлении и деятельности Красноярского краевого училища культуры в 1966-1985-е гг. содержатся в архиве училища и архиве управления культуры администрации Красноярского края.

История народного художественного творчества в Хакасской автономной области в 1966-1985-е гг. была прослежена на основе 7 фондов ЦГА РХ: Хакасского обкома КПСС (ф.2), Президиума Хакасского исполкома (ф. р-39), Хакасского областного отдела управления культуры (ф. р. 647), Хакасского областного дома народного творчества (ф. 618), Абаканского музыкального училища (ф. 577), Абаканского управления культуры (ф. 619) и других. Так, например, численность клубных учреждений, планы введения новых культурно-просветительных учреждений показаны в 566 и 577 фондах ЦГА РХ.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые на широком круге источников предпринята попытка изучить процесс развития самодеятельного искусства Красноярского края в 1966-середине 1985-е гг. на материалах его южных районов.

Также впервые в отечественной историографии в работе автор характеризует условия и особенности развитие самодеятельного искусства

Красноярского края в указанный период, роль культурно-просветительных учреждений в развитии самодеятельного искусства в 1966-середине 1980-х гг., проблему подготовки культурно-просветительных кадров.

В работе впервые вводится в научный оборот значительное количество новых архивных материалов, дана их критическая оценка, предпринята попытка нового осмысления ранее опубликованных и использованных в научных работах источников.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных результатов в исторической науке. Фактический материал, выводы и основные положения работы могут быть использованы в обобщающих трудах по истории и культуре Красноярского края и его отдельных районов, Республики Хакасия. Кроме этого, основные тезисы работы могут быть использованы при составлении спецкурсов для студентов музыкальных училищ, училищ культуры по проблемам истории самодеятельного искусства Красноярского края, при подготовке учебных пособий и учебников.

Сделанные выводы и рекомендации могут быть полезны органам государственной власти для разработки основ культурной политики, органам исполнительной власти в сфере народного образования и культуры для решения проблем, связанных с досугом молодежи, патриотическим и эстетическим воспитанием.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций